Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 149 (675) от 12 августа 2003 г. [ N 148 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Метадон и его братья

Елена Серова
Московская правда, N 143

некоторые депутаты Госдумы, тайно подталкиваемые "Западом", вновь начали пробивать поправки в российский закон, легализующий легкие наркотики".

Недавно на стол главному редактору "МП" легло письмо. "Спасите Россию!" - настойчиво требовала в нем председатель довольно известной общественной правозащитной тонизации. По ее словам, некоторые депутаты Госдумы, тайно подталкиваемые "Западом", вновь начали пробивать поправки в российский закон, легализующий легкие наркотики".

В частности, метадон, который в порядке эксперимента уже применялся у нас применяется за рубежом для лечения наркоманов от героиновой зависимости, результаты этого эксперимента оказались плачевными. Письмо заканчивалось словами: "Наша организация - единственная в стране, которая имеет уникальный материал об этом наркотике".

Разумеется, письмо тут же перекочевало на стол обозревателя по социальным вопросам, то есть ко мне. И по заданию шефа я незамедлительно встретилась с экспертами "единственной в стране организации". Шутка ли, помочь спасать Россию!

...Наркотики! Сердце какого родителя не вздрогнет при этом жутком слове?! Моя простодушная приятельница отправила прошлым летом двух сыновей-подростков в святой для нее по детским воспоминаниям "Артек" (путевки туда теперь совсем недешевы). И пацаны вернулись с "травкой", которую... продавали воспитанникам некоторые "пионервожатые". А использованные шприцы, усыпавшие мой московский дворик, словно осенние листья? В общем, об актуальности темы и говорить не приходится.

- Начиная с 2000 года легализация наркотиков велась через Минздрав, однако мы добились отстранения от должности главного нарколога РФ, пробивавшего "метадоновую программу", - рассказал мне эксперт правозащитной организации. - Только благодаря нам высокопоставленного медицинского чиновника сняли с руководящего поста, поправки в закон положены под сукно, а западные лоббисты вынуждены были на время замолчать. Но теперь все началось снова!

По словам эксперта, обычный сценарий лоббирования "метадоновой программы" во всех странах, в том числе и в нашей, таков. Сначала в обществе нагнетается истерия угрозы СПИДа: плакаты, буклеты, телепередачи, газеты, радио... Потом выдвигается программа "обмена шприцев": наркоман, прежде чем вколоть себе очередную дозу, получает чистую иглу из рук заботливого медсотрудника.

Одновременно с этим "западные лоббисты" устраивают бесплатные экскурсии нашим высокопоставленным чиновникам "за бугор", где показывают метадоновые клиники: чистенькие вежливые наркоманы пьют метадоновый сироп, запивая его апельсиновым соком.Потрясенные чиновники вводят подобную программу в своей стране, но сначала в виде эксперимента для узкого круга "совсем пропащих": зараженных СПИДом, гепатитом. Но уже вскоре после этого метадон начинают пропагандировать как панацею в борьбе с героином. По словам моего "правозащитного" собеседника, во Франции каждый второй героиновый наркоман "лечится" метадоном.

На самом деле это значит - выбивать клин клином. Вместо одного наркотика больные "подсаживаются" на другой, причем даже более сильный.

В России официально запрещено использовать наркотические средства в лечении больных, зависимых от наркотиков.

Исцеления не происходит. Тогда зачем же все это? Синтез метадона значительно дешевле, чем других синтетических наркотиков, а потому прибыль фармакологических компаний выше.

...Для большей убедительности правозащитники устроили мне встречу с бывшим наркоманом, выдержавшим "метадоновую ломку".

- В 1994 году у меня была сильная героиновая зависимость, - рассказал тридцатилетний мужчина. - И вдруг по телевизору я увидел серию репортажей о "метадоновой программе" в Голландии. Тогда я тоже решил достать это средство. Действительно, сначала от него не ломало. Стал принимать больше, еще больше. Через полгода подумал, что пора остановиться. Цель-то была бросить героин. Но бросить оказалось невозможно! Героиневую ломку еще можно как-то перенести, но метадоновая - это сильнейшие боли в суставах. Психика просто расшатывается. Чтобы слезть с метадона, пришлось увеличить дозу героина в два раза.

...Согласитесь, звучит все это действительно страшно. И все же в поведении "спасателей России" меня кое-что насторожило. Эдакий маленький штришок.

- Средства массовой информации нас так часто "кидали", - признался правозащитник, - брали фактуру, а потом публиковали про нас всякие гадости. Так что вы с нами свою статью обязательно заранее согласуйте. А к сторонникам "метадоновой программы" ни в коем случае не обращайтесь! Они вам только голову заморочат.

Напрасно я старалась объяснить "эксперту", что, в соответствии с журналистской этикой, просто обязана выслушать обе стороны. Он считал, что предоставленной именно им информации вполне достаточно. Но, разумеется, прежде чем браться за статью, я проконсультировалась-таки с авторитетным для меня специалистом, которого давно знаю по своим же прежним публикациям.

