[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 25 (563) от 11 февраля 2003 г. [ N 24 ] [ N 26 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
"Нам такой УПК сильно мешает" - таков был лейтмотив состоявшихся в понедельник парламентских слушаний на тему "Практика применения Уголовно-процессуального кодекса в части процедуры возбуждения уголовных дел".
Впрочем, резкое недовольство новым кодексом выражали две из трех заинтересованных сторон: прокуроры и следователи. Авторы закона - депутаты - ничего принципиального менять не намерены.
Выступление заместителя председателя комитета Госдумы по законодательству Елены Мизулиной напомнило золотые годы тэтчеризма, когда премьер-министр Великобритании торжественно и непреклонно произносила свое ледяное "нет".
- Наибольшее сопротивление новому кодексу оказывают начальники следственных управлений и органов дознания, поскольку по старому УПК они имели очень большие полномочия в сравнении со следователями. Они объединены и обеспечивают наиболее организованное сопротивление, - пояснила складывающуюся ситуацию Мизулина. И тут же обнадежила своих сторонников: - Сейчас это сопротивление уже не такое сильное.
Следователи в долгу не остались. Больше всего от них досталось не депутатам, принявшим кодекс, а прокурорам. Сыскари в лице замначальника Следственного комитета при МВД Ивана Попова решили продемонстрировать свою силу. Попов с жаром обрушился на "излишнюю громоздкость" части 4 статьи 146. В ней как раз и говорится о том, что отныне следователи должны возбуждать уголовные дела только с обязательного согласия прокурора.
- Мы не можем задержать преступника по горячим следам. Надо ехать к прокурору, а в некоторых регионах прокуратура удалена от органов следствия и дознания на десятки километров, - обосновал свое возмущение несовершенством УПК Попов. И тут же рассказал трогательную историю о том, как следователь ловил попутную машину, чтобы срочно добраться до прокурора. Поспел ли болезный в распутицу до начальника - докладчик не поведал.
Правда, вскоре Попов сам себя с успехом и опроверг, заявив, что в 33 регионах этот вопрос легко решается с помощью телефона, а в особо продвинутых местах - факса. Не раз высказанная депутатами мысль о том, что следователям просто не нравится еще одно начальство в виде прокуроров, поэтому и доводы у них такие неубедительные, получила еще одно подтверждение.
Тем временем заместитель генерального прокурора Владимир Колесников обрушился на следователей всей мощью своего ведомства.
- Идет процесс сокращения выявленных и зарегистрированных преступлений, практикуется их сокрытие, - негодовал бывший замминистра внутренних дел. Все это, по его мнению, тоже связано с несовершенством УПК.
Глядя на Мизулину, шуршавшую клавишами своего ноутбука во время самых пафосных мест выступления замгенпрокурора, за либеральный кодекс можно было не волноваться: депутаты постараются его не менять. Это будет тем более легко, пока недовольные нововведениями следователи и прокуроры дерутся между собой. Для обычных граждан так даже лучше: глядишь, при неизменном кодексе со временем исполнится мечта кремлевских реформаторов - исполнение закона войдет в привычку.
Выпуск N 25 (563) от 11 февраля 2003 г. [ N 24 ] [ N 26 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]