[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 56 (594) от 28 марта 2003 г. [ N 55 ] [ N 57 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Генеральный прокурор Владимир Устинов, подписавший документ под названием "Анализ состояния законности и преступности в Российской Федерации за 2002 год", уделил особое внимание соблюдению законности в силовых структурах.
Оценки генпрокурор раздает суровые. Оказывается, преступность в силовых ведомствах "цветет махровым цветом" (выражение г-на Устинова).
Всего военными в минувшем году совершено 20,4 тысячи преступлений. Каждое четвертое нарушение закона - "неуставные отношения и рукоприкладство командиров". По данным Генпрокуратуры, в результате этих внутриказарменных разборок 180 человек получили тяжкие увечья, а 8 погибли. Всего же "от преступных посягательств" за год погибло свыше 500 военнослужащих. Естественно, из этого ада люди бегут. Всего за 2002 год подались на волю 4,2 тысячи военнослужащих.
Особая статья - правопорядок в Объединенной группировке войск в Чечне. По словам г-на Устинова, здесь нарушения закона (за год их было свыше 2 тысяч) "губительно сказываются" на ходе военных действий в мятежной республике. В частности, в документе затрагивается проблема безопасности полетов. В прошлом году было сбито 5 вертолетов. Всего в авиационных инцидентах погибло 136 человек. Однако, констатирует генпрокурор, командование не озаботилось тем, чтобы как-то исправить ситуацию. Например, после гибели вертолета Ми-26Т (19 августа 2002 года) был издан приказ министра обороны о мерах по повышению безопасности полетов в Чечне. Однако проведенная спустя полтора месяца прокурорская проверка показала, что в части этот приказ даже не поступал. А в октябре и ноябре были подбиты еще два вертолета.
Прелюбопытные дела творятся на ниве "коммерциализации" военного дела. Гражданские бизнесмены (понятно, при содействии партнеров в погонах) освоили новый способ конверсии: скупают долги предприятий Минобороны (а те, известно, в долгу как в шелку), а затем начинают процесс их банкротства. Причем все в рамках действующего законодательства. Так, коммерсантам удалось было завладеть уникальным по мощности и оснащению 775-м артиллерийским военным заводом Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ. Сделку едва удалось пресечь. Точно так же, обанкротив 568-й авиаремонтный завод ВВС, бизнесмены пытались прибрать к рукам оборудование на 28 млн рублей и 8 самолетов Су-24. Коммерсанты чуть было не приобрели с потрохами 52-й Центральный проектный институт Минобороны. Уже было расставили там по всем углам свою охрану. Но что-то там не сладилось. Это известные случаи. А сколько "пороховых заводиков" незаметно для прокуратуры перекочевало в руки частных лиц? Об этом и Устинов не знает.
Очень естественный для военной организации промысел - торговля оружием на сторону. Сегодня в распоряжении военных, утверждает Генпрокуратура, сосредоточено 750 тысяч вагонов с ракетами, снарядами и взрывчаткой. Менее половины этого богатства хранится в кирпичных или бетонных хранилищах. Остальное - под открытым небом. Надежный способ замести следы кражи - пожар. За последние два года боеприпасов сгорело на 10,9 млрд рублей. Удалось разыскать до 1,5 тысяч автоматов, более 300 тысяч единиц боеприпасов, 1,2 тонны взрывчатых веществ. По оценкам экспертов, это лишь 10% похищенного с военных складов.
Генпрокурор Устинов тонко подмечает: "Идущие в Вооруженных силах преобразования, к сожалению, не сопровождаются укреплением дисциплины". Сказал бы уж прямо: разлагается армия.
Выпуск N 56 (594) от 28 марта 2003 г. [ N 55 ] [ N 57 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]