[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 176 (702) от 18 сентября 2003 г. [ N 175 ] [ N 177 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Российская глубинка все настойчивее требует возвращения в уголовную практику российских судов смертной казни, не видя никаких иных реальных путей защиты жизни законопослушных граждан от расплодившихся вне всякой меры на улицах наших городов и сел убийц, в том числе и серийных.
За десять лет афганской войны страна потеряла убитыми более 13 000 человек. А сегодня только за один год бандиты убивают в четыре раза больше.
- Эту мразь по кусочкам разорвать надо, а не срок давать! - в сердцах чертыхнулся сидевший рядом со мной в зале заседаний областного суда пожилой мужчина, сразу же после оглашения подсудимому Олегу Голоте приговора в 24 года лишения свободы в колонии особого режима.
- Бог даст, заключенные в зоне сами ему правосудие учинят, - откликнулась на реплику интеллигентного вида женщина с заплаканными глазами. - Ну на что нам еще остается надеяться, если государство даже убийцам маленьких детей, которых во все времена на Руси считали отродьем дьявола, жалует жизнь?! Где, в какой стране мира власть проявляет такой трогательный "гуманизм" за счет законопослушных граждан?!
Признаться, по большому счету мои земляки имели право и на более резкое выражение своих чувств и эмоций. И их можно было понять. Ибо происшедшее летом прошлого года в небольшом городке Суровикино заставило содрогнуться сердца многих людей. К одному из жителей городка тогда наведался давний приятель - только что освободившийся из зоны 42-летний Олег Голота. В один из далеко не прекрасных дней он завел шестилетнюю дочь хозяев, Марину, в дворовый общественный туалет и сделал с ней такое, что даже видавшие виды патологоанатомы будут потом пить валерьянку, осматривая бездыханное тельце малышки. Сделав свое черное дело, нелюдь задушил ребенка и сбросил труп в выгребную яму.
Однако день страшных кошмаров на этом не закончился. Выспавшись и воспользовавшись отсутствием в доме взрослых, Голота принялся за старое уже с новой жертвой - девятилетней сестрой убитой, Машей. Опустим подробности этого мерзкого занятия. Скажу лишь о том, что жизнь второй дочери спасло лишь внезапное возвращение домой матери.
Потрясенные случившимся в тихом провинциальном городке, суровикинские мужчины одно время даже собирались отбить выродка у милиции и судить самолично по древнему как сам мир закону высшей справедливости "око за око, зуб за зуб".
Однако потом одумались и стали собирать подписи с требованием к российской Фемиде приговорить выродка к высшей мере наказания. Увы, вынесенный убийце вердикт не оправдал надежд жителей городка, оставив у них ощущение несправедливости нынешней судебной политики государства.
- Такого мерзавца никакая тюрьма не исправит, - с болью в голосе доказывал автору этих строк один из суровикинцев, не пожалевший дня, чтобы приехать за две сотни километров в корпункт "Парламентской газеты". - Спрашивается тогда, почему мы, налогоплательщики, должны содержать этого душегуба долгие годы? И все для того, чтобы, выйдя на свободу, эта мразь снова бы начала убивать нас и наших детей?!.
Признаться, возразить стороннику высшей меры наказания было нечего. Потому что у меня, как и у многих жителей Волгограда, все еще было свежо в памяти чудовищное по своему цинизму и нечеловеческой жестокости преступление, совершенное вышедшим на свободу убийцей в небольшом городке Краснослободске, расположенном рядом с Волгоградом на левом берегу Волги. Впрочем, обо всем по порядку.
В свое время житель Белозерского Курганской области Сергей Фальков был осужден за убийство, совершенное им с особой жестокостью. Выйдя на свободу, сей "весьма характерный мужчина" решил навестить своего бывшего приятеля по нарам, живущего в Краснослободске. Там и познакомился с местным жителем Экулевым, с которым стали вместе совершать по ночам кражи цветного металла с близлежащих дачных участков и затем продавать его местным барыгам. В последний раз при дележе денег Фалькову показалось, что напарник по криминальному бизнесу нагрел его на две сотни рублей, и он решил с ним "разобраться" по-свойски. Для этого ночью пробрался к обидчику домой и буквально размозжил его голову топором.
