[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 161 (687) от 28 августа 2003 г. [ N 160 ] [ N 162 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Советский районный суд не только оправдал нижегородского чиновника Сергея Селезнева, экс-главу администрации Сормовского района, признав за ним право на реабилитацию, но и вынес решение о восстановлении его в должности.
Выборы мэра Нижнего Новгорода не обошлись без использования "секретного оружия" - прокуратуры, которая чохом обвиняла соратников действующего на тот момент главы городской администрации Юрия Лебедева, претендовавшего на второй срок и имевшего реальные шансы на победу. Убежденные в том, что российский чиновник не может не брать, находясь на государевой службе, прокуроры забывали о презумпции невиновности и сначала публично выносили обвинения по части "злоупотребления" и "превышения", а потом торопливо искали тому доказательства. Торопились так, что одного из фигурантов, Сергея Селезнева, пытались упечь в тюрьму сразу после операции по поводу опухоли в легких, изменив ему меру пресечения с подписки о невыезде на заключение под стражу. Сергея Селезнева спасло то, что он находился в тот момент под капельницей.
Следствие, в ходе которого сменились три обвинителя, длилось год и три месяца. Нужных доказательств не находилось, дело разваливалось на глазах, поэтому ведущие сотрудники прокуратуры Нижегородской области не погнушались даже подделкой документов (Советский районный суд признал факт фальсификации некоторых материалов, фигурирующих в уголовном деле).
И все-таки Сергей Селезнев, прошедший длинный путь от матроса до капитана дальнего плавания, а на недолгой госслужбе заработавший инвалидность третьей группы, вполне удовлетворен решением суда и намеревается подать иск о возмещении морального и материального ущерба, которые нанесли ему правоохранительные органы.
Спрашиваю Сергея Антоновича:
- Почему вас, главу Сормовского района, фигуру самостоятельную, обвиняли в "превышении полномочий" на посту заместителя главы администрации района, где вы работали прежде в подчинении Андрея Тарасова, которого судили вместе с вами и так же, как и вас, оправдали?
- Просто не нашли ровным счетом ничего такого, из чего можно было бы "слепить" уголовное дело, хотя искали очень серьезные люди. Они все перетрясли в Сормовской администрации, проведя после моего увольнения полномасштабную проверку, не выявившую ни одного финансового нарушения.
- Зато "эти же серьезные люди" обвинили вас в том, что, цитирую, "Сергей Селезнев оказывал давление на предпринимателей в целях получения меценатской и спонсорской помощи. В частности, от двух предпринимательниц - Шаровой и Порядновой: к Дню города потребовал сумму в 60 тысяч рублей". Эти же 60 тысяч рублей вменялись в вину и вашему тогда непосредственному руководителю, главе администрации Советского района Андрею Тарасову.
- Одна из этих дам в частной беседе признавалась, что предъявить иск по прошествии восьми месяцев с того момента, как мы с нее эти деньги якобы требовали, ей "посоветовали" в прокуратуре области.
- Значит, деньги с нее все-таки требовали?
- Во всех районах Нижнего Новгорода существовали вполне официальные соглашения о сотрудничестве между предпринимателями и администрациями, основанные на взаимной выгоде. Такие соглашения были, есть и, наверное, будут существовать еще долго, пока наша экономика не окрепнет.
Сразу скажу, их подписывали не все, но у прокуратуры не нашлось ни одного доказательства того, что "неподписанты" подвергались прессингу со стороны администрации. Те же, кто подписывает, посильно участвовал в пополнении скудного районного бюджета (в Советском районе за счет внебюджетных источников действовало огромное количество социальных и детских программ!). В рамках соглашения мы предлагали предпринимателям добровольно участвовать в этих социальных программах.
- И все-таки предпринимателям дополнительные взимания никогда не нравились!
