[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 198 (724) от 20 октября 2003 г. [ N 197 ] [ N 199 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На вопросы газеты "Россiя" отвечает министр внутренних дел РФ Борис ГРЫЗЛОВ
-- Именно с вашим приходом в МВД связывают начало открытой борьбы с так называемыми оборотнями в погонах. Понятно, что есть милиционеры, а есть менты. Это слово в народе употребляется с негативным оттенком. Может быть, не стоило выносить сор из избы и без всенародной огласки решать свои внутренние вопросы?
-- Категорически не согласен. Была жизненная необходимость в том, что такая наболевшая проблема вышла на полосы газет, на экраны телевидения, стала доступна всем гражданам страны. Поверьте мне, это было тяжелое решение и наша большая боль. Но тем не менее мы показали: этому позорному явлению у нас есть силы сопротивляться. Вот что самое важное. Раньше никакой реальной борьбы с "оборотнями в погонах" не велось. Теперь будет по-другому.
-- Из вашего ведомства вышло это словосочетание?
-- Название, честно говоря, наболело, выскочило из души. Это не продуманная заранее фраза. Когда провели первую подобную операцию, около 50 руководителей территориальных органов внутренних дел прислали мне телеграммы, в которых сообщали о таких же мероприятиях у себя на местах. Докладывали о том, сколько возбуждено уголовных дел против доморощенных "оборотней", сколько материалов уже передано в прокуратуру. То есть наша акция дала импульс для начала борьбы с этим позорным явлением во всех регионах страны. Все наши сотрудники правильно поняли поставленную перед ними задачу.
Небольшой штрих. Буквально несколько дней назад был задержан взяткодатель -- руководитель центральной базы материально-технических ресурсов Кабардино-Балкарии. Это, как вы понимаете, система тыла. Он за то, чтобы не было ревизии, предложил взятку в размере 50 тысяч долларов. Чиновник, от которого зависело решение вопроса, сообщил об этом в Управление собственной безопасности. Была проведена операция по легализации факта дачи взятки. Сейчас все необходимые материалы для признания судом этого человека виновным есть.
-- Адвокаты" коррумпированной милиции говорят, что подобное случается из-за откровенной нищеты сотрудников милиции. Им просто мало платят. Способно ли государство найти средства хотя бы для того, чтобы давать людям нормальные деньги?
-- Положение уже меняется. Точка отсчета -- 1 июля 2002 года. До того изменения денежного содержания наших сотрудников были малозаметны. Тогда же вступил в силу закон о приравнивании окладов военнослужащих к зарплате государственных служащих. Это и позволило примерно в два с половиной раза увеличить денежное содержание милиционеров. При этом, правда, были сняты льготы. В общей сложности мы увеличили зарплату в одну целую и восемь десятых раза.
Далее. С 1 января нынешнего года в два раза были увеличены надбавки за звания. Это второй шаг. А недавно, 1 октября, как и бюджетникам, нам набавили еще 11 процентов.
-- Итого сколько?
-- Стажер-милиционер раньше получал, стыдно сказать, 400 рублей в месяц. Теперь с надбавками -- две с половиной тысячи рублей. У лейтенанта сейчас оклад - пять тысяч сто. Не ниже.
-- На такую зарплату мало кто пойдет работать...
-- Профессия востребована. Конкурс в милицейские вузы в этом году составил больше трех человек на место. Это средняя по стране цифра. Для нас же хороший показатель, если учесть, что три года назад не было конкурса вообще. Сокращались кафедры, приостанавливался прием в наши высшие учебные заведения... Сейчас в милицию идут работать.
Когда я только пришел в систему, меня, естественно, заинтересовала мотивация выбора профессии милиционера. На первом месте -- гарантия собственной безопасности, личная уверенность в том, что ты в надежной системе. Иногда люди приходят работать в милицию для того, чтобы отомстить за себя, за соседа, за брата... Эта мотивация едва ли не на второй позиции. Есть выбор профессиональный -- романтизация образа милиционера. Хочется быть похожим на героев фильмов и книг. Этот третий фактор.
Но есть еще одна важная составляющая -- продавливание криминальным миром своих представителей в правоохранительные структуры. Начиная с обучения в вузах и заканчивая назначением своих выдвиженцев на различные должности в структурах органов внутренних дел.
-- Именно они и представляют наибольшую опасность. Их очень трудно отсеять. Младший лейтенант, лейтенант, капитан -- это то низовое звено, которое легко подкупить...
-- По нашей инициативе за год около 30 тысяч человек увольняют из системы. Порядка 2 тысяч уголовных дел ежегодно заводится на работников милиции. Для полутора миллионов действующих сотрудников это цифры серьезные. Самое главное, что система самоочищается.
Выпуск N 198 (724) от 20 октября 2003 г. [ N 197 ] [ N 199 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]