Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 146 (672) от 7 августа 2003 г. [ N 145 ] [ N 147 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Почему бы не поучиться у самих себя"

Газета, N 142

Заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн -- о социальной реабилитации бывших заключенных в России.

Насколько тяжело бывшему зеку устроиться на работу?

Это зависит от региона. Если там высокий процент безработицы, то шанс низок. И у бывшего заключенного есть все шансы вернуться назад в банду.

Государство не помогает освободившимся в трудоустройстве?

Единичные случаи такой помощи уже есть. Вот, например, в Орловской области уже несколько лет существует такая программа: заключен договор между УИН и областной администрацией. Выделяется некий лимит на заводах области, в частности в Орле, для трудоустройства бывших осужденных. Предприятия за это получают дотацию из областного бюджета. Ведь человеку, отсидевшему несколько лет, трудно сразу влиться в нормальную жизнь. Кроме работы бывшие зеки могут получить и место в общежитии.

Каков международный опыт социальной реабилитации бывших зеков?

Во Франции, например, существует группа студентов-социологов, которым передают наиболее оторванных от жизни бывших заключенных. Программу финансирует государство. Студенты селят их в небольшие гостиницы -- специальных реабилитационных центров нет, потому что, по сути, это та же тюрьма на месяц-два. Подбирают им работу. Через некоторое время человек уже может сам оплачивать жилье, вписывается в новую жизнь. Конечно, не все прошедшие через программу устраиваются в нормальной жизни. Соотношение -- примерно 50 на 50.

Какие альтернативные программы реабилитации могли бы работать в России?

Можно, например, выделять деньги из госбюджета простым гражданам, которые были бы готовы заниматься реабилитацией бывших заключенных. Такой человек, конечно, должен иметь специальное образование, сертификат. Нечто вроде "фостерных семей" -- в Америке такие семьи, например, воспитывают детей заключенных женщин и получают на это деньги от государства. Конечная цель -- их трудоустройство и возможность оплачивать жилье. Я даже нашла исторический аналог в российском "Уставе о ссыльных". Если крестьянин берет к себе на 4 месяца бывшего каторжника -- вольного поселенца, обеспечивая и питанием, и трудом, то получает "полплаката каторжного содержания". Если я правильно поняла, то это деньги. Для крестьян, ведущих натуральное хозяйство, это был хороший стимул. А для бывших ссыльных -- возможность нормально жить и работать, адаптироваться к нормальной жизни. Почему бы не поучиться у самих себя?

В июле этого года в Тверской области департаментом Федеральной службы занятости населения совместно с областным УИН создан мобильный центр занятости. Его сотрудники будут посещать тюрьмы и колонии, давать юридические и социальные консультации заключенным, предлагать тем, кто вскоре выйдет на свободу, вакансии на предприятиях области.

Выпуск N 146 (672) от 7 августа 2003 г. [ N 145 ] [ N 147 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]