Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 217 (743) от 17 ноября 2003 г. [ N 216 ] [ N 218 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Генпрокуратуру могут подчинить Минюсту

Владимир Перекрест, Юрий Политов
Известия, N 210

Правительство собирается рассмотреть возможность переподчинения Генпрокуратуры Минюсту - об этом заявил в пятницу премьер Михаил Касьянов. Касьянов подтвердил: подобное решение может быть принято в рамках административной реформы. Произойдет это не завтра, а только после долгих консультаций с экспертами, пообещал премьер. Впрочем, в обоих ведомствах от этого спокойнее не стало.

"Как только возьмем какого-нибудь гуся за одно место, сразу же начинаются разговоры о реформировании прокуратуры", - заявил в пятницу Интерфаксу высокопоставленный источник в Генпрокуратуре. В Минюсте тоже к идее слияния относятся без восторга, правда, по совсем другим мотивам.

- У нас достаточно своих функций, чтобы брать на себя еще и функции прокуратуры, - заявили "Известиям" в Минюсте. - Хотя в мировой практике - например, в США - существует система совмещения Генпрокуратуры и Министерства юстиции в единое ведомство. Да и в России до 1917 года генеральный прокурор был одновременно министром юстиции. А потом сложилась другая традиция. Сейчас Генпрокуратура независимо осуществляет свои функции и вообще играет очень активную роль. А в преддверии грядущего наступления на коррупцию эта роль еще больше возрастет. Поэтому сейчас не то время, чтобы ломать сложившуюся систему.

Год назад Касьянов уже выдвигал идею ограничения полномочий Генпрокуратуры и предполагал, что это может быть осуществлено в рамках административной реформы. Главным аргументом премьера еще тогда было то, что неограниченная активность правоохранительных органов и их вмешательство в дела "хозяйствующих субъектов" отрицательно влияют на инвестиционный климат в стране. Вчера Касьянов по сути свою позицию подтвердил.

- Я являюсь сторонником той модели, при которой за прокуратурой должна остаться только функция обвинения, - сказал "Известиям" представитель правительства России в Верховном, Высшем арбитражном и Конституционном судах Михаил Барщевский. - Передача функций надзора за соблюдением законов в ведение Минюста мне представляется вполне естественной. Что касается ведомственной подчиненности, то не важно, станет ли Генпрокуратура частью Минюста или наоборот. Важно, что Генпрокуратура должна входить в систему исполнительной власти.

Впрочем, независимые юристы считают, что вхождение в систему исполнительной власти пойдет только во вред Генпрокуратуре - она будет еще больше ориентироваться на первых лиц государства. "Мы этот вопрос не инициировали", - заявил в пятницу глава Минюста Юрий Чайка. Зато сторонники слияния нашлись среди бывшего руководства ведомств.

- В этом объединении есть объективная потребность, дело в том, что прокуратура оказалась вне правового режима государства, - заявил "Известиям" бывший глава Минюста Валентин Ковалев. - Я имею в виду, что она не принадлежит ни к одной из действующих ветвей власти. В нормальном правовом государстве не может существовать структура, которая действует бесконтрольно, а именно это происходит с Генпрокуратурой. Даже президент страны может быть отстранен от власти путем импичмента. Но попробуйте привлечь к уголовной ответственности прокурора - не выйдет, поскольку решение этого вопроса зависит также от прокуратуры.

Выпуск N 217 (743) от 17 ноября 2003 г. [ N 216 ] [ N 218 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]