[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 151 (677) от 14 августа 2003 г. [ N 152 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В следующем году Министерство юстиции намерено добиться повсеместного введения такого вида наказания, как обязательные (общественные) работы.
Результаты эксперимента, проводимого с 2000 года Минюстом совместно с организацией "Международная тюремная реформа" (МТР) в 11 регионах, показали: это самый эффективный и полезный как для общества, так и для осужденных вид наказания, альтернативный тюремному. Проблемы, мешающие его распространению, две: вечная нехватка денег и неготовность граждан к тому, что вор может не только сидеть в тюрьме.
Валерий Абрамкин, член комиссии по правам человека при президенте России, иллюстрируя, как подобные работы использует цивилизованный мир, рассказал историю: в Швеции мальчик позвонил и ложно вызвал пожарных. Ему вынесли наказание - в течение 2 месяцев чистить обувь пожарным. Мальчик увидел, как работают пожарные, и ему больше в голову не приходило вызывать их ради шутки.
Положение об обязательных работах прописано в Уголовном кодексе России 1996 года. Его должны были ввести в действие не позднее 2001 года. Из-за нехватки средств перенесли на 2005-й.
На создание к 2005 году в России исправительных центров, которые позволят осужденным за мелкие нарушения не сидеть в тюрьме, а выполнять бесплатно определенные виды работ, потребуется 21 млрд рублей. В год на бюджетное финансирование всей уголовно-исполнительной системы страны заложено 45 млрд. Государство почему-то сочло, что держать людей в тюрьмах и при этом отдельной статьей бюджетных расходов оплачивать еще и уборку улиц, ремонт дорог и т.п. - дешевле.
Однако в Минюсте считают, что развивать надо именно систему альтернативного отбывания наказания. Во-первых, так можно освободить места на нарах для действительно опасных преступников, во-вторых, это сможет приблизить российскую пенитенциарную систему к европейским стандартам. Например, в результате эксперимента "Альтернатива тюремному заключению" число зеков в России уже снизилось на 100 тыс. человек. Это, между прочим, 10% всех отбывающих наказание.
Абрамкин сетует: "К сожалению, общество психологически не готово к массовому применению такого вида наказаний. Во-первых, очень мало известно о результатах проводившегося эксперимента, во-вторых, обвинительный уклон характерен не только для судебной системы, но и для массового сознания". Не стоит сбрасывать со счетов и менталитет чиновников. Они тоже по-прежнему считают, делится Абрамкин, что в осуждении главное, чтобы человек почувствовал тяжесть наказания, а отнюдь не неотвратимость:
- У нас же, если человека приговорили подметать улицу, сразу кричат: надо ему потяжелее что-нибудь придумать!
Очень много зависит и от местных органов власти: насколько они будут готовы создавать новые рабочие места для осужденных (в соответствии с законодательством исправительные центры должны появиться в каждом из 89 субъектов РФ). По подсчетам Главного управления исполнения наказаний (ГУИН), их должно быть не менее 160, в каждом сможет отбывать альтернативное наказание порядка 300 осужденных. Таким образом, по прогнозам ГУИН Минюста, всего в таких центрах может находиться до 35-40 тыс. человек в год.
В действующей редакции Уголовно-исполнительного кодекса, делятся в Минюсте, наказание в виде ограничения свободы фактически не является альтернативой лишению свободы. "Условия отбывания наказания практически идентичны", однако ограничение свободы осужденного, добавляют юристы, не обязательно должно подразумевать содержание под стражей.
Виктория Сергеева, заместитель регионального директора МТР, уверена, что общественные работы - это привлекательный вид наказания и для общества, и для оступившегося человека. По ее словам, обществу важно объяснить: такой щадящий вид наказания будет касаться только тех людей, кто совершил преступление в первый раз, преступление незначительное, и если человек в принципе не представляет угрозы для окружающих. Сейчас, как правило, такие люди получают условное осуждение, которое фактически не работает: они выходят из здания суда с мыслью, что отделались легким испугом. "Если же к условному осуждению будет добавлена обязанность исполнять какие-то общественно-полезные работы на объектах муниципальной собственности, это будет иметь совсем другое воздействие на сознание", - говорит Сергеева.
Привлекаться такие осужденные будут в основном для благоустройства территорий, погрузки товаров, строительства, оказания социальной помощи инвалидам и престарелым. Если человек обладает какой-то специальностью, например, умеет чинить автомобили, то ему можно найти применение в этой области. Бывали уже случаи, когда после окончания обязательных работ специалиста приглашали остаться работать. Уже за зарплату. Более того, некоторых из тех, кто до отбытия наказания вообще не имел никакой работы, тоже приглашали остаться на приобретенном рабочем месте. И они оставались...
Оставались людьми, а не зеками с искалеченной на всю жизнь судьбой.
Общественные работы на экспорт
В нынешнем виде общественные работы впервые были применены в Англии и Уэльсе в 1971 году. Но первым государством, где они были признаны основной мерой наказания для несовершеннолетних, а в качестве дополнительной - и для взрослых, стала Швейцария. Сегодня этот вид наказания применяется в большинстве европейских стран, США, Канаде и даже в Зимбабве. Законодательства предусматривают разные сроки выполнения общественных работ: от 40 до 240 часов в Англии и Уэльсе; 180 часов в Португалии; до 500 часов в австралийском штате Новый Южный Уэльс. Наказание назначается судом лицам, достигшим 16 лет, признанным виновными в совершении нетяжких преступлений (например, мелкие кражи), но представляющим опасность для безопасности общества. Приговор к общественным работам вместо тюремного заключения может быть применен при наличии согласия осужденного и его желании выполнить все предписанные требования, а также если суд сочтет возможным избрать эту меру исходя из оценки личности преступника и потенциальной возможности его исправления в обществе.
В США расходы на такие виды наказания в 8-10 раз ниже, чем содержание заключенных под стражей. В Швеции, где тюрьмы признаны самыми дорогостоящими и "комфортабельными" в Европе, на содержание одного заключенного в день в тюрьме расходуется $180, при осуществлении альтернативных наказаний - $12.
Выпуск N 151 (677) от 14 августа 2003 г. [ N 152 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]