[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 39 (577) от 4 марта 2003 г. [ N 38 ] [ N 40 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Многие, и в первую очередь те, кто видел стреляющее оружие лишь в кино, не сомневаются, что пистолет под мышкой или на поясе сделает их жизнь спокойнее, а улицы - безопаснее.
Мол, грабитель покажет нож, а ты в ответ вынешь ствол.
Но чем на самом деле может обернуться массовое вооружение населения? Этот вопрос мы задали специалистам, для которых оружие - неотъемлемая часть профессии.
Виктор Зеленко, директор Тульского филиала Центрального конструкторского бюро стрелкового и охотничьего оружия:
- Я хочу высказаться не только как разработчик и производитель короткоствольного оружия, но и как гражданин. Вопрос сложный. У нас нет никакого исторического опыта ношения личного оружия... С другой стороны, мы абсолютно беззащитны перед разгулом преступности. Если бы милиция работала хорошо, наверное, и вопрос этот не поднимался бы. А так получается, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Работники органов охраны правопорядка и себя-то нормально защитить не могут.
Спорить можно до бесконечности. Известно, что практика - критерий истинности любой теории, поэтому предлагаю провести эксперимент в одном из регионов России. В США, кстати, есть штаты, где оружие продается совершенно свободно, а есть штаты, где такая торговля категорически запрещена или оговорена множеством ограничений. Давайте и мы изберем для пробы какой-нибудь субъект Федерации и разрешим там продажу и ношение оружия на три года, к примеру. И посмотрим, что будет. Ухудшится криминогенная обстановка - сделаем одни выводы, улучшится - другие. А потом уже примем решение в общегосударственном масштабе.
Продажу пистолетов нельзя пускать на самотек. Все должно быть строго регламентировано. В тех же Штатах четко прописано, кому можно носить пистолет, а кому - нельзя, также четко обозначено, в каких случаях оружие можно применять, а в каких - нельзя. Возможно, что продажа пистолетов должна быть более строгой, чем продажа охотничьего оружия. В первую очередь надо дать право носить пистолеты людям, подвергающимся риску нападения в силу своей профессиональной деятельности: работникам МВД, юстиции, журналистам...
Леонид Веденов, начальник управления лицензионно-разрешительной работы МВД России:
- У нас достаточно большая категория граждан, которые хранят дома оружие самообороны, благо закон это позволяет, и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить безопасность жилья и всех его обитателей. У меня тоже есть гладкоствольное ружье "Сайга", и я считаю, что оно эффективнее, чем пистолет. Привести его в боевое состояние - секундное дело.
Что касается разрешения на хранение и свободное ношение короткоствольного оружия, я считаю, это недопустимо. В России не такая криминогенная ситуация, чтобы вывешивать лозунг: "Отечество - в опасности, все за оружие!".
Если речь идет об уличной преступности, существует целая система оружия самообороны, которое на сегодняшний день свободно продается в торговой сети. Спектр этого оружия достаточен для того, чтобы граждане смогли защитить себя на улице. Взять те же бесствольные системы самообороны "Стражник" и "Оса", которые могут производить стрельбу резиновыми пулями с металлическим сердечником 12-го калибра. Выходная энергия порядка 60 джоулей. Для сравнения, выходная энергия пневматического оружия - от 3 до 7,5 джоуля. Останавливающий эффект такой пули сравним с ударом кувалдой. Ни один человек, даже если он закутается в толстый тулуп, не устоит на ногах.
Причина широкого обсуждения проблемы короткоствольного оружия лежит не в области безопасности. В стране насчитывается около 5 миллионов любителей огнестрельного оружия, у которых на руках порядка 5,5 миллиона легально зарегистрированных стволов. Все они гипотетически рассматриваются, как потенциальные покупатели пистолетов. По закону гражданин может владеть пятью единицами оружия. Путем несложных арифметических вычислений можно подсчитать цену вопроса. Она колеблется в пределах 5 миллиардов долларов.
Денис Авдошин, бизнесмен:
- Я, наверное, единственный неспециалист в этой компании, но из таких, как я, и состоит по сути наше общество, которое сегодня нуждается в защите. Так вот, как простой гражданин, я к продаже и свободному ношению пистолетов отношусь положительно. Мы живем в стране, где проблема безопасности людей превратилась в проблему всех и каждого в отдельности. Ни для кого не секрет, что по стране гуляют десятки, если не сотни тысяч стволов. Любой преступник при желании может обзавестись пистолетом и даже автоматом. В то же время арсенал добропорядочных граждан, как правило, состоит из газового оружия или электрошока. На милицию, увы, надежда маленькая. Не потому, что она плохая, просто как и большинство силовых структур она находится в кризисном состоянии.
В моей жизни были ситуации, когда я сильно жалел, что у меня не было с собой пистолета. Сам я и моя семья не раз подвергались опасности. Да и совсем недавно меня пытались вульгарно ограбить прямо возле дома. Подошли трое, потребовали кошелек. Благо ноги у меня крепкие, убежал. Это было унизительно, но зато остался цел. Будь у меня ствол, я смог бы дать негодяям достойный отпор.
