[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Не любят башкирские чиновники разговоров о правах человека. Им сразу начинает казаться, что против них ополчился весь мир: они занимают позу обиженных и пытаются отрицать очевидное.
Но факт в том, что единственное в России за последние годы известное дело, когда сотрудников милиции осудили за применение пыток, случилось в башкирском городе Туймазы. Как свидетельствует доклад общественного фонда "Международный стандарт" рассматривающий ситуацию с правами человека в республике, случившееся в небольшом башкирском городке не является чем-то из ряда вон. Скорее, это обычная практика работы местной милиции. Фактура для доклада собиралась в двух городах республики - Туймазы и Белорецке. Однако приведенные случаи характеризуют стиль работы милиции республики в целом.
Описания издевательств милиционеров над незаконно задержанными людьми занимают с десяток страниц доклада, приводятся здесь и фамилии милиционеров, участвовавших в пытках и избиении людей. Ответственности за это никто не несет. Даже в том единственном случае, когда двое милиционеров, несколько часов избивавших задержанного, все-таки были осуждены, они получили лишь по паре лет условно.
Когда президент распустил налоговую полицию, многие обозреватели отметили, что передать ее функции милиции было не лучшим решением. Органы МВД не хуже полицейских обросли экономическими интересами и не раз были замечены в различных разборках из-за передела собственности.
В Башкирии таких случаев не отмечено. Здесь все крупные, прибыльные и наиболее привлекательные предприятия находятся под контролем республиканской власти. Поэтому местному МВД пришлось искать другие источники материальной поддержки.
Эта задача министром внутренних дел республики Диваевым была решена еще четыре года назад. В августе 99-го он обратился с письмом к премьер-министру республики Байдавлетову с просьбой поддержать инициативу благотворительного фонда "Народный дом социальной защиты", возглавляемого Эрастом Фомичевым.
Фомичев просил передать ему право требования просроченной дебиторской задолженности башкирских предприятий, возвращенные же средства он предлагал делить между республиканским бюджетом, МВД республики и своим фондом. Неизвестно, учло ли правительство республики рекомендации Диваева, однако 16 декабря того же года предложение Фомичева было принято. И в тот же день распоряжением министра внутренних дел республики Диваева башкирские предприятия обязали передать Фомичеву права требования на свою просроченную задолженность.
Непонятно, почему распоряжение предприятиям подписано не премьером, а министром внутренних дел, который, казалось бы, к управлению местной промышленностью не имеет никакого отношения. Неясно и почему вообще предприятия должны были безвозмездно отказаться от своей, пусть и почти потерянной, но все же собственности в пользу какого-то фонда.
Министр не мог не знать, что дает рекомендации человеку, четырежды осужденному за хищения и другие тяжкие преступления.
Пользуясь покровительством МВД республики, Фомичев продолжил свою "карьеру". Первой жертвой стала "Башнефть", которую обязали ежемесячно поставлять фонду Фомичева не менее 35 тысяч тонн нефти по себестоимости. Перепродавая нефть уже по рыночным ценам, он получал прибыль, которая проходила как возврат долгов. При этом, по некоторым данным, самой "Башнефти" Фомичев задолжал 3,5 миллиона долларов.
Имея доступ к нефти, Фомичев брал на себя многочисленные обязательства по поставке нефти, мазута, северному завозу. Поговаривают, что фонд каждый раз получал предоплату. Однако фактов, когда обязательства выполнялись, наберется не так уж много.
Вряд ли министр Диваев всего этого не знал, учитывая то, что уже не раз заминались уголовные дела против Фомичева.
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]