Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 14 (552) от 27 января 2003 г. [ N 15 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

В Челябинске закрывают прокуратуру

Герман Галкин
Газета, N 11

Грубейшие нарушения закона включая незаконное возбуждение уголовных дел, незаконное проведение обысков, незаконное хранение оружия, валюты, драгоценностей и водки, выявлены в ходе проверки деятельности городской прокуратуры Челябинска.

Oб этом в минувшую пятницу заявили на совместной пресс-конференции замгенерального прокурора России в Уральском федеральном округе Юрий Золотов и прокурор Челябинской области Анатолий Брагин. Генпрокурору Владимиру Устинову уже направлено представление областной прокуратуры о ликвидации горпрокуратуры. Таким образом, довольно продолжительный конфликт между двумя ведомствами, судя по всему, близится к завершению. Между тем прокурор Челябинска Сергей Давыдов, ставший инициатором проверки своего ведомства, от встречи с представителями Генпрокуратуры уклонился.

гаражи и бесплатная аренда

В ныне действующей системе российской прокуратуры горпрокуратуры сочли лишним звеном. В первом полугодии 2002 года они были ликвидированы в 60 городах, включая такие областные центры, как Екатеринбург, Казань, Уфа, Самара, Тюмень. В отличие от них Челябинск стал первым, где такую процедуру приходится проводить со скандалом.

Все началось с конфликта между администрациями города и области, назревавшего на протяжении последнего года. Челябинский мэр Вячеслав Тарасов политически нейтрален, однако в областном руководстве его давно считают возможным претендентом на губернаторство в 2005 году на очередных выборах, тогда как действующая команда губернатора Петра Сумина хотела бы сохранить власть. Сыграло свою роль и то, что оба депутата Госдумы, избранные в мажоритарных округах на территории Челябинска -- Михаил Юревич и Валерий Гартунг, -- являются последовательными противниками областных лидеров. Гартунг и Юревич -- фавориты в своих округах и в нынешнюю парламентскую кампанию.

Формальный повод для критики в адрес городского главы и его подчиненных был легко найден областной администрацией с помощью прокуратуры города. Прокуроры провели проверки обоснованности выделения земельных участков ряду предпринимателей, в первую очередь самому известному челябинскому строителю Артуру Никитину (хотя речь шла порой о событиях пятилетней давности), и вскрыли факты необоснованного предоставления льгот. В результате бюджет Челябинска понес, как утверждает прокуратура, потери на сотни миллионов рублей. Никитин не остался в долгу и выступил, в свою очередь, с серией разоблачительных интервью по адресу прокуратуры и стоявшего у прокуроров за спиной, по мнению предпринимателя, первого вице-губернатора области Андрея Косилова. Тогда прозвучали обвинения в коррупции и попытке забрать у Никитина с помощью прокуратуры часть бизнеса. Кроме того, Никитин написал заявление в Генпрокуратуру, где изложил конкретные факты. Например, рассказал, что ему пришлось за свой счет ремонтировать гаражи прокуратуры города (на 340 тысяч рублей), а жена городского прокурора Давыдова бесплатно арендовала торговые площади в "Никитских рядах", построенных предпринимателем (еще более 600 тысяч рублей). Были приведены и другие факты, в том числе о жилищных условиях прокурора и о его автомобилях.

письмо генпрокурору

Приехавшие с проверкой в Челябинск сотрудники окружного управления Генпрокуратуры выяснили, что часть приведенных фактов подтвердилась, и отправили представление генпрокурору Устинову на отстранение прокурора Давыдова от занимаемой должности за деятельность, порочащую государственного служащего.

Тогда Давыдов при поддержке своих областных покровителей пошел ва-банк. Почти одновременно в Челябинске вышло с полдюжины интервью прокурора в разных местных газетах (включая специально выпущенную 200-тысячным бесплатным тиражом газету "О главном") и на телеканалах. В них прокурор выдвигал обвинения против мэрии Челябинска, предпринимателя Никитина и окружной прокуратуры, проверку которой назвал "заказной". Давыдов также обратился к генпрокурору Устинову с просьбой перепроверить работу прокуратуры Челябинска. С 20 по 24 января в городе вновь работали проверяющие из Генпрокуратуры. И по ходу проверки заместители Давыдова опять выступили с обвинениями в адрес своих окружных начальников. Венцом кампании по защите прокуратуры от "недобросовестного коммерческого интереса" стало письмо сотрудников прокуратуры Челябинска генпрокурору Устинову и президенту Путину от 23 января.

