Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 154 (680) от 19 августа 2003 г. [ N 153 ] [ N 155 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Мусора" не увидят рая"

Герман Петелин
Новые Известия, N 36

На прошлой неделе эксперты сети этноконфессионального мониторинга проверяли соблюдение прав заключенных на свободу вероисповедания в мордовском Дубравлаге.

Выяснилось, что с этой свободой за колючей проволокой все в норме. Проповедники самых разнообразных религиозных конфессий, даже самых одиозных, чувствуют себя здесь вполне комфортно.

Согласно официальной статистике ГУИН Минюста РФ в России при исправительно-трудовых колониях действуют 677 молельных комнат и 343 храма. Из которых 324 православных храма, 10 мечетей, 3 баптистских и 5 буддийских храмов. Впрочем, реальной картины эти цифры все-таки не отражают.

Закон о свободе совести и вероисповедании, принятый Госдумой РФ в 1997 году, не только распахнул двери тюрем для религиозных организаций, но и превратил исправительные учреждения в плацдарм для работы тоталитарных сект. Фактически пенитенциарная система отдается на откуп деструктивным культам, проникающим за колючую проволоку под видом всевозможных благотворительных фондов.

В 2002-2003 годах учреждениям, исполняющим наказания, оказывали содействие в работе и принимали участие в исправлении осужденных свыше 150 организаций, а также более 350 предприятий с разной формой собственности, от которых поступила гуманитарная помощь на сумму более 110 млн. рублей. Среди них есть и организации неопятидесятников, которые представители Российской православной церкви относят к разряду тоталитарных сект. Впрочем, эти обстоятельства не мешают ГУИН дружить и с теми и другими.

В прошлом году в Москве проходила конференция тюремных капелланов пятидесятнического братства, с которыми ГУИН подписало соглашения о сотрудничестве. Инициатором слета тюремных духовников выступала христианская тюремная миссия "Освобождение в Иисусе". Ее лидер Иван Черный, отсидевший в свое время пять лет в одной из исправительных колоний, предложил капелланам брать пример с пастора Сергея Ляного.

Ляный - личность в своем роде уникальная. Его христианская миссия "Евангельское милосердие" зарегистрирована в Латвии, в городе Юрмала. Сам Ляный считается сподвижником пастора Алексея Ледяева, одного из основателей церкви "Новое поколение", относящейся к так называемым псевдохристианским деструктивным культам неохаризматического направления. Ее поместные отделения в России достаточно автономны. Они есть в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В Центральной России "Новое поколение" пустило глубокие корни в Ярославле и "прославилось" самоубийствами своих прихожан.

Сам Ляный в течение десяти лет успешно гастролировал с проповедями по российским исправительным учреждениям. Причем организовывались эти поездки с явными нарушениями законодательства. Сейчас Минюст с ним не сотрудничает.

По словам заместителя начальника управления ГУИН по воспитательной работе Виктора Довиденко, главным поводом для отказа Ляному в доступе к осужденным стала зарубежная регистрация его миссии.

Между тем, по информации "Новых Известий", причины отказа были другими.

Из отчетов руководства воспитательного отдела ГУИН.

"... Во время благотворительных концертов с проповедью Евангелия в ИУ Свердловской, Ульяновской областей и учреждении ЖХ-385 представителями миссии в категорической форме высказывалось мнение о возможности выступлений только на открытых площадках, с обязательным привлечением как можно большего числа осужденных. В проповеди Ляного осужденным объявлялось, что все их грехи, в том числе и совершенные преступления, прощаются, а все уверовавшие становятся "безгрешными". Представители миссии использовали в проповедях тюремный жаргон. Обряды православных христиан подвергались критике..."

Один из православных священников сказал, что, держа пальцы веером, не перекрестишься. Ошибается он, крестятся и крестились. Сотни осужденных впадали в экстаз от длинноногих девчонок, стоявших на подпевках у Ляного, от обращений "братва", "пацаны", от обещаний, что "мусора никогда не увидят рая". После каждого концерта шла обязательная раздача литературы и учетных карточек, в которые надо было вписать фамилию, номер отряда, домашний адрес после освобождения и другие дополнительные сведения о себе и своей семье.

Впрочем, подобная практика не нова. Ежемесячно в контролирующие организации приходят два-три письма от осужденных с жалобами на подобные визиты новых проповедников. Под предлогом посещения своих единоверцев, отбывающих наказания в ИУ, они проводят благотворительные вечера в зонах, раздают литературу и учетные карточки, с помощью которых проводится мониторинг. Если осужденный подходит секте, то его не забудут и помогут.

На сегодняшний день многие учреждения до отказа переполнены сомнительной литературой. Например, в 2001 году в территориальных органах УИС Москвы и Московской области проповедовали представители общественно-благотворительной организации "Духовная свобода (президент Фил Вагнер)". Своей литературой они умудрились забить под завязку все московские тюрьмы и завербовать почти сотню последователей.

Впрочем, касается это и других регионов. Согласно данным ГУИН, пятидесятники активно проповедуют в 29 областях, адвентисты седьмого дня - в девяти. Кроме того, этими организациями открыты 50 реабилитационных центров для бывших осужденных.

Между тем в ГУИН поговаривают о существовании некоего списка тоталитарных сект, представителей которых нельзя пускать к осужденным. В перечне есть и адвентисты седьмого дня. Впрочем, список носит рекомендательный характер, так как в российском законодательстве вообще нет юридического понятия "секты". Поэтому все зависит от начальника учреждения.

Как сказал в телефонном разговоре один из сотрудников УИС Свердловской области, где с церковью "Новое поколение" подписаны соглашения о сотрудничестве, "лучше пропустить в зону проповедника, чем потом выслушивать на ковре от начальства упреки в неправильно поставленной воспитательной работе"

Выпуск N 154 (680) от 19 августа 2003 г. [ N 153 ] [ N 155 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]