- Понимаю, но при весьма скудных бюджетах у власти нет иных источников дополнительных доходов. А между тем, судя по газетным публикациям, губернатор области Геннадий Ходырев дарит прокуратуре области отнюдь не на бюджетные деньги машину-лабораторию стоимостью в полтора миллиона рублей, а в городе устанавливается урн аж на семь миллионов рублей. По настоянию полномочного представителя Президента Сергея Кириенко предприниматели вынуждены ремонтировать за собственный счет фасады домов в исторической части города. Система, наверное, порочная, но она существует в России. Однако обвинители за 60 000 рублей требовали от суда два года условного лишения свободы для меня как заместителя главы районной администрации и три года - для Андрея Тарасова, руководителя района. К контролю за чиновниками я всегда относился положительно, но всегда был против двойных стандартов! Кстати, если сравнить уровень финансового бремени, ложившийся на предпринимателей при Лебедеве и при Булавинове, то сравнение будет не в пользу последнего.
- Вас обвиняли и в том, что внебюджетные счета были открыты незаконно. Это обвинение тоже удалось снять?
- Я бы сказал больше: эти счета работают и сейчас. То есть вся система осталась. Но дело-то ведь не в ней, а в том, кто должен находиться у власти и кто ей неугоден на этом посту! В воскресенье, 15 сентября 2002 года, должен был состояться первый тур выборов мэра, а 13 сентября мне вручили обвинение. И в тот же день об этом сообщили все нижегородские СМИ с комментариями главного прокурора области(!), который тогда, уверенно глядя в телекамеры, обещал, что через две-три недели наше дело будет в суде. Не получилось! Так, между первым и вторым туром меня решением суда отстраняют от должности главы Сормовского района, чтобы я "не смог воздействовать на ход расследования". А я в тот момент лежал в больнице, готовился к операции на легком. 4 ноября меня прооперировали, а 7-го к моей жене пришел сотрудник прокуратуры с постановлением об изменении мне меры пресечения на содержание под стражей "в связи с изменившимися обстоятельствами". Какими, спрашивается? Могу это объяснить только желанием загнать меня в СИЗО и там, где всем очень несладко, заставить дать нужные показания.
- Например, в июле 2002 года заместитель прокурора области Стравинскас рассказывал в СМИ, что (цитирую) "в ходе расследования выяснилось, что Селезнев злоупотреблял служебным положением. В частности, за счет бизнесменов за "немалые деньги" он ремонтировал свой личный автомобиль".
- Ну не мог я ремонтировать свой личный автомобиль в тот момент, когда его уже продал! Это обвинение вообще очень быстро рассыпалось. Хотя пришлось сразу после операции, в то время, когда я был еще на больничном, ходить на очные ставки и давать показания, что и привело в конечном итоге к инвалидности.
- И все же будем откровенны: не всем чиновникам удается удержаться от соблазнов государевой службы! Поэтому, если в нужный момент правоохранительные органы начинают "копать", всегда удается чего-нибудь накопать. Вы с Тарасовым - редкое исключение.
- За всех чиновников говорить не стану, но в своем последнем слове суду я сказал, что не нужно было полтора года тратить государственные деньги на то, чтобы выяснить - есть у меня что-то или нет. Существует пять показателей, по которым можно проверить честность любого чиновника: квартира, машина, дача, банковский счет и бизнес. Квартиру в панельном доме я построил двадцать лет назад, дачу мы с отцом строили сами тридцать лет назад. Она с тех пор не изменилась: как был деревянный дом в Рекшине, так там и остался. В коттедж на Канарах не превратился. Езжу на привычной для меня марке автомобиля "Нива", бизнеса не имею, равно как и банковского счета. Отсюда вывод: нужно было зацепить заместителя Лебедева. Для чего? Во-первых, дискредитировать его не только перед прошедшими выборами на пост главы города, но и перед грядущими - в Государственную Думу. Во-вторых, создать прецедент безнаказанности избиения бывших руководителей исполнительной власти и таким образом влиять на нынешних глав администраций, так как методы работы органов местного самоуправления в принципе одинаковы на всей территории Приволжского федерального округа.
"Вопрос, буду восстанавливаться на пост главы администрации Сормовского района, в настоящее время остается открытым", - говорит сегодня экс-глава администрации Сормовского района Сергей Селезнев. "Как только придут документы из суда, мы с моим адвокатом будем это обсуждать", - заявил собеседник. В то же самое время мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, узнав о решении суда, в интервью одной из нижегородских телекомпаний выразил надежду на то, что Сергей Селезнев - человек разумный и не захочет возвращаться на свое прежнее место.
Выпуск N 161 (687) от 28 августа 2003 г. [ N 160 ] [ N 162 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]