[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 185 (711) от 1 октября 2003 г. [ N 184 ] [ N 186 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Верховный суд не понял, что сказал суд Конституционный
Мой школьный товарищ, никогда не судившийся инженер, позвонил мне из Москвы и попросил приехать, помочь написать иск в суд. Он негодовал на чиновника, с которым столкнулся в борьбе за право иметь инвалидность не третьей группы, а второй. Искренне полагая, что я напишу ему юридически грамотный иск и сразу восстановится законность и справедливость, он умолял начать побыстрее судебный процесс.
Имея многолетнюю практику общения с судьями, я пыталась ему объяснить, что подача иска в суд и процесс принятия решения судом могут растянуться на многие месяцы и годы. Судьи не любят иска простых граждан к чиновникам и кладут их под сукно, любыми путями волокитят до тех пор, пока заявителю не надоест ходить по судам либо проблема решится сама собой.
Товарищ отказывался мне верить, не понимал, как может судья умышленно волокитить судебное дело, нарушать закон, ведь за это должна быть какая-то ответственность. Я объяснила, что в нашей стране судьи еще с 1993 года освобождены от надзора прокуратуры за сроками рассмотрения заявлений граждан и ловко используют бесконтрольность судебной системы, уходя от ответственности за волокиту не только по гражданским искам. Имеются многочисленные факты, когда арестованные годами сидят в тюрьмах, ожидая законного приговора, пока судьи находятся в отпусках и командировках либо рассматривают другие понравившиеся им дела. Я показала ему постановление Конституционного суда РФ от 25 января 2001 года, принятое по жалобам жителей Санкт-Петербурга и Якутии на волокиту судей. В нем ясно и четко на основе норм международного права разрешено гражданам России судиться с судьями и взыскивать с них ущерб за волокиту и другие нарушения Конституции и законов РФ.
- Сколько же судей уже заплатили из своего кармана за неисполнение служебных обязанностей? - спросил мой знакомый.
- Насколько мне известно, - ответила я, - за два года, прошедшие со дня принятия Конституционным судом РФ указанного постановления, практики рассмотрения исков граждан к судьям не наработано. У нас в Орле лично я, как адвокат, столкнулась с отказом судьи в принятии искового заявления к другому судье. Если хочешь, расскажу эту историю поподробнее...
Полтора года семья моих поручителей добивалась вынесения решения по гражданскому делу (семья Бычковых подала иск в суд на судебных приставов о неисполнении ими решения суда по взысканию долга). Муж Бычков выдал доверенность своей жене и мне, адвокату, на ведение дела, и мы с ней ходили в суд, как на работу, выпрашивая у судьи то, что она должна была делать по своему служебному долгу: запросы об истребовании документов писали мы сами, сами следили за отправкой повесток, обеспечивали явку свидетелей... Наше обращение в квалификационную коллегию судей области на неподобающие действия судьи не рассматривались, а направлялись председателю районного суда, который давал нам отписки. В итоге вся эта нервотрепка так ухудшила состояние здоровья Бычковой (от одного вида здания суда ей делалось плохо, а однажды после общения с судьей ей вызвали "скорую помощь" прямо в здание суда и отвезли в больницу с сердечной недостаточностью), что муж стал умолять ее бросить это дело.
Бычковы, через ПОЛТОРА ГОДА все-таки получившие решение судьи об отклонении их иска, были возмущены именно тем, что их заставили страдать и мучиться напрасно, когда можно было такое решение выдать им в течение одного-двух месяцев. За все это время они не отдыхали, не занимались детьми, престарелыми родителями, а только нервничали, писали жалобы на судью-волокитчицу, которые никто не рассматривал по существу, выбились из сил, получили столько негативных переживаний, что в конце концов решились предъявить иск к судье, заволокитившей дело на полтора года. И взыскать с нее компенсацию за все свои напрасные унижения и страдания. Однако суд соседнего района не принял наш иск к судье-коллеге, тем самым преспокойно нарушив постановление Конституционного суда РФ. Иск вернулся Бычковым с определением орловского судьи о том, что такие иски в нашей стране подаваться не могут.
Мой знакомый - москвич, вижу, не поверил моим словам. "Это еще что! - ошарашила я своего друга окончательно. - Судья Верховного суда РФ вынес точно такое же определение, как орловский судья, не приняв к производству мой иск к московскому районному судье о компенсации вреда за годичную волокиту судебного дела..."
- Не может быть, - изумился московский инженер, - чтобы Верховный суд не прислушался к мнению суда Конституционного. Не верю! Я схожу с тобой в коллегию Верховного суда и лично посмотрю, как вершится правосудие на самом верху судебной власти.
Желание моего знакомого лично убедиться в возможности быстрого и справедливого разрешения любого дела в суде было так велико, надежда на судей и недоверие к моим словам настолько очевидны, что мне пришлось пригласить его на заседание коллегии Верховного суда России.
...Сентябрьский погожий день золотил деревья Арбата. Мы нашли улицу, где стоял роскошный особняк из тонированного стекла и бетона с охраной и скоростным лифтом. В 12 часов дня только мы вдвоем нарушили покой членов Верховного суда РФ. Охрана сопроводила нас до дверей зала, оборудованного по последнему слову техники двумя огромными импортными телевизорами, видеокамерой и роскошной мебелью. Великолепие служебного здания, сооруженного на деньги истцов и заявителей, по-видимому, должно, как в Древнем Египте, внушать священное благоговение перед жрецами правосудия.
