Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 133 (659) от 21 июля 2003 г. [ N 132 ] [ N 134 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Подарок Генпрокурору

Константин Катанян
Время МН, N 118, 19 июля 2003 г.

Оглашенное вчера решение Конституционного суда России не позволяет центру и далее выстраивать вертикаль власти без применения процедур конституционного судопроизводства.

Как известно, в последние годы Генпрокуратура, следуя указаниям президента РФ, активно использовала суды общей юрисдикции, прежде всего Верховный суд России, для того, чтобы вычеркнуть из региональных законов те положения, которые противоречат федеральному законодательству. Когда речь шла о простых законах субъектов РФ, данные действия федеральных ведомств никто не оспаривал. Однако, войдя во вкус, прокуроры посягнули на самое ценное и святое, что есть у субъектов, -- на их конституции и уставы. Количество поправок, которые пришлось внести в эти документы, измеряется четырехзначной цифрой. И порой действия федерального центра воспринимались на местах как прямое вмешательство в компетенцию субъектов РФ.

Конец этому беззаконию решили положить татарский и башкирский парламенты. Они обратились в КС с требованием признать неконституционными статьи Гражданского процессуального кодекса и федерального закона "О прокуратуре РФ". Согласно положениям ГПК, суды общей юрисдикции могли рассматривать дела о проверке законности нормативных актов органов госвласти субъектов РФ, в частности положения их конституций и уставов. А закон о прокуратуре позволял любому прокурору опротестовывать противоречащие закону правовые акты в судах общей или арбитражной юрисдикции. КС не только удовлетворил эти запросы регионов, но и вынес решение, что основополагающим критерием правомерности применения норм основных законов субъектов РФ "является их соответствие Конституции Российской Федерации". Если даже конституция (устав) какого-то региона и противоречит федеральному закону, это "не является достаточным основанием для признания нормы конституции (устава)... утратившей юридическую силу и потому не подлежащей применению".

"Это особые учредительные акты, как и Конституция РФ. Следовательно, -- заявил журналистам председатель КС Валерий Зорькин, -- они не могут проверяться ни в процессе гражданского, ни административного судопроизводства, а только в порядке конституционного судопроизводства".

Действительно, если даже в КС вопрос о конституционности регионального устава рассматривается не палатой (как в случае с проверкой любого федерального закона), а всем составом суда, куда входят 19 судей, то почему в судах общей юрисдикции столь сложные и принципиальные вопросы решает один судья, к тому же специалист в области не конституционного, а гражданского или административного права. Ему можно доверить отмену лишь тех норм, которые аналогичны уже признанным неконституционными в других субъектах Федерации. Во всех остальных случаях спор должен разрешаться в КС. При этом в самом постановлении КС указано, что оно не влечет необходимости пересмотра вынесенных ранее судами общей юрисдикции решений по делам об оспаривании положений конституций и уставов субъектов РФ. При этом субъекты не лишены возможности обжаловать эти судебные решения в КС.

Признание не соответствующими Конституции положений закона о прокуратуре не исключает для генерального прокурора возможности обращаться в КС с запросом о проверке конституций и уставов субъектов РФ на соответствие российской Конституции. Этот сенсационный пункт вчерашнего решения еще долго будет предметом юридических споров, так как судьи фактически дописали статью 125 Конституции, содержащую закрытый перечень субъектов, имеющих право направлять запрос в КС. Понятно, что кто-то должен осуществлять надзор за региональными конституциями. Но почему генпрокурор? Ведь по его просьбе, если она обоснованна, с соответствующим запросом в КС всегда может обратиться президент РФ. Похоже, судьи просто не хотят лишний раз беспокоить гаранта нашей Конституции.

Выпуск N 133 (659) от 21 июля 2003 г. [ N 132 ] [ N 134 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]