[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 215 (741) от 13 ноября 2003 г. [ N 214 ] [ N 216 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Ессентуках проходят сразу два процесса, где на скамье подсудимых оказались офицеры милиции. Один из них в ранге подполковника избил и обругал сотрудника ГИБДД. Другой, лейтенант, для того, чтобы выбить признательные показания у задержанного, применял к нему пытки. Как рассказала "РК" помощник прокурора Ессентуков Светлана Харченко, в феврале начальник милиции общественного порядка УВД города Владимир Краснопрошин в состоянии алкогольного опьянения передвигался на служебной автомашине. Остановившись возле поста ДПС на 36 км автодороги Лермонтов-Черкесск, подполковник потребовал сотрудников ГИБДД пригласить старшего поста. Когда к машине подошел начальник пропускного пункта, офицер стал публично оскорблять его, а затем ударил кулаком в лицо.
Скорее всего, дело дошло до суда только из-за того, что потерпевший сам служит в милиции. Он заявил о случившемся в прокуратуру, где было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям УК России: 318 - применение насилия в отношении представителя власти и 319 - оскорбление представителя власти. Слушания по делу уже заканчиваются. Обвинение потребовало для Краснопрошина наказания в виде лишения свободы на срок 3 года и 1 месяц. В эту пятницу судья должен вынести приговор. "Возможно, он и не будет связан с лишением свободы, - полагает Светлана Харченко, - но он в любом случае лишится своего звания и должности".
А вчера в городском суде Ессентуков началось еще более уникальное разбирательство. Офицер милиции обвиняется в применении пыток к подозреваемому. События разворачивались в июне этого года. Оперуполномоченный уголовного розыска Руслан Курбанов допрашивал подозреваемого. Очень ему хотелось, чтобы местный житель признался в совершении преступления. Но тот упорствовал. Тогда лейтенант привязал несчастного ремнями к стулу, надел на него противогаз и периодически перекрывал мужчине доступ кислорода, сжимая шланг. Эту экзекуцию видели многочисленные свидетели, работающие в отделении милиции. Обвиняемый тогда подписал все бумаги, которые требовалось. Но, оказавшись на улице, первым делом отправился в прокуратуру. Здесь было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК - превышение должностных полномочий. Как сообщила "РК" помощник прокурора Светлана Харченко, на первом заседании было оглашено обвинительное заключение. Суд также допросил потерпевшего и одного из свидетелей.
Кстати, применение пыток достаточно популярная практика, применяемая для выбивания признательных показаний. По данным общественного комитета "За гражданские права", с пытками сталкивается около 30% всех подозреваемых и обвиняемых в уголовных преступлениях и около 20% административно задержанных. А это в свою очередь ведет к осуждению невиновных и фабрикации заказных уголовных дел. Страшно представить, но в арсенале современного борца с преступностью более пятисот видов пыток. Чаще всего - это длительное, на протяжении нескольких часов, избиение задержанных. Практически всегда пытки сопровождаются угрозами еще более серьезного физического воздействия. Пытка удушьем получила даже свое название - "слоник", по сходству шланга противогаза с хоботом животного. Она используется не так часто как избиение, но как полагают эксперты, всегда в сочетании с побоями: чтобы вызвать учащенное дыхание.
Подозреваемых также подвешивают или связывают в неудобных позах. В позе "ласточка" руки жертвы сковывают наручниками за спиной, пропуская под цепью наручников металлический прут, так что человек висит, не касаясь ногами пола, в то время как сотрудники милиции избивают его дубинками. В одном из вариантов задержанного кладут лицом на пол и веревкой подтягивают ноги к рукам, скованным за спиной наручниками. Это вызывает резкую боль в суставах, перекрывает кровоснабжение запястий и может привести к вывиху плеча или предплечья. В позе "конвертик" жертву усаживают головой в согнутые колени и привязывают руки к ногам.
По мнению председателя комитета "За гражданские права" Андрея Бабушкина, ситуацию можно было бы исправить, "если вывести проблему пыток из ведения прокуратуры". Неэффективность прокурорского преследования за должностные нарушения подтверждает и статистика. Из огромного числа жалоб на действия сотрудников милиции до суда доходят менее 0,5%. Это может говорить лишь о предвзятости расследования фактов избиений и пыток. Так что то, что дело несчастного жителя Ессентуков дошло-таки до суда, может говорить либо о хорошей защите, либо о принципиальности местной прокуратуры.
Выпуск N 215 (741) от 13 ноября 2003 г. [ N 214 ] [ N 216 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]