- Опомнись, урод! Ты что творишь?! - едва успела спросонья выкрикнуть двадцатилетняя жительница Краснослободска Лариса Федорова, увидев занесенный над своей головой топор мужниного приятеля. Однако на ее голову обрушился удар страшной силы.
Впрочем, детям погибшей в расцвете лет женщины повезло еще меньше. Три десятка раз изверг втыкал нож в хрупкое тельце ее четырехлетней дочери, прежде чем девчушка перестала подавать признаки жизни. Не пощадил нелюдь и восьмимесячного сына Федоровой, и 12-летнюю сестренку хозяйки дома. Впрочем, в последнем случае убийца допустил прокол. Решив, что девочка мертва, он кинулся искать имевшиеся в квартире деньги. Нашел три тысячи рублей и почему-то на цыпочках ушел из залитой кровью квартиры.
Между тем каким-то чудом сестра хозяйки дома оказалась жива и сообщила о случившемся сотрудникам Краснослободского РОВД. Те взяли убийцу в шесть часов утра на городском причале, когда тот собирался переплыть на речном трамвайчике в Волгоград и шикануть там на все три "штуки". Потом был суд, на котором государственное обвинение поддерживал прокурор Волгоградской области Николай Шепель. Фалькова приговорили к пожизненному заключению, а серийный убийца при этом лишь грозил подходившим к клетке родственникам загубленных им людей:
- Вот посмотрите, я еще всех вас переживу! Это на воле в любое время могут порешить, а мою жизнь на зоне будут охранять!
- К сожалению, как ни кощунственно это звучит с моей стороны, но Фальков, пожалуй, в одном был прав. В том самом смысле, что в наше поистине жуткое время жизнь простого человека недорого стоит. Пройдусь скороговоркой лишь по самым свежим фактам на эту тему.
#В начале лета от взрыва неустановленного устройства в дачном поселке Царицыно погиб 72-летний пенсионер, а его 67-летняя супруга с ранениями доставлена в больницу скорой помощи областного центра.
#Двадцатилетний волгоградец, недавно вернувшийся из Чечни, хладнокровно убил мужчину и 19-летнюю Настю Монастыреву, с которой встречался до армии.
#16-летний житель Красноармейского района Волгограда Ровшан К. в течение короткого времени поочередно лишил жизни трех взрослых человек и 12-летнего подростка.
Увы, переЧисленные выше злодеяния лишь малая толика того, что случается практически каждый день на территории Волгоградской области. Что или кто может остановить кровавую карусель? Обзор читательского мнения на эту тему сделала в прошлом году "Волгоградская правда". Все двенадцать случайно выбранных интервьюеров ответили однозначно: следует немедленно отменить мораторий на смертную казнь. Мнение своих избирателей поддержали и депутаты Волгоградской областной Думы, поддержавшие в том же, 2002 году инициативу Государственной думы Ставропольского края об отмене моратория на смертную казнь.
Полюбопытствуем теперь, что думают на этот счет профессионалы.
- Многолетний опыт работы в правоохранительной системе позволяет мне уверенно сказать следующее, - говорит начальник отдела государственных обвинителей Волгоградской областной прокуратуры, советник юстиции Алевтина Мелихова, - среди преступивших закон наших сограждан есть люди, которые очень опасны для общества. Давая им какой-то срок для исправления, общество просто делает из этих людей своеобразную мину замедленного действия, которая обязательно "рванет", когда неисправимый убийца вновь окажется на свободе. Убеждена в том, что приостановление назначения такого вида наказания, как смертная казнь, является пока мерой явно преждевременной.
