[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 121 (647) от 3 июля 2003 г. [ N 120 ] [ N 122 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Борцы с коррупцией, бросившиеся чистить милицейские ряды от "оборотней" в погонах, а пограничников -- от "оборотней" в фуражках, как-то несправедливо отодвинули в тень еще одну разновидность "оборотней" -- в мантиях.
a]Марина Гриднева
1. Рассмотрение дела в кратчайший срок, иногда в день поступления материалов в суд.
2.Неизвещение лиц (как правило, ответчиков), участвующих в судебном разбирательстве.
3.Грубые процессуальные нарушения в ходе судебного разбирательства. К примеру, отказ внести в протокол судебного заседания показания, имеющие важное значение для рассматриваемого спора.
4.Вынесение решения, противоречащего другому, ранее вынесенному, и приводящее к конфликту исполнительных листов.
5.Немотивированная передача гражданского или уголовного дела от одного судьи другому.
6. Рассмотрение дела в нарушение правил подсудности.
Борцы с коррупцией, бросившиеся чистить милицейские ряды от "оборотней" в погонах, а пограничников -- от "оборотней" в фуражках, как-то несправедливо отодвинули в тень еще одну разновидность "оборотней" -- в мантиях. Будто бы страну не сотрясают скандалы, связанные с несправедливыми решениями и приговорами, а граждане, отправляясь в суд, не готовятся к нему, как к свадьбе, -- собирая деньги по родным и знакомым.
Министр Грызлов, правда, намекнул, что "ряд судей принимает преступные решения в соответствии с личной заинтересованностью", и "таким судьям сегодня самим место на скамье подсудимых". Да и только. Но кто из служителей Фемиды, вынесших "преступные решения", реально наказан?
Между тем в некоторых судах уже впору вывешивать прайс-листы: какой приговор сколько стоит. Сегодня мы предлагаем читателям "МК" ознакомиться с ценами на наше правосудие.
Издержки производства
Разговор двух адвокатов: -- Сколько денег надо нести в суд? -- Достаточно, чтобы после этого судья, потеряв работу, не жалел о принятых решениях.
Глубже всех погрязли в коррупции арбитражные суды, которые уже давно называют "коммерческими". Не только в том смысле, что занимаются они спорами коммерческих фирм, а и потому, что без взяток там трудно ждать справедливого решения.
-- Работать в таких судах уже даже неинтересно, -- делится впечатлениями юрист известного адвокатского бюро, -- заранее знаешь, чем все закончится. Причем совсем необязательно, что покупаются только неправомерные решения. Покупаются и те, которые как раз останавливают действие первых. С помощью арбитража с бизнесом можно сделать все что угодно.
Расценки на услуги арбитражных судей почти твердые. С той лишь разницей, что в больших городах они чуть выше, а на периферии -- чуть ниже.
Только в канцелярию, чтобы дело попало к "своему" судье, приходится платить 3 тыс. долл. Судья же за "нужное" решение берет от 5 до 10 тыс. долл. Как правило, плата вносится по факту -- т.е. после вынесения постановления. Далее обычно следует апелляция, которую рассматривают уже трое судей. К троим подходы найти сложнее, но ничего невозможного нет: положение спасут 10 тыс. долл.
В кассационных инстанциях -- это окружные арбитражные суды, где процесс судьи ведут также по трое, -- благоприятные решения стоят от 20 тыс. долл. до нескольких сотен тысяч, в зависимости от цены вопроса. Предприниматели не скупятся на взятки -- эти расходы считаются у них просто дополнительными издержками, которые закладываются в цену товаров или услуг. Так что можно сказать, что арбитражных судей оплачиваем мы с вами.
Покупные решения иногда оборачиваются крахом для целых предприятий. Достаточно вспомнить скандалы, разгоревшиеся в прошлом году на Братском лесопромышленном комплексе и Котласском целлюлозно-бумажном комбинате. В судебный конфликт вокруг этих флагманов промышленности был вынужден вмешаться сам президент Путин. "Героем" же многочисленных публикаций и телепрограмм оказался судья Ленинского района города Кемерово Андрей Юферов.
