[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 37 (575) от 28 февраля 2003 г. [ N 36 ] [ N 38 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
решили открыть в колонии своеобразную школу подготовки к освобождению...
В кабинет начальника отдела кадров одного из предприятий заходит молодая особа. Не произнеся элементарного "здравствуйте", посетительница плюхается на стул и изрекает: "Начальник, непыльная работенка найдется?"
Вакансии на предприятии есть, но у кадровика что-то не лежит душа к этой просительнице. Вульгарна, неопрятна, на руке наколка, трудовой книжки не имеет, да и не знает, какую работу хочет. "А вы, случаем, не из колонии"? - спрашивает он собеседницу. Та мямлит что-то невнятное, зачем-то достает из сумочки сигарету, вновь убирает ее. "Сейчас вакансий нет, - говорит начальник отдела кадров, - загляните через месяц, может быть, что-то и появится". Посетительница уходит, не попрощавшись, громко хлопнув дверью...
Подобная сцена устройства на работу регулярно разыгрывается в ивановской женской колонии на занятиях школы подготовки к освобождению. Роль начальника отдела кадров чаще всего исполняет представитель городской службы занятости. А вот "посетительница" - настоящая осужденная, которой предстоит вот-вот выйти на волю. Что ждет ее там? Примет ли семья, сохранилось ли ее право на жилье, найдет ли работу?
- Это - лишь толика вопросов, сразу встающих перед человеком, покидающим зону, - рассказывает заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе, подполковник внутренней службы Галина Фомина. - А еще - регистрация и перерегистрация, получение паспорта, оформление пособия по безработице или пенсионное обеспечение, погашение и снятие судимости, восстановление родительских прав, расторжение или, наоборот, заключение брака... Да сразу и не перечислить всех трудностей, с которыми сталкивается человек, вышедший на свободу. А представьте, если он обрел ее после 10 - 15 лет отсидки. За это время не только жизнь изменилась, страна стала другой. Тут немудрено растеряться и вновь совершить какую-нибудь глупость. Вот мы и решили открыть в колонии своеобразную школу подготовки к освобождению...
В классе между тем начинается бурное обсуждение только что разыгранной сцены. Не все знают, что именно по воле "режиссера" главная героиня умышленно старалась вести себя неправильно. И вот теперь задача других осужденных - найти ее ошибки. "Вошла, не поздоровавшись, не попросив разрешения присесть". "Не сказала, какую имеет специальность и кем хотела бы работать". "Не надо скрывать, что ты из мест заключения, иначе потом к тебе будет постоянное недоверие"... Замечания в адрес "ищущей" работу продолжаются. Думаю, пройдя подобную тренировку, бывшие преступницы сумеют впредь избежать грубых ошибок в разговоре с кадровиком.
- Кроме информации, необходимой для решения вопросов, с которыми женщины столкнутся сразу после освобождения, мы стараемся подготовить их к новой жизни, - продолжает Галина Фомина. - Здесь уже больше используются не юристы и представители службы занятости, а медицинские работники, психологи. Причем от групповых занятий тут мы переходим к индивидуальным консультациям. Главная задача этих уроков: выработать психологические установки на самостоятельность, выдержку, владение собой, веру в собственные силы в новых для них условиях. С этой же целью мы открыли для осужденных и телефон доверия.
Наташа Троицкая, профессиональный психолог, рассказывает:
- Мне запомнилась осужденная, назовем ее Ольга П. Человек общительный и открытый, она с удовольствием ходила на занятия. Но вот на тренинге о взаимоотношениях в семье начинала вести себя как-то очень странно: становилась замкнутой, задумчивой. В личной беседе Ольга подтвердила, что не хочет ехать домой. И объясняла это тем, что в их маленьком городке работы ей не найти, а в Ивановской области она сможет устроиться швеей, профессию которой хорошо освоила в колонии. На первый взгляд это, может быть, и логично, но я чувствовала, что Ольга что-то недоговаривает, скрывает от меня. Свое нежелание ехать домой девушка объясняла и тем, что, мол, боится попасть в прежнюю компанию и в очередной, уже третий раз, оказаться в заключении. В дальнейших беседах выяснилось, что у Ольги очень сложные отношения с родителями.
Мы стали думать, чем помочь этой осужденной. Может быть, действительно найти ей работу в Иванове, благо спрос на швей здесь большой? Но как быть с жильем? Да и сможет ли девушка без поддержки близких устроиться в новой жизни? Раздумывая над этим, мы все больше склонялись к мысли о том, что Ольге надо непременно ехать домой, к родителям. Кто больше их заинтересован в том, чтобы дочь встала на верный путь? Убедили Ольгу написать письмо отцу с матерью. Ответ не заставил себя ждать. Они сообщали, что ждут дочь, не мыслят жизни без нее, мечтают о внуках.
Как сложится жизнь Ольги в дальнейшем, трудно сказать. Многое зависит от нее самой. Но психологов она благодарила за то, что помогли обрести веру в себя и семью. Поверьте, для человека, освобождающегося из колонии, это очень многое значит.
Опросы показали: если в начале занятий в школе лишь 16 процентов осужденных заявили, что им нужна психологическая помощь при подготовке к освобождению, то к окончанию всей программы этот показатель составлял 85 процентов.
Уже за стенами колонии я нашел одну из бывших ее обитательниц и активную слушательницу курсов спецшколы Любовь Н. Глядя на эту миловидную женщину, трудно поверить, что всего лишь несколько месяцев назад она досрочно освободилась из мест лишения свободы. Со вкусом одета, на лице улыбка, в разговоре спокойна и уравновешенна. Люба признается, что довольно быстро адаптировалась к жизни вне зоны, нашла хорошую работу, обрела семью и старается не вспоминать о былом. Она уверенна, что психологическая подготовка к освобождению, которую прошла в колонии, очень помогла ей найти место в новой жизни, и желает всем, кто готовится покинуть казенные нары, непременно получить этот своеобразный диплом.
Выпуск N 37 (575) от 28 февраля 2003 г. [ N 36 ] [ N 38 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]