Сергей Шевченко, консультант Комитета Государственной Думы по безопасности:
- Действующее российское законодательство, регулирующее оборот оружия, предоставляет право гражданам Российской Федерации приобретать оружие самообороны, спортивное, охотничье и другие его виды. Однако наличие оружия у граждан не должно превратиться в моду. Полагаю, что к вопросу о том, иметь огнестрельное оружие или не иметь, нужно подходить с позиции целесообразности. Иными словами, если гражданин имеет обоснованную причину - любит охотиться, увлекается стрелковым спортом, коллекционирует оружие, полагает, что может быть причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, и т.д. Важно, чтобы он был в состоянии обеспечить надежное хранение оружия, имел соответствующую подготовку и навыки владения им.
Вместе с тем, когда речь идет о свободном ношении короткоствольного оружия гражданами, возникает вопрос: что значит "свободное" и для каких целей? Оружие - это устройство для поражения живой и иной цели. Даже для людей в погонах существует жесткая регламентация его хранения и ношения. Полагаю, что носить, тем более применять оружие должны подготовленные люди, профессионалы, и термин "свободное" неприменим для оружия ни в каком контексте.
Любой здравомыслящий человек понимает, что подобного рода проблемы на митингах не решаются, а требуют серьезной проработки профессионалами. Многим понятно, что существующий ныне Федеральный закон "Об оружии" не совершенен. Комитет Государственной Думы по безопасности ведет работу как минимум над пятью законопроектами, имеющими непосредственное отношение к оружию. Что характерно, среди существующих ныне законодательных инициатив нет ни одной лоббирующей свободную продажу и ношение короткоствольного оружия. Кстати, в Государственной Думе проходили парламентские слушания, посвященные данной теме, и на них звучали популистские заявления о свободном ношении и даже применении оружия, но большинство депутатов не поддерживают подобного рода идеи.
Анатолий Буряк, Президент некоммерческого партнерства Объединения охранных предприятий "СИНС":
- Закон "Об оружии" разрешает хранить гражданское оружие дома. В то же время инструкция МВД запрещает ЧОПам, несущим охрану внутри помещения, не только применять, а даже иметь при себе гражданское оружие. Оружие выдается только на наружные посты.
Михаил Хубутия, президент Ассоциации продавцов оружия:
- Я категорически против свободного ношения оружия. Ни к чему хорошему такая свобода не приведет. С другой стороны, многие из нас служили в армии, есть люди, которые просто любят оружие, почему бы таким людям не иметь его дома, даже, если хотите, из эстетических соображений?
За рубежом в этом плане накоплен большой опыт. Возьмем даже не Америку, где оружием владеет чуть ли не половина населения, а близкую нам Чехию. Там разрешение на оружие имеет несколько категорий, как наше водительское удостоверение. Категория "А" - разрешение на хранение. "В" - разрешение на хранение и ношение. "С" - разрешение на применение, ношение, хранение. Думаю, что и в России когда-то будет то же самое. Причем если такое произойдет, необходимо сначала провести эксперимент в одном из субъектов Федерации, а уже потом трансформировать его на всю Россию.
- Подводя итог нашей встречи, хотелось бы задать экспертам последний вопрос, на который мы просим вас ответить по возможности кратко: вы "за" или "против" регламентируемой продажи и свободного ношения короткоствольного оружия?
Виктор Зеленко:
- Я категорически "за", однако не сразу всем и по всей стране.
Леонид Веденов:
- Я против свободного ношения и против даже регламентированной продажи короткоствольного оружия всем гражданам. И не только я, многие наши офицеры Министерства внутренних дел придерживаются такой же точки зрения.
Денис Авдошин:
- Я "за".
Михаил Хубутия:
- Против ношения - это однозначно. Это на веки вечные. И против продажи тоже. Пока рановато.
Сергей Шевченко:
- В настоящее время нет причин для свободного ношения короткоствольного оружия. Однако вопрос безопасности наших граждан крайне актуален, и решать его надо, но другим образом.
Анатолий Буряк:
- Я поддерживаю мнение господина Хубутия.
Наша справка
Право приобретать гражданам короткоствольное оружие действует во многих странах, например в Германии (для этого им надо доказать, что их жизни угрожает опасность). Еще более либеральное законодательство в Швейцарии. В США к владению гражданами оружием относятся достаточно снисходительно, кстати, многие подобные вопросы там регулируются на уровне штатов. Полный запрет на приобретение любого огнестрельного оружия гражданами существует в Люксембурге и Малайзии. Почти такой же жесткий закон в Японии.
Известны случаи, когда даже телохранителям иностранных лидеров японцы запрещали ввозить в страну оружие.
Самыми вооруженными обществами в мире (по количеству единиц оружия на душу населения) являются США, Германия, Франция, Финляндия, Швейцария.
В России после принятия Закона "Об оружии" в 1993 году правом легально вооружиться воспользовались 3 процента населения. Считается, что в стране бродят более 5 миллионов единиц незарегистрированного оружия (для сравнения: в Германии на руках у населения - до 20 миллионов незарегистрированного оружия). По состоянию на 1998 год "самым вооруженным" регионом России является Ямало-Ненецкий автономный округ - 672 владельца оружия на 1000 жителей (средний показатель по стране, напомню, - 30 владельцев оружия на 1000 жителей).
Выпуск N 39 (577) от 4 марта 2003 г. [ N 38 ] [ N 40 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]