[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 48 (586) от 18 марта 2003 г. [ N 47 ] [ N 49 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Президент России внес в Государственную думу проект изменений в Уголовный кодекс, который имеет цель гуманизировать нынешнюю карательную политику государства.
Владимир Путин считает, что "надо смягчить наказание за незначительные преступления. Нельзя мести всех под одну гребенку и мазать одним цветом". Как известно, год назад, в Послании Федеральному собранию РФ президент отмечал: "Сейчас за преступления небольшой и средней тяжести следуют те же санкции, что и за тяжкие. Отчего преступность не уменьшается, а люди ожесточаются". Президент выступает, в частности, за такой вид наказания, как исправительные работы, а также за снижение максимальных санкций за преступления, совершенные по неосторожности.
Тупиковый путь
Отечественная карательная политика давно вызывает зуд у сотрудников тюремного ведомства. Несколько лет назад заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний генерал-майор внутренней службы доктор юридических наук, профессор Александр Зубков не уставал повторять: "Признаемся честно: нынешний контингент осужденных содержать под стражей мы не в силах. Следственные изоляторы переполнены. Добавьте к этому эпидемию туберкулеза, проблемы с питанием, стрессы. Картина получается безрадостная. Если пойти по пути расширения тюремной системы, то потребуется 12-15 лет ударного строительства мест заключения, естественно, при хорошем финансировании. Денег на это нет. Это тупиковый путь. Значит, надо менять карательную политику, третьего просто не дано".
Сделать это, находясь в системе МВД, тюремный главк не мог: такая уж политика была у правоохранительного ведомства. С переходом в Минюст такая возможность появилась. Специалисты настаивали, что кара должна оставаться для тех, кто совершил особо тяжкие и тяжкие преступления. В отношении остальных необходимо проводить либеральную политику. Так появилась концепция реформы уголовно-исполнительной системы, стержнем которой являются наказания, альтернативные лишению свободы, в том числе в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста.
"Огласите весь списочек, пожалуйста"
Все эти новшества будут введены начиная со следующего года. Обязательные или исправительные работы планируется применять, когда, например, штраф с человека взять невозможно, а лишение свободы будет слишком строгой мерой. Срок этого наказания может составлять от 60 до 240 часов, но не более четырех часов работы в день. Контролировать осужденного должна уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства.
Приговор к ограничению свободы будет означать отбывание наказания в одном из 160 специальных исправительных центров, которые предполагается построить во всех субъектах России. Рассчитаны они в общей сложности на 48 тыс. человек. Эти центры по условиям содержания будут аналогичны нынешним колониям-поселениям, но с более мягким режимом. Осужденные будут жить без охраны в специальном общежитии без права покидать его в ночное время.
Что касается ареста, то он предполагает содержание осужденных до полугода в условиях строгой изоляции под стражей в арестных домах с ограничением и запрещением свиданий (кроме адвоката), получение посылок, передач и т.д. "Клиенты" арестных домов будут иметь право лишь на ежедневную полуторачасовую прогулку и покупку раз в месяц продуктов питания. Планируется построить в стране 140 арестных домов.
Но это все - в планах. Но уже принят ряд федеральных законов, направленных на смягчение уголовной политики. Например, более полугода действует норма, которая предусматривает передачу санкции на арест от прокурора судье, что привело к уменьшению количества арестантов СИЗО на 20%.
Настоящих буйных мало
Из всего тюремного населения России только 12-16% - люди действительно опасные, с соответствующими моральными установками. 50-60% - инертная часть. Они не примыкают к преступной среде, но при определенных условиях вполне могут в ней оказаться. Именно этих людей нам и стоит беречь, иначе общество только и будет делать, что работать на свои тюрьмы, считают в Центре содействия реформе уголовного правосудия.
Руководитель центра Валерий Абрамкин вспоминает: "В 80-х годах мне самому пришлось на шесть лет отправиться в неволю. Самое сильное впечатление от моего тюремного срока - это люди, которые находились рядом со мной. Среди заключенных я почти не увидел тех, кого по совести можно было назвать преступником. Это совсем не значит, что их отправили за решетку совсем ни за что. Людей, арестованных или осужденных не по закону, было не так уж много. Но если бы каким-то волшебным образом удалось поменять заключенных на случайных людей с воли, то я думаю, что этого бы просто никто не заметил".
На 100 тыс. населения у нас 614 человек - заключенные. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после США (680 на 100 тыс.). Из 891 тыс. заключенных более половины (около 500 тыс.) больны различными заболеваниями, включая туберкулез. 741 тыс. находится в колониях разного типа, 136 тыс. - в СИЗО.
Вместе с тем снижение числа "сидельцев" позволило улучшить условия их содержания и приблизить их к европейским стандартам. В прошлом году открыто восемь исправительных учреждений и 14 участков особого режима. За счет создания двух новых СИЗО и реконструкции действующих создано дополнительно более 2600 мест. Улучшилось медицинское обслуживание заключенных, в частности, укрепилась противотуберкулезная служба. Заболеваемость в пенитенциарных учреждениях в минувшем году снизилась на 13%, а общий уровень смертности среди осужденных - на 22%.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов:
- Либерализация уголовного законодательства в отношении, в частности, экономических преступлений является своевременной. Тот человек, который украл, пусть лучше возместит ущерб, вернет деньги, но не занимает место на нарах, где и так много народу и с которых уходят закоренелыми преступниками.
Если бы за незначительные преступления не сажали, возможно, и не было бы недавнего побега из "Матросской тишины" 23-летнего москвича Алексея Дюльгера. Как известно, он бомжевал, голодал, вот и украл из холодильника сумку курятины, которая потянула на 700 рублей. Приговор суда - два года тюрьмы. На свободу он должен был выйти в мае, но... бежал из-за карточного долга сокамерникам в 12 тыс. рублей. Теперь его ищут десятки сыщиков тюремного ведомства, а это все - немалые расходы. Дюльгеру за побег прибавят еще года три неволи, если, конечно, он не совершит какого-либо тяжкого преступления. А ведь он мог спокойно отработать съеденную курятину, хотя бы приводя в порядок столичные улицы.
Заместитель главы кремлевской администрации Дмитрий Козак:
- Поправки к Уголовному кодексу, направленные на либерализацию карательной политики, значительно снижают, а во многих случаях исключают уголовное наказание за нетяжкие преступления, прежде всего экономического характера. Вместо лишения свободы предусматривается ужесточение экономического наказания. Кроме того, суду предоставляется больше возможностей в вопросе смягчения наказаний несовершеннолетним преступникам. Это связано с тем, что места лишения свободы не исправляют, а ожесточают несовершеннолетних. Поправки исключают погружение в уголовную среду лиц, которые впервые привлекаются к уголовной ответственности.
Выпуск N 48 (586) от 18 марта 2003 г. [ N 47 ] [ N 49 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]