Председатель судебной коллегии Верховного суда РФ внимательно слушал мою просьбу отменить решение его коллеги - члена Верховного суда - об отказе принятия моего иска к судье московского райсуда. Также задумчивы были лица еще двух членов Верховного суда РФ, с интересом внимавших моим цитатам из постановления Конституционного суда России.
...Все дело в том, что новый Гражданский процессуальный кодекс РФ вступил в силу с 1 февраля 2003 года и узаконил создание специальных судов, в которых можно подавать иски к судьям. Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев согласился с назревшей проблемой и поддержал организацию в России таких спецсудов. Но что же делать гражданам сейчас, в то время, пока таких судов нет даже в проекте, а судьи, тем не менее, законы нарушают. Неужели чувствовать себя бесправными перед судебным произволом? "Ничего подобного, - считает Конституционный суд России, - реализовать свое конституционное право - судиться с судьей-волокитчиком и нарушителем законов - можно путем обращения в действующие ныне общефедеральные суды".
Я подала членам Верховного суда письмо начальника контрольного отдела Конституционного суда РФ Большаковой, в котором на мой вопрос, могу ли я судиться с судьей, который год продержал у себя мой иск и ни разу не вызвал меня даже на беседу, был дан четкий ответ: "Право такое имеется. Отсутствие специальных правовых норм, регулирующих порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием судей, не может служить препятствием для обращения граждан, которым причинен вред при осуществлении правосудия, в суд общей юрисдикции, к компетенции которого относится рассмотрение конкретных дел".
То есть суд Конституционный ясно и четко определил, что судья или продавец пива - одинаково равны перед Конституцией России. И любой районный суд обязан в соответствии с российскими законами принять иск и к судье, и к продавцу пива.
Я, как адвокат, хотела с помощью постановления Конституционного суда в стенах Верховного суда создать судебный прецедент, опираясь на который суды во всех регионах России будут обязаны принимать иски граждан к их коллегам.
Было видно, что мои доводы члена Верховного суда РФ разбить не могут. Они молчали. Оставалось им принять решение. Через 20 минут они вышли из совещательной комнаты...
Коллегия судей Верховного суда РФ отказала мне в принятии моего дела к производству по тем основаниям, что в России не созданы специальные суды, в которых можно судить судей. Вопрос: "А как же постановление Конституционного суда?" - повис в воздухе.
Мой знакомый, потрясенный увиденным и услышанным, выйдя со мной из великолепного храма Правосудия, был в недоумении: "Как же так, ведь ты все говорила правильно, и судьи вроде бы соглашались с тобой, а вынесли такое непонятное решение. Как это понимать?"
Я спокойно объяснила, что вот так же судьи в районном, городском, областном судах будут слушать тебя, как слушали меня сейчас судьи Верховного суда России, а потом в совещательной комнате примут решение, противоречащее и российским законам, и международному праву. Но подписанное ими решение вступит в законную силу и будет исполняться, пока ты не бросишь всю свою жизнь и не добьешься отмены незаконного решения суда в вышестоящих судебных инстанциях нашей страны. А если этого не произойдет, то и решение Страсбургского суда по правам человека надо будет получать еще в течение нескольких лет, чтобы поставить на место и судью, который тебе всю жизнь поломал, и судей выше его, поддержавших своего коллегу. К этому времени и актуальность дела пройдет, а жизнь сама все решит: то ли ты сломаешься, то ли судьи сменятся.
Мой друг был в шоке. У него высшее инженерное образование, но, даже не будучи юристом, он понял, что судьи Верховного суда России не просто отклонили мою жалобу на своего коллегу, они создали судебный прецедент, согласно которому в настоящее время судьи в России неподсудны.
"Что же ты теперь будешь делать? - спросил мой друг. Я ответила, что буду обращаться в Европейский суд по правам человека. Думаю, в Европе будет интересна ситуация, творящаяся в России, когда мнение Верховного суда противоречит постановлению суда Конституционного и нормам международного права.
Друг позавидовал моему умению воспринимать данную ситуацию без инфаркта или инсульта, а с легким юмором и даже удовлетворением от получения любого решения. "Ты - юрист, ты можешь в этом котле вариться", - сказал мой товарищ, - а я лучше обращусь к своим личным связям или московской братве, которая, как в фильме "Бригада", вершит свой суд быстро "по понятиям" и без всякой волокиты".
Зная своего друга, я уверена, что он к "братве" и криминальным авторитетам не обратится, постарается уладить свое дело хоть и с помощью влиятельных людей, но в рамках закона. Но его слова натолкнули меня на мысль, что не случайно так много сейчас в России взрывов и разборок с чиновниками и людьми, власть и деньги имеющими, на которых бесполезно жаловаться в суд. Так же, как и на судей, которые своими решениями оберегают честь высокопоставленных чиновников, но отнюдь не рядового гражданина.
Выпуск N 185 (711) от 1 октября 2003 г. [ N 184 ] [ N 186 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]