[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 184 (710) от 30 сентября 2003 г. [ N 183 ] [ N 185 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Пока списки помилованных доходят до президента, проходит столько времени, что некоторые заключенные успевают освободиться.
Львиную долю подготовленных комиссиями прошений о помиловании в Москве отклоняют.
Уважаемая "Столичная", я столкнулся в ряде СМИ с информацией о том, что в рассмотрении дел о помиловании сейчас царит коррупция. Это не совсем так, хотя здесь действительно у нас не все в порядке. Сейчас идут разговоры о том, что существующая система помилования осужденных в России может быть в очередной раз изменена. С 1991 года по 2001 год при президенте России работала комиссия Приставкина, в которую входили очень достойные люди. Но эту комиссию разогнали. Наверное, слишком уж раздувался миф о ее всесильности. Дело даже не в количестве помилованных, хотя их было немало. Количество ходатайств в приставкинскую комиссию в иные годы доходило до ста тысяч, около 12 тысяч человек она рекомендовала президенту к помилованию. Пять-семь процентов ходатайств получали одобрение. У заключенных создавалось ощущение, что они могут быть помилованы без учета мнения администрации. Для сотрудников уголовной системы главная задача - управляемость заключенных. И когда кто-то начинает мешать им, то они начинают с этим бороться. И видимо, преуспели в этом. Сейчас заключенные за помилованием обращаются редко, тем более что могут сделать это только через спецчасть колонии, потом это ходатайство идет в управление юстиции региона и лишь затем попадает в региональную комиссию. Это само по себе не плохо. Региональные комиссии имеют возможность работать непосредственно с людьми, посмотреть на человека, заглянуть ему в глаза. Но наличие региональных комиссий не исключало комиссии Приставкина. Людей к работе привлечено немало, поэтому сейчас грустно шутят, что членов комиссии по помилованию гораздо больше, чем самих помилованных. Помилование, по чайной ложке раз в два месяца, продолжается. В региональных комиссиях царит разочарование. Многие считают свою деятельность бессмысленной, комиссии принимают свои решения взвешенно и хотят, чтобы с ними считались. Сложилась сомнительная ситуация. Пока списки доходят до президента, проходит столько времени, что некоторые заключенные успевают освободиться. Львиную долю подготовленных комиссиями прошений в Москве отклоняют. К тому же списки помилованных публикуются заранее, еще до того, как их подписал президент. Многие члены комиссии против такого порядка. Тем более что было просмотрено шесть тысяч прошений, а помиловали всего 182 человека, из коих только один несовершеннолетний. Непонятно тогда, зачем эти комиссии создавали. Сейчас опять пытаются что-то менять. Не исключено, что привлекут к этому Министерство юстиции.
Но учитывая, что комиссия Приставкина работала успешно, непонятно зачем нужно было все перекраивать тогда и сейчас. Все время идут какие-то разговоры, возникают склоки между разными группами чиновников и разными ведомствами.
Получается, что сам институт помилования в нашей стране работает не так как надо, а ведь милость, милосердие для нашей традиционной культуры очень важны. Президент в этой ситуации выглядит нелепо. Создавшаяся ситуация, когда вокруг системы помилования осужденных возникает столько разговоров и слухов о всевозможных нарушениях, его не красит. Очевидно, что с этим надо разобраться.
Выпуск N 184 (710) от 30 сентября 2003 г. [ N 183 ] [ N 185 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]