[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 142 (668) от 1 августа 2003 г. [ N 141 ] [ N 143 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
31 июля в Генпрокуратуре РФ прошло заседание коллегии по итогам комплексной проверки Моспрокуратуры. В результате временно исполняющим обязанности прокурора Москвы назначен А. Зуев, а первый заместитель прокурора Москвы - Ю. Синельщиков - был уволен из органов прокуратуры приказом.
"Ваше письмо президенту Путину можно считать заявлением об уходе?" -- спросил корреспондент "МК" Юрия Синельщикова, первого зампрокурора Москвы, два дня назад.
"Нет. Я не собираюсь увольняться. Я люблю свою работу и хочу работать", -- ответил тот.
И вот вчера на коллегии Генпрокуратуры прозвучало очевидное: Синельщиков уволен -- "за систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей".
Ушел в отставку и прокурор Москвы Михаил Авдюков -- якобы "по собственному желанию".
Синельщиков знал о своей участи уже давно, как только назначили эту пресловутую проверку. В прокуратуре он считается ветераном -- отдал службе более 30 лет. Большинство его коллег жалеют об увольнении своего наставника, ведь именно Синельщикова до сих пор считали двигателем всей работы прокуратуры. Но его демарш с письмом президенту (которое, кстати, он подписал один, хотя под ним могли бы подписаться многие сотрудники горпрокуратуры) фактически предопределил его судьбу.
На коллегии в Генпрокуратуре, которую вел замгенпрокурора Юрий Бирюков, разразился целый скандал. Московских прокуроров чихвостили и в хвост и в гриву. Упирали, естественно, на вскрытые недостатки. Было сказано, например, что в ходе проверки генпрокурорские ревизоры выявили более 9 тыс. укрытых от учета преступлений, по очевидным фактам они возбудили 927 новых уголовных дел, из которых 43 -- об умышленных убийствах. В отношении же работников милиции, допустивших сокрытие преступлений и фальсификацию материалов, возбуждено 15 уголовных дел. Кроме того, отмечалось на коллегии, признаны незаконными решения по 203 уголовным делам, которые в настоящее время отменены.
По словам официального представителя Генпрокуратуры Натальи Вишняковой, серьезные претензии предъявлены прокуратуре Москвы "в связи с неудовлетворительной организацией работы по раскрытию и расследованию умышленных убийств".
В результате прокурор Москвы Михаил Авдюков получил строгий выговор и переведен на должность советника генпрокурора, а Юрий Синельщиков уволен из органов прокуратуры "за систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в необеспечении фактического улучшения надзора за предварительным следствием в органах прокуратуры Москвы". Кроме того, еще одному заместителю прокурора Москвы Вячеславу Росинскому объявлен выговор. Также дисциплинарные взыскания вынесены, как и предсказывал "МК" еще вчера, ряду окружных и районных прокуроров Москвы. Среди них прокурор Северного округа, прокурор Зеленограда, прокуроры Люблинского, Нагатинского, Чертановского районов.
Справедливости ради надо сказать, что в декабре прошлого года в своем отчетном докладе прокуратура Москвы сама указывала на значительный рост преступности в городе и совсем не скрывала сложившееся положение. За год, по данным прокуратуры, было зарегистрировано 163 418 преступлений, что на 29,7% больше аналогичного показателя предыдущего года. При этом 57,6% совершенных преступлений остались нераскрытыми против 43,4% в 2001 г. Т.е. прокуратура города прекрасно знала обо всех тех недостатках, которые сегодня преподносятся как откровение. И критиковала не только действия милиции, но и свои собственные.
Что же произошло на самом деле? Юрий Синельщиков прямо утверждает, что между Генпрокуратурой и прокуратурой города идет война. Он написал письмо президенту, где объяснил причины "очередной попытки расправиться с прокуратурой", в том числе и из-за "неуправляемости московских коллег". Синельщиков предложил создать независимую комиссию для проверки работы прокуратуры...
Развитие событий один в один повторяет ситуацию с отставкой предыдущего прокурора -- Сергея Герасимова. Как утверждает наш источник, Авдюков давно уже ощущал себя в Москве "маленьким Устиновым", что, естественно, не могло нравиться генпрокурору. И решить этот конфликт было возможно только хирургическим вмешательством. Просто проверка стала хорошим поводом.
То, что Авдюкову подобрали новую должность, а не отправили в окончательную отставку, тоже имеет свое объяснение. Несмотря на громкие заявления, серьезных нарушений в работе аппарата прокуратуры города проверка не выявила. Они в основном касались работы районных прокуратур. И оснований для "смертельного удара" не нашлось. Поэтому все закончилось почетной ссылкой с повышением.
Исполняющим же обязанности прокурора Москвы временно назначен первый заместитель прокурора города Анатолий Зуев. Он, кстати, уже был И.О. после отставки Герасимова в 2000 г.
Кто же займет место Авдюкова на постоянной основе? Наиболее реальной кандидатурой наши эксперты называют близкого друга Владимира Устинова, бывшего прокурора Ставрополья Роберта Адельханяна, который сейчас возглавляет международно-правовое управление Генпрокуратуры. Не исключено, что он приведет в столичную прокуратуру свою команду, которая начнет без какой-либо оглядки разбираться с просчетами районных прокуратур и московской милиции. Впрочем, назначить нового прокурора Москвы Владимир Устинов не сможет без согласования новой кандидатуры со столичной мэрией и Мосгордумой.
Отстраненный же от должности Юрий Синельщиков заявил, что не согласен с выводами Генпрокуратуры и намерен обжаловать ее решения в суде.
Выпуск N 142 (668) от 1 августа 2003 г. [ N 141 ] [ N 143 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]