Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 126 (652) от 10 июля 2003 г. [ N 125 ] [ N 127 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

МВД качает бицепсы

Андрей Скробот, Екатерина Блинова
Независимая газета, N 138

Борис Грызлов, Выступая на совещании-семинаре в Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (ЦФО), он предложил увеличить сроки задержания подозреваемых в совершении терактов до 30 суток

Вчерашний день по праву претендует стать знаковым для правоохранительных органов России. Новыми сенсационными инициативами по борьбе с оргпреступностью дал о себе знать глава МВД Борис Грызлов. Выступая на совещании-семинаре в Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (ЦФО), он предложил увеличить сроки задержания подозреваемых в совершении терактов до 30 суток (сейчас УПК предусматривает задержание на 48 часов. - "НГ"). Также министр высказал пожелание закрепить за каждой преступной группировкой (которые, видимо, давно и хорошо известны правоохранительным органам!) ответственного по линии криминальной милиции. "Недостаточно контролировать организованные преступные сообщества - их надо разобщать, ликвидировать, и наше совещание - это возможность наращивать мускулы в борьбе с оргпреступностью", - заявил Грызлов. Впрочем, при более пристальном рассмотрении громкие предложения Бориса Грызлова оказываются не чем иным, как воскрешением, казалось бы, подзабытых методов работы РУОПа середины 90-х годов.

14 июня 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ # 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности". Указ, предусматривающий задерживать подозреваемых в совершении тяжких преступлений без предъявления обвинения на 30 суток, развязал милиционерам руки. По сути, любой задержанный оказывался в абсолютно бесправном положении: без адвоката, без связи с родственниками и внешним миром. Эта мера пресечения была достаточно популярна в милиции, сотрудники которой обычно не укладывались в отведенные УПК сроки задержания - максимально до 10 суток. Такое положение вещей сохранялось до 1997 года, когда Борис Ельцин отменил собственный указ. Правозащитники не раз отмечали, что указ # 1226 противоречил не только УПК РФ, но и некоторым статьям Конституции. В частности, он ограничивал права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом и право на личную неприкосновенность. Если в 90-х годах главным внутренним врагом государства была оргпреступность, то теперь им стал терроризм. И, похоже, стиль борьбы с новым злом остается прежним. Тем не менее Борис Грызлов высказал предположение, что не позднее сентября Госдума РФ примет поправки в УПК. "Я считаю, что есть необходимость в плане усиления борьбы с терроризмом и на уровне наших законодательных органов", - отметил глава МВД.

Стоит заметить, что действующий сейчас УПК принимался при явном противлении силовиков. И потому не исключено, что инициативы, озвученные Борисом Грызловым, не что иное, как попытка отыграть упущенное.

Предложения главы МВД вызвали глубокий резонанс общественности. Известные юристы считают, что у следствия и сейчас достаточно способов действовать в рамках УПК безо всяких нововведений - так, в случае необходимости задержание продлевается по решению суда. В беседе с корреспондентом "НГ" адвокат Московской городской коллегии адвокатов Андрей Андрусенко, ставший известным после громкого шпионского процесса по делу американца Эдмонда Поупа, заметил, что "если подобные поправки все-таки будут внесены в УПК, то это абсолютно не играет на руку имиджу власти. Не нужно забывать, что существует 22-я статья Конституции, предусматривающая право граждан на свободу и личную неприкосновенность - арест и заключение под стражу допускается только по судебному решению. Действующий в настоящее время УПК согласован в этой части с Конституцией. К примеру, ст. 100 УПК говорит, что в исключительных случаях в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения сроком до 10 суток, после чего ему должны предъявить обвинение".

Как и после принятия ельцинского указа, возможные нововведения больше всего беспокоят правозащитников, считающих что изменения в УПК могут привести к серьезным злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. "Эти предложения ущемляют права человека и являются антиконституционными, - заявил корреспонденту "НГ" депутат Госдумы РФ Сергей Ковалев. - Именно антиконституционность указа была главным аргументом правозащитников против его принятия. Но тогда силовики, и в частности глава МВД Сергей Степашин, говорили: права человека - это одно, а права преступника - совсем другое. Предложения о новых мерах нельзя расценивать иначе, как законно оформленный способ выбивания нужных показаний из подозреваемых за более продолжительное время".

Стоит заметить, что в случае принятия "тридцатисуточных" поправок вполне возможно повторение ситуации ельцинской эпохи, когда следственные изоляторы напоминали пчелиные ульи. В Минюсте отказались комментировать слова Бориса Грызлова, заметив лишь, что "задержанные, может быть, будут пребывать в камерах предварительного заключения райотделов милиции".

Выпуск N 126 (652) от 10 июля 2003 г. [ N 125 ] [ N 127 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]