25 апреля 2002 г. кемеровский судья по иску трижды судимого за кражу гражданина постановил взыскать более 5 млрд. руб. с акционеров Братского ЛПК, едва не обанкротив этим солидное предприятие. Юферов слушал дело с вопиющими нарушениями закона, даже не уведомив о процессе ответчика. А 28 августа этот же судья парализовал работу еще одного промышленного гиганта -- Котласского ЦБК. Юферов пытался запретить Ярославской железной дороге поставку вагонов под готовую продукцию этого предприятия. Решение также было принято с серьезными нарушениями закона. Оба они были отменены вышестоящими инстанциями по протесту прокуратуры.
Квалификационная коллегия судей лишила Андрея Юферова судейских полномочий, а недавно председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев направил в Генпрокуратуру запрос о привлечении Юферова к уголовной ответственности. Но пока "наверху" совещаются, наказывать ли кемеровского судью, тот, по словам члена думской Комиссии по борьбе с коррупцией Бориса Резника, в одночасье "стал владельцем шестикомнатной квартиры, совершенно роскошной".
Что ваша честь? Игра...
Судья: "Подсудимый, у вас есть алиби?"
Подсудимый: "Есть! Хотите -- рублями, хотите -- валютой".
Можно сказать, что процессы по уголовным делам, в отличие от гражданских и арбитражных, менее всего обросли коррупцией. Считается, что здесь работают самые неподкупные судьи, последние романтики своей профессии, к кому действительно подходит обращение "ваша честь". На предложение о взятке судьи-"уголовники" могут отреагировать весьма неадекватно. Известен случай, когда судья, которого попросили за деньги смягчить приговор, специально назначил подсудимому более суровое наказание.
Тем не менее злоупотребления и там, безусловно, есть. В основном это касается громких процессов или уголовных дел, затрагивающих интересы крупных преступных сообществ.
Судьи обычно неохотно берутся за скандальные процессы, поскольку те проходят под пристальным вниманием СМИ и в режиме сильнейшего давления со всех сторон. Здесь служителям Фемиды приходится играть с законом не из личной корысти, а, как говорится, в угоду обстоятельствам. И если судья все же решается на вынесение неправосудного приговора, то делает он это скорее под натиском тех, от кого зависит по службе (органы власти или руководство судов). В обмен судье обещают скорое получение всяких благ, которые ему и так положены по закону (к примеру, предоставление жилья).
С преступными сообществами проще. Нечистым на руку судьям их представители щедро платят за то, чтобы они лоббировали интересы бандитов: освобождали тех из-под стражи или вовсе от уголовной ответственности. Суммы взяток при этом варьируются в пределах 10--100 тыс. долл. Правда, верхняя планка может быть и гораздо выше. В одном адвокатском бюро мне рассказали: чтобы освободить от наказания какого-то чиновника (его судили за мошенничество), судье было заплачено 300 тыс. долл. (для подсудимого это была ничтожная сумма, поскольку наворовал он гораздо больше). За эти деньги преступление ему переквалифицировали на банальную халатность и назначили смешной срок, который он уже как раз отсидел в СИЗО.
Еще один показательный пример. 28 декабря 2001 г. судья Новгородского горсуда Светлана Тузикова освободила из-под стражи лидера преступной группировки Александра Артющика, обвиняемого в бандитизме и покушении на убийство. Адвокат подал ходатайство об изменении Артющику меры пресечения в связи с ухудшением здоровья клиента: у того давление поднялось. Судья Тузикова проявила неслыханную заботу о заболевшем арестанте и выпустила его на свободу под подписку о невыезде. Того, понятно, сразу как ветром сдуло. Чтобы вновь отловить беглеца, понадобилось разрабатывать целую операцию: бандита задержали через три месяца в Санкт-Петербурге.
Квалификационная коллегия судей пришла к выводу, что решение Тузиковой было не ошибкой, а умышленным нарушением законодательства. 1 марта 2002 г. ее отстранили от должности. Какую выгоду получила за "умышленное нарушение" судья -- история умалчивает.
Милые бранятся -- судьи тешатся
Условия задачи:
Иванов (истец по делу) -- дал судье $1000;
Петров (ответчик) -- дал судье $1200.
