Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 18 (556) от 31 января 2003 г. [ N 17 ] [ N 19 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Адвокатская вертикаль

Евгения Рубцова
Новые Известия, N 17

Сегодня в Колонном зале бывшего Дома союзов пройдет первый Всероссийский съезд адвокатов.

Его проведение, равно как и учреждение Федеральной адвокатской палаты (ФАП), выборы совета и президента всех адвокатов обусловлены новым законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", вступившим в силу 1 июля прошлого года. Как и в период принятия этого закона, в канун съезда адвокатское сообщество разделилось на два лагеря - сторонников и противников. Первые представляют совет и президента федеральной палаты, как борцов за права и интересы российских адвокатов на внутригосударственном и международном уровне. Вторые же считают ФАП никчемной бюрократической надстройкой, которая призвана увенчать построенную новым законом адвокатскую вертикаль.

Оппоненты приводят различные доводы в защиту своих точек зрения. Попробуем и мы взвесить все "за" и "против". Кому и зачем нужна адвокатская структура федерального масштаба? Что сулит и чем грозит она адвокатам и нам, простым смертным, не смеющим, как известно, зарекаться от сумы и от тюрьмы.

Из коллегии в палату

"Новые Известия" неоднократно писали о новом законе об адвокатуре, когда он находился еще на стадии разработки. Однако с тех пор много воды утекло. Самые худшие опасения некоторых адвокатов (например, подчиненность Минюсту), к счастью, так и не обрели законодательной формы. Но реформа адвокатского сообщества все же привела к его реорганизации.

Адвокаты ждали закона о себе и устройстве своей деятельности около десяти лет. В постсоветской России адвокатура развивалась несколько сумбурно, приспосабливаясь, как могла, к новым экономическим реалиям. Появилось несметное количество новых адвокатских коллегий, возросло число самих защитников. Не всегда было понятно, кому они подчинялись и можно ли было с кого-то спросить за качество предоставляемых ими юридических услуг. Понятно, что адвокатская профессия всегда была одной из самых свободолюбивых, напрямую не подконтрольной властям ни в царские, ни даже в советские времена. Однако потребность в приведении адвокатского сообщества к какой-то единой системе ощущали и сами защитники.

Новый закон об адвокатуре предложил адвокатам следующую схему самоорганизации. Вместо независимых и соперничающих друг с другом коллегий в каждом регионе появилась адвокатская палата. Все адвокаты, проживающие и практикующие в данном регионе, прошли регистрацию в местном реестре и получили удостоверения единого образца. Таким образом, пошла своеобразная перепись адвокатов по всей стране.

Ряды защитников одновременно очистились от сомнительных коллег, которые непонятным образом туда когда-то попали (в Москве, например, около сотни адвокатов лишились своих полномочий). И простым гражданам стало намного понятнее, как ориентироваться на рынке адвокатских услуг. Теперь достаточно свериться с реестровым списком, который был опубликован в СМИ, или просто позвонить с региональную адвокатскую палату, чтобы узнать, существует тот или иной адвокат либо свои услуги предлагает проходимец.

Контроль за качеством адвокатских услуг новый закон возложил на квалификационные комиссии, созданные в каждой региональной палате. Отныне только эти комиссии наделяются правом выдавать адвокатские удостоверения либо их отбирать.

Потребители адвокатских услуг одновременно получили двойные гарантии. Во-первых, обращаясь за помощью к адвокату, зарегистрированному в реестре, граждане могут не сомневаться в его профессионализме. А во-вторых, появилась уверенность в том, что они не потеряют своего защитника в самый разгар процесса, если тот слишком уж сильно будет наступать на больные мозоли судей и прокуроров. Хотя представители Минюста и судейства входят в состав квалификационных комиссий, они не могут единолично принять решение о лишении адвоката его полномочий.

Главным органом самоуправления адвокатов согласно новому закону стали советы региональных палат во главе с президентами и его заместителями. На их плечи легла организация работы адвокатов в регионе: участие в делах по назначению, проведение курсов и семинаров для повышения квалификации, защита интересов адвокатов в органах власти. Словом, все, что не касается оказания платной юридической помощи.

Кто поможет адвокату?

Такая реструктуризация адвокатуры вызвала у некоторых адвокатов бурное негодование. Напомним, что когда-то известный адвокат и правозащитник Каринна Москаленко в открытом письме, опубликованном на страницах "Новых Известий", написала: "Мы не приходили наниматься на работу в Минюст и ни в какие палаты". Однако многие ее коллеги, в том числе, например, и председатель Московской городской коллегии Генри Резник, в целом оценивают новый закон об адвокатуре положительно.

