Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 74 (602) от 23 апреля 2003 г. [ N 73 ] [ N 75 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

А и Б сидели на скамье

Анастасия Корня
Время МН, N 66

Пока Госдума готовится рассмотреть два "конкурирующих" закона о защите свидетелей и потерпевших

Сын и жена Чикатило воспользовались "программой защиты свидетелей" еще тогда, когда этой программы и в помине не было

Пока Госдума готовится рассмотреть два "конкурирующих" закона о защите свидетелей и потерпевших (если учесть, что один из них внесен президентом, а другой -- группой депутатов, сомнений в том, какому из них законодатели отдадут предпочтение, практически не остается), сенаторы предлагают Федеральному собранию устранить половинчатость нормативного регулирования мер безопасности, содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе.

Действительно, несмотря на то, что самые эффективные меры защиты -- смена имени, документов, внешности, места жительства -- пока только в проекте, основные, "базовые" элементы уже прописаны в новом УПК. Например, по решению суда может быть выделена постоянная охрана для участников процесса в том случае, если им угрожают, возможность для свидетеля проводить опознание и давать показания анонимно, прослушивание его телефонных переговоров и так далее. Но, как показала практика, многие положения плохо "стыкуются" с действительностью. Вот, к примеру, псевдоним для гражданина, которому опасно фигурировать под собственным именем. Но по анонимкам у нас уголовные дела не возбуждаются. А когда появился псевдоним, куда, извините, девать протоколы допросов, подписанные настоящим именем потерпевшего? И потом, что следует использовать в качестве псевдонима? Вымышленное имя Иванов Иван Иванович может случайно совпасть с Ивановым вполне реальным... Проще использовать алфавит: свидетель А, Б, и так далее, но это нужно специально оговорить в законе. Способы, которые позволили бы скрывающемуся под псевдонимом избежать в суде встречи с обвиняемым и его друзьями, тоже не оговорены, хотя можно было бы предусмотреть возможность допроса такого свидетеля с использованием средств видеосвязи.

-- Технические средства связи для допроса свидетелей вполне уместны, -- считает судья Верховного суда Станислав Разумов. -- Самое важное для нас, чтобы суд мог удостовериться, что допрашивается именно то лицо, которое мы допрашиваем. Все остальное -- это уже проблема материального обеспечения.

По мнению зампредседателя думского комитета по законодательству Елены Мизулиной, именно финансовый вопрос является самым проблематичным. Зато многие уточнения технического характера могут быть включены в пакет поправок к УПК, которые уже приняты в первом чтении и сейчас готовятся ко второму.

Впрочем, как считает сенатор от Ингушской республики (а в прошлом -- прокурор) Исса Костоев, законодатели -- в том числе и готовившие специальный закон о защите свидетелей и потерпевших -- упустили еще одну немаловажную деталь. Не предусмотрено, даже в проекте, службы, которая "вела" бы свидетеля с самого начала и до того момента, когда отпала бы необходимость в защите. Какие-то меры защиты предусматривает следователь, какие-то -- суд, какие-то прокурор... Но кто будет отслеживать весь процесс в целом -- непонятно.

-- В свое время я сына Чикатило и его жену "частным" образом прятал, -- рассказал он газете "Время МН" историю из своего прокурорского прошлого. -- Договорился в Харькове, исполком выкупил у них квартиру, изменили фамилию, переехали. Кстати, мы получили информацию, что их искали. Как минимум три человека, с намерением отомстить за преступления отца. Ну а потом случайно узнаю, что сын бросил прятаться, вернулся, взял фамилию отца: "Моя фамилия Чикатило -- и все тут". В принципе кто-то должен отслеживать такие вещи и определять, когда следует снимать защиту.

Впрочем, пока на государственную защиту граждане в принципе не рассчитывают: по данным правоохранительных органов, свидетелями преступлений ежегодно выступают около 10 млн человек, примерно четверть из них в ходе суда и следствия меняет свои показания. Для сравнения: в США ежегодно по программе защиты свидетелей проходит не более 350 человек. И они обходятся в 60 с лишним млн долларов.

Выпуск N 74 (602) от 23 апреля 2003 г. [ N 73 ] [ N 75 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]