приступить к ликвидации

4 января в Челябинске прошли сразу две пресс-конференции. Одну проводили заместители Давыдова (сам прокурор так и не появился). А вечером другую дали Юрий Золотов и областной прокурор Анатолий Брагин. По словам Золотова, проверка подтвердила худшие опасения. Во-первых, прокуратура Челябинска "создала для себя льготный режим работы", заканчивая в два раза меньше дел, чем районные прокуратуры, и зачастую беря в производство дела, не относящиеся к прокурорской подследственности (таковых оказалось более 30%). Во-вторых, вскрылись и более серьезные факты. Например, что прокуратура фактически содержалась той самой мэрией, которую теперь так критикует. Глава городской администрации Тарасов неоднократно премировал сотрудников прокуратуры, а вдобавок безвозмездно передал прокурорам 13 автомобилей, включая две иномарки. 11 из этих машин даже не были поставлены в прокуратуре на баланс. Выяснились и факты вмешательства прокуроров в корпоративные споры имущественного характера (включая незаконное возбуждение уголовных дел, незаконные обыски и изъятия документов), а также финансовой помощи со стороны коммерческих структур. Золотев выразил недоумение по поводу того, что Давыдов категорически отказался отвечать на его вопросы и вообще не захотел встречаться с проверяющим (что было зафиксировано специальным актом). К числу "грубейших нарушений закона" Золотов отнес факты обнаружения в прокуратуре Челябинска незаконно хранившихся драгоценностей, валюты (более 60 тысяч долларов США) и даже оружия, изъятых у подследственных. Так, у помощника прокурора нашли ружье, которое должно было быть уничтожено 6 лет назад по завершенному делу. В другом помещении изумленные проверяющие обнаружили целый арсенал -- пистолет, обрезы и боеприпасы. Бывший сотрудник прокуратуры (уволившийся два года назад) только сейчас сдал не принадлежавшее ему ценное ружье. На этом фоне найденные в прокуратуре 100 бутылок водки показались уже не таким сильным прегрешением. Золотое сообщил также о вопиющем факте приватизации гостиничного хозяйства Челябинска -- три многоэтажные гостиницы -- по цене однокомнатной квартиры.

В ответ на официальное заявление по данному поводу прокурор Давыдов отказал в возбуждении уголовного дела. На пресс-конференции Золотое обвинил Давыдова в необоснованном переводе ситуации вокруг себя "в политическую плоскость" с помощью прессы.

Прокурор области Брагин был сдержан в оценках и просто сообщил, что коллегия областной прокуратуры обратилась с ходатайством к генпрокурору Устинову о ликвидации прокуратуры Челябинска и передачи всех ее функций на областной уровень. Вопрос о персональной ответственности Давыдова пока остается в компетенции генпрокурора.

Причину сдержанности Брагина можно понять. В адрес областного прокурора также подано за последнее время немало жалоб от предпринимателей и депутатов. Речь идет о необоснованном уголовном преследовании политических оппонентов областной администрации, о ряде политических заявлений прокурора Брагина (направленных в целом против экономических реформ в России и особенно против приватизации), а также о фактическом потворстве ряду реальных хищений, совершенных в интересах руководителей области и близких к ним компаний. Прежде всего называют отчуждение 60% акций крупнейшего в Европе Коркинского угольного разреза за 300 тысяч рублей и продажу 20% акций Челябинского тракторного завода администрации Челябинской области за смешную сумму -- 5 миллионов рублей.

Обе ситуации сейчас проверяют Генпрокуратура, ФСБ и Федеральная служба по финансовому оздоровлению. Не исключено, что новая серьезная проверка Генпрокуратуры коснется уже прокуратуры Челябинской области.

Выпуск N 14 (552) от 27 января 2003 г. [ N 15 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]