- Моя позиция ничем не отличается от официальной, - сообщил Эдуард Дроздов, бывший главный нарколог Москвы, а ныне главный врач московской психиатрической больницы N 13. -Департамент здравоохранения Москвы, разумеется, против "метадоновой программы". К тому же этот наркотик у нас официально запрещен, а главного нарколога РФ за "метадоновую программу" никто не снимал. Так что будьте осторожны с информацией подобного рода...

На прощание Эдуард Семенович посоветовал мне обратиться за комментариями непосредственно в столичный Департамент здравоохранения. Что я тут же и сделала.

- От вас впервые слышу, будто Минздрав РФ лоббирует метадон, хотя вполне допускаю, что это могли делать некоторые чиновники средней руки в целях наживы, - заявил кандидат медицинских наук Евгений Брюн, заместитель главного психиатра и нарколога г. Москвы по наркологии, директор Научно-практического центра профилактики наркомании Департамента здравоохранения Москвы, председатель Российского общественно-государственного фонда "Содействие" (борьбе с наркоманией). По словам Евгения Алексеевича, в Минздраве была реорганизация, после которой вместо пусть опытных, но чиновников руководящие посты заняли ученые - ведущие специалисты. Причем коснулось это не только наркологов. Так что о каком-либо "наказании" даже говорить не приходится. Это, как выразился Евгений Брюн, "просто миф какой-то". А правозащитники, по его словам, здесь явно что-то "передернули".

- В России официально запрещено использовать наркотические средства в лечении больных, зависимых от наркотиков, - объяснил Брюн. - И с медицинской точки зрения "метадоновая программа" тоже полная ерундистика, так как эффекта никакого нет, это ясно каждому нормальному специалисту. Да, я видел какие-то заказные работы, в которых утверждалось, будто в течение двух-трех лет благодаря медленному снижению дозы метадона наркоман излечивается от героиновой зависимости. Но это были явно заказные вещи, поэтому верить им трудно.

Как объяснил Брюн, метадон - это синтетический "тяжелый наркотик", он так же вмешивается в биохимию человека, как и героин. А "метадоновая программа" - скорее полицейская, чем медицинская. Больной подписывает контракт, в соответствии с которым не может свободно перемещаться по стране, не имеет права работать (вместо этого получает небольшое пособие), он обязан каждый день являться за своей "пайкой" метадона. Ему регулярно делают анализ мочи на наличие других наркотиков (и, как правило, их находят...).

- Если кто и подогревает интерес к метадону, так это западные фармацевтические фирмы-производители, - подчеркнул Евгений Брюн. - Для них, конечно, Россия - лакомый рынок сбыта. Некоторые чудные депутаты Госдумы тоже могут в целях саморекламы время от времени призывать к легализации наркотиков, порнографии, проституции, гомосексуализма, но Минздрав РФ их всерьез не воспринимает. И Департамент здравоохранения Москвы - тоже.

...Чем же тогда вызвано нынешнее обращение правозащитников в столичную прессу, их SOS, их борьба за "спасение России"? Неужели желанием подогреть в обществе интерес к тому же метадону?

- Или к самим себе! - усмехнулся Брюн. - Не забывайте, что скоро выборы. Журналисты называют это самопиаром.

...Н-да. Выборы. Сотрудники городской прокуратуры, подвергшейся недавно "кадровой зачистке", тоже с нескрываемой иронией напомнили мне:

- Столичных прокуроров снимают почему-то аккурат к выборам!

И ведь действительно! Дюжину лет сотрудничаю с "государевым оком", а уже стали "бывшими" Пономарев, Герасимов, Авдюков. Причем недостатки в работе своих столичных подчиненных Генпрокуратура замечает с подозрительной "регулярностью". А вот директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМа) утверждает в СМИ, будто госструктуры неспроста приурочили реорганизацию подведомственного ему учреждения к выборам новых парламентариев. И что истинная цель этой реорганизации - контроль общественного мнения. Вот и пойми: то ли действительно государство хочет "электорат дурить", то ли директор ВЦИОМа так самопиарится...

А еще активизировались слухи, будто после выборов будет переписана Конституция - Основной Закон России (новая Госдума примет закон о Конституционном собрании). Действительно: "старой" Конституции вскоре после выборов, 12 декабря 2003 года, исполнится ровно десять лет, а она еще ни разу не менялась. В российских "высших эшелонах власти", правда, эти слухи опровергают. Объясняя их возникновение опять-таки самопиаром "неких политиков".

...В общем, пору предвыборной кампании нужно пережить, как наводнение. А потом радостно продолжать бороться за собственное существование до следующего "катаклизма".

- НАША СПРАВКА

Почти все метадоновые наркоманы становятся неспособными к сексу и деторождению.

- ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

По данным Общероссийского союза общественных объединений "Россия без наркотиков", 65 - 80% нынешних потребителей "дури" - дети хорошо обеспеченных родителей.

Выпуск N 149 (675) от 12 августа 2003 г. [ N 148 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]