Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 130 (656) от 16 июля 2003 г. [ N 129 ] [ N 131 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

А судьи где?

Константин Катанян
Время МН, N 115

Опубликованный 4 июля федеральный закон о создании и упразднении районных судов города Москвы вступил в законную силу.

Теперь вместо прежних межмуниципальных судов в столице созданы суды районные. Хотя районов в городе более ста, райсудов по-прежнему будет лишь 33. Возможность создавать специальные судебные районы, охватывающие территорию нескольких муниципальных образований, появилась благодаря поправке в закон о судоустройстве.

В целом для России такая норма позволит без лишних затрат выполнить требования Уголовно-процессуального кодекса. Лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях, с 1 января 2004 года должна судить коллегия из трех профессиональных судей. Поэтому в каждом районном суде необходимо иметь не менее четырех служителей Фемиды. А у нас до сих пор чрезвычайно много малосоставных судов, где в штате один, два или три судьи. Чтобы сохранить такие суды, их пришлось бы доукомплектовать. В 155 односоставных судов принять еще по трое судей, в 656 двусоставных -- по два, в 428 трехсоставных -- по одному. Всего понадобилось бы более двух тысяч новых судей. А где их взять? Даже во многих действующих судах имеются кадровые вакансии, которые не удается заполнить. К тому же только на годовую зарплату такого количества судей в бюджете пришлось бы изыскать как минимум 750 млн рублей.

Пришлось пойти другим путем. Благодаря созданию судебных районов можно просто объединить несколько малосоставных судов в один. Судьи, работающие где-то в глубинке на смежных территориях, смогут таким образом объединиться в коллегию для рассмотрения определенного количества уголовных дел. А в остальное время каждый из них будет работать самостоятельно в своем райцентре. Однако для организационного оформления новых судебных районов потребуются время и соответствующие нормативные акты. Пока же перестройка проведена лишь в Москве.

Впрочем, даже в столице еще далеко не все ясно. После упразднения 33 районов и образования 125 муниципальных районов в городе пришлось в порядке исключения срочно создавать на месте прежних районных межмуниципальные суды, каждый из которых обслуживал жителей нескольких административно-территориальных образований. Сейчас появилась возможность на законных основаниях вновь назвать эти суды районными. Причем большинство судебных районов образовано на той же территории, которую прежде обслуживал соответствующий суд. Но имеются и странные исключения. Так, например, Бутырский районный суд должен осуществлять правосудие на территории Алтуфьевского района, районов Бибирево, Лианозово, Отрадное и Северный, в то время как сам Бутырский район теперь обслуживается Останкинским райсудом. А Тимирязевский райсуд действует в Бескудниковском и Дмитровском районах и в Восточном Дегунино, тогда как жителям Тимирязевского района почему-то надо обращаться в Коптевский райсуд.

Такая перетасовка может запутать москвичей. Впрочем, как полагает спикер Мосгордумы Владимир Платонов, "люди к этому привыкнут". Как юрист, Платонов больше беспокоится о том, чтобы судьи принимали "квалифицированные, мудрые решения". Только принимать эти решения сегодня некому. Организационное обеспечение вновь созданных судов законом поручено судебному департаменту при Верховном суде РФ, вопросы финансирования также проработаны. Но новое назначение судей упраздненных межмуниципальных судов должно осуществляться в соответствии с законом о статусе судей в РФ, то есть указом президента. Однако готовить такой указ можно лишь при наличии соответствующих заявлений от всех федеральных судей, готовых продолжить работу в том же кабинете того же здания, но в формально новом учреждении. Должны ли судьи самостоятельно направлять свои заявления в Кремль или этим займутся председатели судов, непонятно, но в любом случае эти бумаги будут изучаться как управлением кадров при президенте, так и в Верховном суде. Ведь только по представлению Вячеслава Лебедева глава государства имеет право назначить судью на должность. Судя по тому, что сегодня такой указ не появился в печати, работа с кадрами затянулась. И возможно, некоторым судьям уже не суждено вновь облачиться в свою мантию.

Но даже если большой чистки и не случится, пока судьи не назначены, правосудие в столице де-юре парализовано. Будем надеяться, что ненадолго.

Выпуск N 130 (656) от 16 июля 2003 г. [ N 129 ] [ N 131 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]