Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 23 (561) от 7 февраля 2003 г. [ N 22 ] [ N 24 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Революций не будет

Александр Раскин, Виктор Пауков
Время новостей, N 22

Руководство российской милиции вчера на расширенной коллегии министерства официально подвело итоги своей работы за прошлый год.

Учитывая, что он стал первым полным годом работы в качестве главы МВД Бориса Грызлова, поставленного, как известно, президентом весной 2001 года специально для кардинального реформирования ведомства, мероприятие прошло под знаком особой политической важности. В коллегии приняло участие почти все высшее руководство страны -- от депутатов до самого Владимира Путина, в связи с чем подведение итогов неизбежно превратилось для милиционеров в своеобразный отчет-заслушивание с получением от власти наказов и суровых оценок. Сам президент принципиального удовлетворения работой МВД отнюдь не высказал и говорил жестко и лаконично. Хотя "разгрома" милиционерам он учинять не стал, а как строгий, но объективный арбитр указал на главные упущения и недочеты.

Готовясь к визиту в МВД, Владимир Путин явно просмотрел материалы предыдущей итоговой коллегии, состоявшейся в конце 2001 года. Тогда он сам указал милиционерам пять стратегических направлений работы -- обеспечение безопасности личности и общества, борьба с терроризмом и экстремизмом, обеспечение "благоприятного делового климата" (включая вопрос невмешательства сотрудников МВД в хозяйственные споры), противодействие наркобизнесу и контроль над миграционными процессами. По всем этим пунктам президент вчера вновь прошелся и без прямой критики оставил только один -- миграционную политику.

Начал и закончил речь Владимир Путин благодарностью. Первый раз милиционеры ее заслужили за нелегкую работу в Чечне, за то, что "несколько тысяч чеченцев, поверив в необратимость мирных процессов, пошли на государственную работу и, что очень важно, на службу в милицию". "Это ваша заслуга, и я благодарю вас за этот важнейший результат", -- сказал президент. После чего начался "разбор полетов".

Говоря о безопасности личности и общества, г-н Путин признал, что в стране наметилась тенденция снижения преступности, но тут же указал, что по отдельным видам преступлений наблюдается рост, и нельзя забывать об объемах скрытой преступности, о фактах умышленного искажения отчетности. Припомнив министру Грызлову прошлогоднее обещание "показать все цифры", президент сказал: "Не думаю, что этого удалось достичь в полном объеме, хотя движение в этом направлении есть". Отметив в целом положительную динамику в охране порядка, г-н Путин признал, что "однако, в реальной повседневной жизни люди не чувствуют себя комфортно и безопасно". По его мнению, "важны не только количественные, но и качественные характеристики работы, прежде всего -- общественная оценка" работы милиции, а она "пока невысокая".

Касаясь борьбы с терроризмом, Владимир Путин остался недоволен оперативно-следственной работой, которая "здесь тоже не всегда была на высоте", и посетовал на плохую работу с общественностью: "Это уже общемировая практика, но для наших служб формы и методы работы с населением остаются черным ящиком". Об участии милиции в корпоративных войнах президент подробно вообще говорить не стал, а лишь грозно предупредил: "Прошу вас держаться от этого подальше".

Не лучшей, по словам президента, остается и ситуация с противодействием наркоугрозе. По его мнению, нужна целенаправленная работа по ликвидации экономической инфрастуктуры наркоторговли, ее транспортных коридоров, действенная профилактика и реабилитация наркоманов, чего, следуя логике, сейчас нет. И тут, по словам г-на Путина, МВД, которое после создания в его структуре профильного госкомитета стало "главным по наркотикам", "надо всерьез думать над совершенствованием организации работ".

Не желая, очевидно, вконец расстраивать милиционеров, президент пообещал не делать "никаких революций" в модернизации МВД, и заверил, что если и будет что-то делаться, "то с участием самого министерства и очень мягко". Причем на некоторые изменения г-н Путин явно намекнул, сказав, что "уточнения функций министерств и ведомств, повышение их ответственности и устранение дублирования -- все это в логике разрабатываемой сегодня административной реформы". После этого президент поблагодарил личный состав министерства за работу в целом и передал слово министру внутренних дел.

Борис Грызлов сразу решил подчиненных поддержать и рассказал, что на самом деле в 2002 году в России впервые за последние пять лет сократилось число преступлений. Всего их было зафиксировано 2,5 млн. При этом, очевидно, речь идет не о "статистических играх". Так, убийств произошло почти на 4% меньше, вымогательств -- на 10%, разбоев -- на 11% и т.д. Также начала, наконец, снижаться доля "пьяной", "несовершеннолетней" и рецидивной преступности. Впрочем, министр тоже особо баловать милиционеров не стал и быстро перешел к "плохому". Так, сказал г-н Грызлов, практически во всех регионах, кроме Москвы, все еще существует практика укрывательства преступлений. В прошлом году сразу 10 руководителей региональных УВД были уволены за это. Из оперативных служб больше всего досталось борцам с экономическими преступлениями и оргпреступностью. По данным министра, располагая достоверной информацией о коррумпированности высокопоставленных чиновников, никто даже не пытался ее реализовать, ограничившись задержанием мелких мздоимцев. В связи с этим глава МВД сообщил, что впредь главным критерием оценки работы УБЭП будет только задержание коррупционеров. В нынешнем же году, накануне парламентских выборов, по словам г-на Грызлова, у МВД появится новая задача -- не допустить во власть криминальных авторитетов.

Выпуск N 23 (561) от 7 февраля 2003 г. [ N 22 ] [ N 24 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]