[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 208 (734) от 3 ноября 2003 г. [ N 207 ] [ N 209 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Йошкар-Оле вынесен приговор двум представителям МИД России в Республике Марий Эл Рудаилю Мухамадееву и Александру Стрижову. Со скамьи подсудимых в места лишения свободы отправился и их партнер - уроженец Чечни Ризван Ибрагимов. По его заказу мидовцы оформляли липовые загранпаспорта для жителей кавказской республики. По данным местного УФСБ, по этим документам за кордон выехали более 80 чеченцев. Многие из них, если не все, остались за границей. В том числе лица, числящиеся в федеральном розыске за участие в незаконных бандформированиях.
В суде удалось доказать 49 эпизодов криминальной деятельности обвиняемых. В итоге атташе представительства МИД Мухамадеев приговорен к пяти годам лишения свободы условно, его коллега - сотрудник представительства Стрижов - к двум годам лишения свободы, столько же пробудет за колючей проволокой и Ибрагимов.
Это уже не первый за последнее время мидовский скандал в Марий Эл. Два года назад на скамье подсудимых оказался предыдущий представитель МИД России в республике Анатолий Царегородцев. Тот погорел на банальной взятке. За срочное оформление загранпаспорта он вымогал у женщины 160 долларов. Оперативники УФСБ, раскрутившие это дело, знали, что этот факт в деятельности Царегородцева не единственный. Но больше никто из тех, кто давал взятки, сотрудничать со следствием не захотел. Дипломат был отстранен от госслужбы, а в наказание получил один год условно.
- Когда уличили во взятке Царегородцева, представительство МИД попало в поле пристального нашего внимания, - рассказывает сотрудник УФСБ по Республике Марий Эл. - И в первую очередь мы отслеживали работу нового представителя МИД - Рудаиля Мухамадеева. В ноябре 2001 года Царегородцев был осужден, а уже в феврале 2002-го у нас появилась первая компрометирующая информация по его преемнику. В обход закона он и его подчиненный Александр Стрижов оформляли загранпаспорта для лиц чеченской национальности. Заказ и деньги за услуги они получали от жителя Москвы, уроженца Грозного Ризвана Ибрагимова.
Сразу "брать" криминальное трио не стали - решили "копнуть" глубже. Когда же доказательная база была собрана, в июне 2002 года оперативники УФСБ провели комбинацию, по которой Ибрагимов должен был лично приехать за очередным паспортом к Мухамадееву из Москвы. В документе с фотографией чеченца в графе "Место рождения" значился Татарстан. Мухамадеев сделал все в соответствии с сопроводительной запиской от Ризвана: "Сделай из него татарина". Этот подложный паспорт был изъят в момент ареста мидовцев и заказчика. Кроме того, у Ибрагимова был обнаружен и блокнот, в котором он вел всю криминальную бухгалтерию.
Деньги, как правило, Ибрагимов не передавал из рук в руки. Мухамадеев снабжал своего чеченского партнера специальными конвертами дипломатической почты, чеченец запечатывал в них гонорары и через транспортную милицию передавал из Москвы в Йошкар-Олу. Мухамадеев делил деньги со Стрижовым. По-честному - почти пополам. Себе оставлял ненамного больше.
- Все трое действовали очень осторожно, - продолжает оперативник УФСБ. - Все переговоры они вели только во время личных встреч. По телефону или электронной почте общались, только чтобы договориться о встрече, или на конспиративном языке обменивались фразами типа: "Три "ласточки" прилетели". По договоренности, некоторые "клиенты", которые не собирались возвращаться в Россию, после выезда за рубеж отсылали паспорт по почте Ибрагимову, а тот в свою очередь - Мухамадееву. В представительстве эти паспорта уничтожались, как испорченные при оформлении. Их и называли "ласточки".
Сотрудникам спецслужб повезло: в изъятой компьютерной базе Мухамадеева сохранилась вся конспиративная переписка с Ибрагимовым. Расшифровав ее, оперативники узнали многие подробности этого дела. Не стал отпираться от показаний и Мухамадеев. В частности, он рассказал, как с конвейера выходили паспорта с фотографиями и данными взрослых чеченцев, а чтобы скрыть это, весь пакет документов для получения паспортов оформляли на детей, не достигших 14 лет. Ведь для этой категории не требуется согласования с органами службы безопасности. Эти подложные данные и вносились в журнал учета и расходования бланков. Этим непосредственно занимался Стрижов. Главное для заказчика было, чтобы в паспортах клиентов не значился регион проведения контртеррористической операции. Многим владельцам паспортов менялись фамилии, имена, места рождения. По данным оперативников, делалось все это неспроста: некоторые из тех, кто получил липовые паспорта и выехал за границу, подозреваются спецслужбами в террористической деятельности и участии в бандформированиях на территории Чечни.
Недавно в Ростовской области задержан уроженец Чечни, подозреваемый в расстреле шести врачей миссии Международного Красного Креста. У него при себе находился загранпаспорт, оформленный в Йошкар-Оле.
Выпуск N 208 (734) от 3 ноября 2003 г. [ N 207 ] [ N 209 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]