А вот мнение председателя Волгоградского областного суда, заслуженного юриста России Сергея Токарева:
- Мне думается, что с установлением моратория на смертную казнь мы, образно говоря, забежали впереди паровозного дыма. Взять те же самые США, которые считаются самой демократичной страной в мире. Но ведь там смертную казнь никто не отменял. Более того, в 33 штатах из 51 существует семь(!) видов смертной казни. Да, наверное, несколько странно слышать из уст судьи фразу о том, что Россия должна вновь вернуться к этому виду наказания. Однако я убежден в том, что до тех пор, пока мы не воспитаем граждан, которые могут жить в правовом государстве, российской Фемиде не следует слепо копировать правовые нормы развитых европейских стран.
Нынешний разгул преступности в стране, на мой взгляд, напрямую связан с отсутствием высшей меры наказания. И как бы меня ни убеждали психологи и психиатры, пока убийца не будет знать именно о такой мере ответственности за содеянное им, поверьте моему юридическому и житейскому опыту, он морально будет готов на самое тяжкое.
В справедливости слов председателя Волгоградского областного суда убеждает сама жизнь. Как известно, в советские времена на всю огромную страну выносилось не более 100 смертных приговоров в год. Однако эта сдерживающая мера формировала в уголовной среде нежелание связываться с "мокрухой". Сегодня же любой преступник идет на убийство, особенно не задумываясь о последствиях. В итоге по самым скромным подсчетам каждый год на улицах наших городов и деревень убивают около 50 тысяч человек.
Язык не поворачивается проводить аналогию с войной, но факты подталкивают именно к такой оценке реалий сегодняшнего дня. Ведь общеизвестно, что за все десять лет афганской войны Советская армия потеряла убитыми более 13 000 человек. А тут в мирное время потери россиян составляют цифру в 4 раза больше. Да не за десять лет, а всего за год! Получается, что каждый день, прожитый рядовым россиянином, оказывается в 40 раз(!) кровавее афганской войны! Почему, по какому праву?! Кто и когда говорил об этой необъявленной войне против российского народа?
Семь лет назад по требованию Совета Европы президентским указом приостановили исполнение смертной казни. Как было сказано тогда с высокой трибуны, до тех пор, пока не будут повсеместно введены суды присяжных заседателей. Суды нового для нас типа заработали, однако вопрос об отмене моратория на смертную казнь почему-то замалчивается. Здесь можно было бы долго рассуждать на тему, кому выгодна официальная отмена смертной казни, но я этого делать не буду.
Вместо этого лучше приведу здесь свое годичной давности блиц-интервью с двумя студентами Волгоградского индустриального техникума, которые за обещанные им сто тысяч рублей "гонорара" хладнокровно расстреляли из обреза пятидесятилетнего предпринимателя Александра Михайлова, его жену Надежду и их дочь Полину, студентку факультета журналистики (замечу в скобках, что об этом диком случае "Парламентская газета" рассказала своим читателям в материале "Змееныш", опубликованном 17 мая 2002 года). Так вот, на мой вопрос, заданный в присутствии следователя: "Пошли бы вы выполнять столь кровавый заказ, если бы знали, что за него полагается смертная казнь?" - каждый из опрошенных мною по отдельности молодых людей ошарашенно замотал головой и ответил примерно следующее:
- Да ты чо, мужик, совсем сбрендил? Это же надо быть умалишенным, чтобы рисковать своей жизнью за какие-то пятьдесят штук!..
Нужны ли комментарии к этой весьма красноречивой, на мой взгляд, "картинке"? Я уже собрался передавать написанный материал в редакцию, когда по местному телевидению прошла очередная сводка, простите, информация с криминального фронта событий. Коллеги сообщали, что сегодняшним утром по приезде на работу был застрелен киллером заместитель начальника управления "Нижневолжрыбвод" Александр Стукалов, работа которого напрямую была связана с охраной рыбных запасов региона, главным образом рыб ценных пород. Честно говоря, я не особенно удивился очередному ЧП. А чему, собственно, удивляться, когда заказные и прочие убийства стали нормой даже в поволжской провинции?!.
Выпуск N 176 (702) от 18 сентября 2003 г. [ N 175 ] [ N 177 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]