Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 126 (652) от 10 июля 2003 г. [ N 125 ] [ N 127 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

МЕНТбратия

Анвар Гареев
Московская правда, N 122

Вокруг министерства внутренних дел суверенной Башкирии в последнее время кипят нешуточные страсти.

Вдохновленные операцией "чистые руки", местные и столичные журналисты обрушились на законное вооруженное бандформирование, по забывчивости до сих пор именуемое "МВД РБ" с большим энтузиазмом, тем более что поводов было хоть отбавляй. Паханы, то бишь руководители министерства, в публичную полемику с прессой вступить не решились. Зато на их защиту шумною толпой бросились депутаты местного парламента. И крупно подставились.

Несколько дней назад депутаты Госсобрания (Курултая) Республики Башкортостан направили открытое письмо министру внутренних дел Борису Грызлову (агентство "Башинформ" привело документ на своем сайте почти полностью). Смысл его заключался в том, что МВД РБ по соблюдению законности - чемпион мира и его окрестностей, а все публикации последних дней являются злобной и целенаправленной клеветой, организованной, как обычно, определенными силами. Эти силы, представленные продажными журналистами, дезорганизуют, мол, работу министерства, межнациональные отношения и вообще стабильность в республике. Враги народа, короче.

Особенно умиляют два пассажа. В одном из них тщательно подсчитывается количество дней, проведенных в Чечне министром Рафаилом Диваевым и его первым замом Николаем Патрикеевым: 71 и 100 дней соответственно. И это ставится им в особую заслугу. Автор этих строк, проведший в Чечне примерно столько же времени, сколько гражданин Диваев, все же не прочь был бы узнать, пошел бы он вместе с нами в какое-нибудь село, занятое боевиками, хотя бы в гражданке и с документами журналиста? Очень сомнительно, что у него хватило бы смелости, если не хватает ее даже на публичный "ответ клеветникам" или на защиту своей офицерской чести в суде. Впрочем, еще большой вопрос, осталось ли что защищать?

А вот второй пассаж следует процитировать: "Граждане Республики Башкортостан не первый год знают министра внутренних дел республики Диваева Р. У., его заместителей и могут охарактеризовать их, как исключительно честных и порядочных людей, высококвалифицированных и добросовестных работников, поэтому вызывает недоумение негативная информация о руководстве министерства в ряде центральных средств массовой информации. В то же время какие-либо достоверные факты, весомые аргументы в публикациях не приводятся".

Похоже, башкирские депутаты - удивительно наивные и неосведомленные люди. Любопытно, читали ли они эти самые публикации? Им, оказывается, ничего не известно о том, что четырежды судимый рецидивист Фомичев занимался вышиванием долгов под официальной крышей МВД и даже был помощником Диваева до тех пор, пока его не арестовали органы ФСБ. Они тем более не знают о размещенной в Интернете записи телефонного разговора Патрикеева с тем же Фомичевым, в котором замминистра внутренних дел просит рецидивиста обеспечить ему водку и девочек, причем сразу нескольких. Впрочем, это о них писали журналисты и последних всегда можно упрекнуть в предвзятости, или, как сейчас это модно, в выполнении заказа. Мы же специально для господ депутатов приведем только то, что милицейские начальники писали сами: о себе, своих подчиненных и вообще о ситуации в Министерстве внутренних дел. Из апрельского доклада замминистра МВД РБ Смирнова (его текст имеется в распоряжении редакции):

- 24 апреля в 0 часов сотрудниками ОПНОН при УВД г. Уфы совместно с УСБ МВД РБ и УСТМ МВД РБ с поличным при совершении разбойного нападения задержан младший оперуполномоченный Демского РОВД г. Уфы Михайловский В. В. Проведенной служебной проверкой установлено, что Михайловский В. В. до приема на службу в органы внутренних дел привлекался к уголовной ответственности, употреблял наркотические вещества, по месту жительства характеризовался отрицательно, в Вооруженных Силах РФ не служил.

Это какой же уровень профессионализма надо иметь, чтобы взять на работу такую личность? Понятно, что где-то милиционеры "крышуют", где-то вымогают деньги у коммерсантов, но чтобы заниматься уличным грабежом с применением табельного оружия - это, кажется, случай уникальный. А ведь в этом же докладе сказано, что случаи принятия на работу ранее судимых лиц далеко не единичны. Еще одна цитата из того же документа:

- В ночь с 8 на 9 апреля 2003 года в медвытрезвитель УВД (Стерлитамака) был доставлен гражданин Прощаев А. В. При задержании к нему была применена физическая сила, затем он был избит в помещении медвытрезвителя. Кроме того, несмотря на ухудшение состояния задержанного, ему не была оказана медицинская помощь, в результате чего он скончался.

По этому делу проходят сразу четверо стражей порядка. Но из доклада не следует, что начальник УВД или хотя бы начальник вытрезвителя понесли какое-то наказание. Зато написано, что удельный вес нарушений законности составляет 0,6% от общего числа личного состава. То есть преступления в год совершают около двухсот милиционеров. Иными словами, преступность среди башкирских милиционеров выше, чем в среднем по республике и в целом по России. И это только зарегистрированные преступления. Немалая часть из них, если не большинство, просто спускаются на тормозах тем же министром Диваевым.

Примеров - сколько угодно, многие из них упоминаются в так называемой "Белой книге", презентованной недавно российскими правозащитниками. Так, в конце прошлого года в Чекмагушевском РОВД раскрыли целую преступную группу, которая не только закрывала глаза на хищение нефтепродуктов с перекачивающей станции "Чекмагушнефть", но и сопровождала автоцистерны, чтобы урегулировать проблемы с ГАИ. То есть не только сокрытие, но и соучастие в преступлениях: две уголовные статьи. Результат: приказом министра за N546 из шести непосредственных участников группы двое уволены из органов, остальные получили выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии. И никакого уголовного дела.

Другой пример, уже нынешней весны. Начальник Кушнаренковского РОВД Насибуллин путем угроз заставил директора ПМК "Кушнаренково" Ахмадуллина безвозмездно выделить ему стройматериалы и технику для строительства собственного дома. Чистая 286-я статья УК - превышение должностных полномочий: до 4 лет лишения свободы. Результат - приказом N23 и. о. министра Патрикеева полковник Насибуллин получает... строгий выговор.

Но и этот вопиющий случай меркнет перед происшествием в уфимском ООО "НП". Из экономии газетной площади целиком его описывать не будем, но расследовавший якобы случившуюся в ООО кражу 95 тысяч рублей начальник отдела УБОП МВД РБ майор Федосеев умудрился по ходу дела произвести действия, подпадающие сразу под 4 статьи УК РФ - 30, 160, 285 и 286-ю, по которым он мог получить в общей сложности 15 лет. Но в итоге приказом N53 министра его всего лишь понизили в должности.

Комментарии здесь, видимо, излишни. Милиционеры в массовом порядке совершают преступления, а руководители МВД при случае их выгораживают. Остается неясным лишь один вопрос: с чего бы это депутаты вдруг так дружно бросились защищать руководство МВД? И сами ли ониэтого захотели?

Выпуск N 126 (652) от 10 июля 2003 г. [ N 125 ] [ N 127 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]