[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Амнистия не должна ущемлять права потерпевших. Таков смысл решения, вынесенного 24 апреля Конституционным судом (КС) России. Дело рассматривалось по жалобе Ларисы Запорожец.
В результате неудачной операции у Ларисы Запорожец было изуродовано лицо. Против врача возбудили уголовное дело по статье 118 УК РФ ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности"). Впоследствии дело прекратили в связи с амнистией, которая была объявлена Госдумой в 2000 году в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне. Заявительница считала неконституционным пункт 8 постановления Госдумы об амнистии, котором предусматривалось прекращение дел, находящихся в стадии расследования или в суде. Лариса Запорожец полагала, что это нарушает ее конституционное право на судебную защиту.
Адвокат заявительницы Вячеслав Журовский в судебном заседании пояснил, что имеется в виду. Разумеется, никакая амнистия не лишает потерпевшего права предъявить гражданский иск о возмещении морального и материального вреда. Но в этом случае ему придется начинать все сначала и действовать в одиночку, поскольку прокуратура уже не будет выступать на его стороне. В гражданском процессе бремя доказывания целиком ложится на потерпевшего.
Решение, принятое Конституционным судом можно считать половинчатым. КС счел, что сам по себе пункт 8 думского постановления Конституции не противоречит. То есть, государство вправе прекращать уголовные дела. Однако КС пояснил, что при этом не должны ущемляться права кого бы то ни было. Амнистия -- амнистией, но государство не должно забывать о своих конституционных обязанностях, среди которых -- обеспечение потерпевшим доступа к правосудию, компенсация им понесенного ущерба.
Суд указал, что и при амнистии государство обязано обеспечивать потерпевшим помощь, например, при предъявлении гражданского иска. Это следует понимать как ответ адвокату: прокурор и в случае амнистии обязан выступать на стороне потерпевшего
Адвокат Ларисы Запорожец положительно оценил решение КС. По его словам, оно станет ориентиром для судов при рассмотрении подобных дел. Впрочем, действительно ли так будет -- вопрос спорный. Решение КС пока выглядит скорее как благое пожелание. Если Лариса Запорожец считала себя лишенной права на судебную справедливость, то нельзя сказать, что КС это право восстановил. По сути, он подтвердил право амнистировать преступников еще до вынесения судебного приговора, то есть, до установления истины. Амнистия по своему смыслу -- это акт милосердия. Она призвана освобождать от уголовного наказания, но не препятствовать установлению истины. Думается, что справедливым было бы именно такое решение проблемы.
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]