Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 133 (659) от 21 июля 2003 г. [ N 132 ] [ N 134 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Валентин Кузнецов: Мы судим судей

Владимир Демченко
Известия, N N 127, 19 июля 2003 г.

В четверг исполнилось десять лет со дня образования Высшей квалификационной коллегии судей России.

В самой коллегии считают, что только с ее образованием и передачей ей функций отбора кандидатов в судьи и отрешения судей от должности судебная власть стала, во-первых, действительно независимой, а во-вторых, смогла эффективно бороться с "оборотнями" в своих собственных рядах.(о том, как работает коллегия сегодня, ее председатель Валентин КУЗНЕЦОВ рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Владимиру Демченко.

-- Валентин Васильевич, за что судья может лишиться своих полномочий?

- Засовершение дисциплинарного проступка. За волокиту, за неправильное поведение в быту, за совершение действий, не совместимых с этой должностью. До недавнего времени коллегии - и высшая, и на местах - прекращали полномочия до ста судей в год. В прошлом году узаконена дисциплинарная ответственность судей, и теперь у нас появилась возможность делать судьям предупреждения. В прошлом году мы лишили полномочий 36 человек, взыскания были наложены на 116 человек.

-- Как происходит прекращение полномочий судьи? Кто-то должен пожаловаться в коллегию или коллегия сама следит за, так сказать, моральным обликом судей?

- По закону вопросы, связанные с ответственностью судьи, могут а быть решены только после представления председателя соответствующего суда или обращения Совета судей. Обычно мы действуем так: поступает жалоба на действия судьи, коллегия проводит проверку. По результатам проверки вместе с председателем соответствующего суда решается, вносить представление о наказании или нет. И если представление вносится, коллегия его рассматривает. Недавно мы прекратили полномочия заместителя председателя арбитражного суда Волгоградской области Шестакова за то, что он оказывал давление нa судей. Чуть ли не прямо в зале суда пытался повлиять на решение судьи: Сами судьи возмутились, обратились к нам. Он приезжал сюда, приезжали и судьи, давали свидетельские показания. Кстати, судья, когда его дело рассматривает коллегия, имеет право на участие адвоката в этом заседании. То есть это как бы суд над судьями.

-- С принятием нового Процессуального кодекса функции судов существенно расширились. Есть ли система ответственности судей за незаконные решения? Может ли судья быть наказан за большой процент отмененных приговоров?

- Этот показатель напрямую влияет на присвоение квалификационного класса, от которого зависит зарплата, а также возможность назначения судьи председателем суда или заместителем. Но надо сказать, что судья может быть наказан даже за одно решение. Вплоть до уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного приговора или решения. А также в случае, если он умышленно сфальсифицировал судебные документы.

-- На вашей памяти такие случаи были?

- Очень немного. Меньше десяти за последние годы. Вообще, разбор жалоб - не самая большая часть нашей работы. Самое важное - это то, что мы рассматриваем вопросы назначения судей и проводим их аттестацию. Коллегия также может прекратить отставку судьи. Дело в том, что статус судьи в отставке предусматривает целый ряд льгот, например, пожизненное денежное содержание и неприкосновенность, но и накладывает ограничения. Судья в отставке, к примеру, не может работать в коммерческих структурах, состоять в политических партиях. Недавно мы прекратили отставку одного судьи, который занялся бизнесом. Он перестал быть судьей, стал обычным пенсионером, но получил право работать там, где хочет.

--Претенденты на должность судьи сдают специальный экзамен. Как он проходит? Как у студентов юридического факультета?

- В принципе так же, но он намного сложнее. Экзаменационные комиссии есть при квалификационной коллегии каждого региона, есть билеты, в билетах вопросы, связанные с применением права, с составлением процессуальных документов. Отличие от экзаменов в институте в том, что кандидаты могут пользоваться любой литературой. Нам не нужно, чтобы они знали все на память. Важно, чтобы умели правильно применять закон.

-- По закону коллегия может проверить данные биографии претендентов на должность судьи. Как проходит эта проверка?

- Кандидат должен представить определенные документы, а мы организуем проверку, в том числе и по его биографии. Обычно я пишу директору ФСБ Николаю Патрушеву письмо с просьбой провести проверку и предоставить необходимые сведения. То же самое в милицию, в таможню, в другие органы. Иногда выясняется, что кандидат предоставил нам не совсем корректные сведения.

-- А Патрушеву вы часто пишете?

-Постоянно. По каждой кандидатуре. Стандартная формулировка: прошу проверить, имеются ли сведения, препятствующие назначению на должность судьи. И получаем ответы, в которых иногда такие сведения присутствуют. Последний раз был как раз вчера, на очередном заседании коллегии. Что это за сведения, я, конечно, сказать не могу - все бумаги приходят под грифом "секретно". Надо отметить, что после нашего заключения претенденты проходят еще и кадровую комиссию при президенте. И там они еще раз проверяются и какую-то часть кандидатов отсеивают. Все это делается для того, чтобы в судейский корпус не прошли нечистоплотные люди, люди связанные с криминалом. В США, к примеру, проверка еще более тщательная. Там ее проводит ФБВ сотрудники которого опрашивают соседей, знакомых, бывших коллег и даже продавцов окрестных магазинов.

-- Чего сейчас больше, претендентов на должность судьи или вакансий?

- Везде по-разному. Недавно мы рассматривали вопрос о назначении председателя арбитражного суда Самарской области. На место претендовали 7 человек. А много ли людей хотят ехать работать, к примеру в Чечню? Но даже в этом случае претенденты есть, недавно мы рассматривали несколько кандидатур. Среди них были и русские, и чеченцы.

--Как председатель квалификационной коллегии оцените, пожалуйста, общий уровень квалификации судей...

- В последние годы судьи стали более грамотными. Неграмотному судье в условиях постоянного изменения законодательства работать просто невозможно. Но, с другой стороны, есть некоторые проблемы. В Конституции записано, что претендент на должность судьи должен иметь стаж практической работы не менее пяти лет. Это было сделано для того, чтобы в судьи шли люди, уже обогащенные некоторым житейским и профессиональным опытом. Но получилось, что человек, к примеру, после института идет работать юрисконсультом. И если за эти пять лет он, как юрист, состоялся, то в судьи уже вряд ли пойдет: ответственность огромная, а зарплата не очень. Хорошо бы сделать, например, двухгодичную стажировку в судах. Но Основной закон так просто не изменишь.

-- В прессе много говорится о коррупции в судейском корпусе... Бытует мнение, что купить можно чуть ли не любое решение суда...

- Такое мнение не подтверждается никакими данными. Да, факты коррупции, факты взяток имеют место, но они единичны. Зато мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда взятки берутся именем судьи, хотя сам судья об этом не имеет ни малейшего представления. Например, адвокат говорит клиенту, что судье надо дать взятку. А на самом деле эти деньги он просто положил себе в карман, а клиенту сказал, что денег хватило только на тот приговор, который вынес судья. Такие факты люди обсуждают между собой, из чего и складывается мнение о коррумпированности судей, хотя 99,999 процента из них честные и порядочные люди.

Выпуск N 133 (659) от 21 июля 2003 г. [ N 132 ] [ N 134 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]