Его комплименты, в частности, касаются введенной новым законом защиты от адвокатов-оборотней и адвокатов-кидал. О последних было рассказано чуть выше. А что касается "оборотней", то таковыми адвокаты называли коллег, которые умудрялись, скажем, со столичными мандатами практиковать в других регионах. Спрос с них был никакой - ни за качество работы, ни за выполнение корпоративных обязанностей. Теперь коллегии не имеют права открывать свои подразделения в других областях, а лишь иметь представителей, которые все равно обязаны пройти регистрацию в местном реестре.

Однако новый закон не прояснил один из самых больных вопросов для адвокатского сообщества - оплата дел по назначению. Если средства будут по-прежнему выделяться из бюджета, то они так и останутся мизерными. Это означает, что адвокаты будут, как и раньше, получать по 50--100 рублей за каждое дело. И то лишь в том случае, если правоохранительные органы и суды не встанут в уже привычную позу "У нас нет средств". А значит, адвокаты по-прежнему не будут заинтересованы в ведении бесплатных дел, что напрямую скажется на качестве их работы, то есть на уровне защиты прав и интересов неимущих граждан, чей доход ниже прожиточного минимума.

Вопрос об оплате услуг бесплатных адвокатов стал еще острее с введением в действие нового УПК, согласно которому практически ни одно процессуальное действие не может осуществляться без присутствия адвоката. Кто же должен устранять противоречие, когда Конституция запрещает принудительный труд (которым фактически является работа адвокатов по назначению), а государство, гарантируя всем нуждающимся бесплатных адвокатов, не торопится достойно оплачивать их услуги.

На учредительной конференции столичной адвокатской палаты, которая прошла в конце ноября прошлого года, члены Московской городской коллегии яро двигали на пост президента палаты своего кандидата. Как не трудно догадаться, им был Генри Резник. И хотя адвокаты МГКА на конференции были в меньшинстве (двумя третями голосов распоряжались адвокаты альтернативных коллегий, которые появились в последние десять лет), они победили. Вернее победил сам господин Резник. А это означает, что по крайней мере в ближайшие четыре года столичная адвокатская палата, вероятно, переймет опыт работы МГКА.

Старейшая адвокатская коллегия Москвы по-своему решила проблему неплатежей за работу бесплатных адвокатов. Вот уже несколько лет адвокаты, которые не хотят участвовать в делах по назначению, отчисляют в коллегию по 1200 рублей ежемесячно. На эти средства и существуют их менее успешные коллеги. Но Москва, как известно, это далеко не вся Россия. И нет уверенности, что другие регионы последуют примеру коллег из Белокаменной. Вопрос гонораров бесплатным адвокатам надо все-таки решать на федеральном уровне. Для лоббирования интересов адвокатов в органах государственной и муниципальной власти новый закон предусмотрел создать Федеральную адвокатскую палату.

Она не будет, подобно региональным, обладать функциями контроля за адвокатами. Судя по формулировкам закона об адвокатуре, ФАП станет представительским органом, не имеющим права вмешиваться в работу регионов, а лишь обобщать их практику и давать советы и рекомендации.

Генри Резник, назвав федеральную палату "методическим центром", отказался даже от участия в съезде адвокатов. Однако его соперник на московских выборах, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев считает, что ФАП поможет адвокатскому сообществу разрешить не только проблему бесплатно-принудительного труда защитников, но и вопросы их социального и пенсионного обеспечения.

Каков поп, таков и приход

Поскольку Гасан Мирзоев является практически единственным лидером в предвыборной гонке за кресло президента федеральной палаты, адвокаты старой гвардии, издавна противостоящей Гильдии российских адвокатов, опасаются обюрокрачивания этой структуры. По мнению экспертов, если московская палата под руководством Резника, скорее всего, повторит компактную структуру МГКА, то и федеральная палата под председательством Мирзоева, вероятно, станет копией его гильдии. А гильдия изначально создавалась по принципу вертикали с жесткой дисциплиной и структурированием, на содержание которой тратились огромные средства, отчисляемые подчиненными регионалами.

Но, с другой стороны, Гасану Мирзоеву нельзя отказать в организаторских способностях и связях, которые он приобрел еще во времена работы в государственных юридических структурах. Возможно, стань он президентом федеральной палаты, ему удастся пробить брешь в госбюджете, откуда наконец-то начнут поступать деньги на гонорары бесплатным адвокатам. По информации "Новых Известий", представители гильдии добились такого рода успехов в некоторых регионах России.

Среди прочих конкурентов Мирзоева в борьбе за федеральное главенство называют также президента московской областной палаты Алексея Галоганова и президента палаты Санкт-Петербурга Евгения Семеняко. Их авторитет и репутацию в адвокатском сообществе трудно ставить под сомнение. Но кого из трех претендентов адвокаты изберут своим "начальником", однозначно сказать нельзя. От персоналии президента будет зависеть разрешение наболевшей социальной проблемы.

О результатах съезда адвокатов "Новые Известия" расскажут в одном из ближайших номеров.

Выпуск N 18 (556) от 31 января 2003 г. [ N 17 ] [ N 19 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]