Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 209 (735) от 4 ноября 2003 г. [ N 208 ] [ N 210 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Нельзя помиловать

Герман Прохоров
Газета.Ру, 3 ноября 2003 г.

Российская система помилования переживает глубокий кризис. Пока чиновники решают, кого и как миловать, тысячи ходатайств так и остаются нерассмотренными: из 850 тыс. заключенных в этом году было помиловано всего 257 человек.

Президент России Владимир Путин подписал указы о помиловании девяти заключенных. Пятерым из осужденных сократили срок наказания. Остальные четверо - двое мужчин и две женщины - выйдут на свободу. Таким образом, с начала года президент помиловал 257 человек из находящихся в заключении более 850 тыс. преступников. Во время же работы расформированной в 2001 году комиссии по помилованию при президенте, которую возглавлял Анатолий Приставкин, ежегодно освобождалось больше пяти тысяч человек.

Сейчас согласно указу президента N1500 помилование в России происходит по такой схеме: через администрацию колонии осужденный отправляет прошение в региональные общественные комиссии по помилованию, которые направляют положительные отзывы губернатору, а глава региона - непосредственно в президентскую администрацию, после проверки которой их должен подписать президент.

Как рассказал корреспонденту "Газеты.Ru" начальник управления по помилованию при администрации президента Роберт Цивилев, в марте этого года Минюст предложил изменить схему, а именно включить в эту цепочку территориальный орган Минюста (управления исполнения наказания - УИНы края или области), куда администрация колонии должна направлять ходатайство. В администрации президента согласились с тем, чтобы УИНы рассматривали ходатайство в течение недели, после чего отправляли его в комиссию по вопросам помилования. После этого из Минюста в президентскую комиссию вдруг поступило сразу два списка на помилование - одним предполагалось помиловать 87 женщин, другим - 75 подростков. После этого между министерством и управлением по делам помилования разгорелся скандал, усилившийся летом 2003 года, когда Минюст заявил, что хочет законодательно закрепить в указе N1500 свое право на представление списков осужденных на помилование. Министерство предложило ввести новый способ - собирать ходатайства из тюрем через УИНы, а затем, минуя региональные комиссии по помилованию и губернаторов, отправлять их министру, после чего - списком на подпись президенту.

В итоге чиновники стали обвинять друг друга в торможении помилования.

Управление по делам помилования заявляет, что Минюст хочет выпустить из тюрем наркоманов и убийц и перекрыть "демократический канал помилования через комиссии, состоящей из общественных деятелей". "Они ни с того ни с сего представили президенту список женщин-заключенных, среди которых было 37 осужденных за наркотики, хотя президент никогда не милует наркоманов", - заявил Цивилев, добавив при этом, что 71 женщину на этот раз он все-таки помиловал. А второй список, предоставленный Минюстом, на подпись к президенту уже не попал. По словам Цивилева, ушедший недавно в отставку глава президентской администрации Александр Волошин категорически с ним не согласился, и попросил направить его в субъекты федерации для согласования. В итоге 25 ходатайств отклонили вообще, 25-ти заключенным просто снизили срок наказания, и всего 25 осужденных отпустили на свободу. Кроме того, сообщил Цивилев, из регионов идут сообщения, что Минюст дает указания, чтобы начальники колоний поясняли осужденным не обращаться к президенту, а обращаться к главе Минюста.

"А от сторожа не должно зависеть, кого выпускать, а кого сторожить", - подытожил глава управления.

В ответ на обвинения со стороны президентской администрации, Минюст утверждает, что кризис в системе - дело рук как раз управления по вопросам помилования, медленно рассматривающего ходатайства и протестующего против списочного помилования. Как заявил замглавы Минюста Юрий Калинин, "чиновники сознательно задерживают процесс помилования". "Все, что происходит, - это субъективная оценка начальника управления по вопросам помилования при администрации президента Роберта Цивилева", - сообщил он. По его словам, обвинения против Минюста полностью лишены оснований. "На помилование может рассчитывать любой человек, никто не милует без заявлений, никто не дает указаний администрациям колоний, а речи о том, что мы ратуем за помилование убийц, вообще не идет", - сообщил он. В подтверждение Калинин привел пример помилованной убийцы - женщины, которая зарезала насильника и получила за это два года, после чего рассказал о помилованной наркоторговке - глухонемой матери троих детей, которая кормила таким образом свою семью. "Да, вообще, суть не в том, кого помиловали, а в отношении к этому некоторых чиновников", - добавил он.

При этом и управление по помилованию при администрации президента, и Минюст жалуются, что система помилования практически не действует.

"Фактически помилования в России нет, при наших 800 тыс. заключенных, помилование в прошлом году 184 человек - это просто ноль", - заявил Цивилев "Газете.Ru". По его словам, связано это с тем, что "миловать должны чиновники, которые вообще не хотят этого делать". Как рассказал Цивилев, за этот год губернаторы попросили о помиловании 1500 человек - все эти ходатайства прошли через местные комиссии, и президентское управление их поддержало и даже подготовило проекты указов. Но замглавы президентской администрации Виктор Иванов, расформировавший в свое время вместе с Минюстом комиссию по помилованию при президенте, возглавляемую Анатолием Приставкиным, практически все отклонил. "И все. Ничего здесь переломить мы не можем", - констатировал Цивилев.

Изменения в системе помилования почти три месяца обсуждаются специально созданной рабочей группой, в которую вошли силовики, правозащитники и представители региональных комиссий по помилованию. Поправки в указ президента N1500, который регламентирует деятельность последних, могут изменить схему помилования осужденных. Как заявил в начале осени советник президента России по вопросам помилования Анатолий Приставкин, в поправках идет речь о продлении сроков полномочий членам комиссий, потому что "они только начали срабатываться, только поняли механизм процесса, как уже по действующему указу вынуждены уходить". Кроме того, из указов должны исключить упоминания категорий людей, которые не подлежат помилованию. Скорее всего, публиковать в прессе списки заключенных, чьи просьбы о помиловании одобрила региональная комиссия, как это делается сейчас, тоже не будут. Но, как уже рассказывала "Газета.Ru", главное, чего хочет добиться Приставкин, - как раз введение в России новой, списочной схемы помилования, рассчитанной в основном на женщин и несовершеннолетних - той самой, которую предлагает Минюст. Как считает Приставкин, она должна работать параллельно с уже существующей.

Пока чиновники выясняют отношения, тысячи претендентов на помилование продолжают сидеть в тюрьме.

Как рассказал корреспонденту "Газеты.Ru" директор Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, в России очень много тех, кого просто необходимо помиловать. Например, девушек, убивших насильников, раскаявшихся мелких воров, многодетных матерей, подростков, совершивших нетяжкие преступления и т.д. "Мы все еще надеемся, что у власти есть понимание этой проблемы. А пока ведомства только кивают друг на друга: Цивилев говорит, что все задерживает Минюст, а Минюст упрекает Цивилева".

Выпуск N 209 (735) от 4 ноября 2003 г. [ N 208 ] [ N 210 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]