[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 54 (592) от 26 марта 2003 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Автор - доктор юридических наук размышляет, кого обрадуют внесенные Президентом России поправки в Уголовный кодекс
Недавно президент Путин внес в Госдуму проект поправок в Уголовный кодекс. При этом было заявлено, что они "направлены на либерализацию уголовного законодательства" и "касаются смягчения наказаний за малозначительные преступления". Хотя изучение законопроекта показывает, что как раз малозначительных преступлений он касается менее всего.
На наш взгляд, главное в проекте - исключение из УК всех положений, касающихся наказания в виде конфискации имущества. По действующему УК (ст. 52) конфискация имущества устанавливается лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Например, за финансирование терроризма или организацию преступного сообщества. За легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем. За мошенничество, кражи, разбои в крупном размере и т.д.
В новом проекте, однако, конфискацию предлагается заменить на штрафы от 500 тысяч до миллиона рублей. Если следовать логике разработчиков, то преступнику, укравшему, например, у государства 100 миллионов долларов и отмывшему их в офшорах, достаточно оплатить штраф от 15 до 30 тысяч долларов - и тогда Россия посчитает ущерб возмещенным.
Правда, инициаторы поправок поясняют, что отмену конфискации имущества в УК может заменить положение Уголовно-процессуального кодекса. Там говорится, что "деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства". Но это положение содержится в ст. 81 УПК, которая называется "Вещественные доказательства". И речь в ней идет о деньгах и ценностях, признанных вещественными доказательствами, и лишь при установлении того факта, что конкретные деньги и ценности нажиты преступным путем. Когда же речь идет о конфискации имущества, то подразумевается любое имущество лиц, чья вина в совершении преступления доказана и судом вынесен приговор.
Отмена правового института конфискации имущества в УК нарушает обязательства России по международным договорам. Судите сами: в ратифицированной нашей страной Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности под "доходом" понимается любая материальная выгода, полученная в результате совершения уголовных преступлений. В подписанной, но до сих пор не ратифицированной Россией Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности понятие "доходы от преступлений" означает любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно в результате совершения какого-либо преступления.
Таким образом, по существующему законодательству узкое понимание дохода от преступления как вещественного доказательства в российском УПК компенсировалось институтом конфискации имущества в нашем же УК. Предлагаемые президентом поправки к УК, однако, могут нарушить этот баланс между двумя кодексами, отбросив Россию на обочину международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. С их введением будут сведены на нет многие процедуры сотрудничества в области конфискации, особенно в части распоряжения конфискованными доходами и имуществом. В случае с теми же украденными 100 миллионами долларов это означает, что после уплаты штрафа и отбытия наказания преступник, который предусмотрительно положил их на счет в зарубежном банке, сможет ими спокойно пользоваться.
Помимо отмены института конфискации имущества, в законопроекте имеются и другие положения, вызывающие серьезные вопросы. Так, президентские поправки отменяют уголовную ответственность за незаконное приобретение и ношение газового и холодного оружия, в том числе метательного. Уголовная ответственность остается только за сбыт такого оружия (новая редакция ст. 222 УК). Если такая поправка будет принята, то толпы спортивных фанатов, скинхедов и просто уличных хулиганов смогут передвигаться по улицам с финками, кастетами, булавами, пиками и прутьями - без страха угодить за решетку.
Отсутствие реального наказания для потенциальных погромщиков и казнокрадов - не слишком ли большая цена за видимость либерализации уголовного законодательства?
Выпуск N 54 (592) от 26 марта 2003 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]