Как поступить судье?
Ответ: возвратить Петрову $200 и рассматривать дело по справедливости.
Размер взяток в гражданском судопроизводстве не такой внушительный, как в арбитражном, -- как правило, до 10 тыс. долл. Наиболее типичными делами, где встречаются факты коррупции, являются иски о расторжении брака и дележе имущества, споры о наследстве и дела о международном усыновлении. При имущественных спорах размер взятки часто зависит от стоимости имущества, судьба которого решается в суде. За решение в пользу одной из сторон судьи берут 10--20% от цены иска.
Дела же о международном усыновлении считаются поистине золотыми. Обычно они заметно повышают благосостояние судьи. И брать взятки в этом случае совсем безопасно: процессы эти закрытые из-за тайны усыновления.
Хорошим примером злоупотреблений в делах такого рода можно считать приговор в отношении судьи районного суда Хабаровска Галины Антушевич, которая выносила решения об усыновлении российских детей иностранными гражданами даже без проведения судебных заседаний, попросту сочиняя свои протоколы. За злоупотребления она была приговорена к двум годам лишения свободы условно и освобождена от наказания по амнистии.
Птицы высокого полета
Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание -- нередко освобождает.
Польский поэт Станислав Лец
На судей пишется несметное количество жалоб. Но давайте проследим, как фильтрует их сито судейской неприкосновенности.
Судейский корпус России сейчас насчитывает около 20 тыс. чел. В прошлом году в квалификационные коллегии судей поступило в общей сложности 18749 жалоб, заявлений и обращений граждан на действия судей (выходит, что недовольны почти всеми!). Из них жалуются:
-- на нарушение норм процессуального закона -- 7145;
-- на волокиту -- 5313;
-- на грубость и неэтичное поведение -- 940;
-- на недостойное поведение в быту -- 33;
-- на другое, в том числе на несогласие с судебными решениям, -- 5001.
Из этого потока жалоб проверено всего 12860 обращений -- остальные сигналы остались без рассмотрения по тем или иным причинам. До квалификационных коллегий судей дошло лишь 489 жалоб. В результате -- только 118 судей получили страшное наказание: предупреждение. А за совершение поступков, порочащих честь и достоинство судьи, были прекращены полномочия всего 36 судей.
И лишь в отношении 6 отправителей правосудия квалификационные коллегии судей разрешили Генпрокуратуре возбудить уголовные дела.
По ранее возбужденным делам в прошлом году было вынесено 5 приговоров (из них ни одного -- за получение взятки). Трое судей получили условный срок и были амнистированы, одного судью оправдали, и лишь один служитель Фемиды отправился отбывать реальное наказание. Ну еще бы -- за двойное-то убийство!..
Итак, мы видим, что число осужденных судей не то что ничтожно мало. Что ж, есть смысл перечислить их поименно.
Судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) Валерий Решетняк -- приговорен к 6 годам лишения свободы за убийство двух человек и покушение на жизнь третьего.
6 марта 1999 г. 63-летний судья Решетняк, будучи в состоянии опьянения, расстрелял в Якутске трех прохожих из служебного пистолета. Двое скончались на месте, а третьего едва спасли врачи. Убийца с места происшествия скрылся, но вскоре был задержан.
Следствие длилось 3,5 года. Все это время судья-убийца находился на свободе. Расследование затянулось из-за того, что каждое следственное мероприятие -- вплоть до допроса! -- Генпрокуратуре нужно было согласовывать с квалификационной коллегией судей.
Следствие пришло к выводу, что убийства были совершены Решетняком умышленно. Однако в суде его действия были переквалифицированы с умышленного убийства на неосторожное -- тем самым коллеги очень сильно помогли товарищу. Срок наказания за такое тяжкое преступление оказался просто смешным.
Зампредседателя Магаданского горсуда Василий Максименко -- приговорен условно к 3 годам лишения свободы за халатность и вынесение неправосудного акта и освобожден от наказания по амнистии.
В 1998 г. судья Максименко рассматривал дело жительницы Магадана Елены Павлович. Она, мать двоих детей, поссорилась с мужем, и тот подал заявление о лишении супруги родительских прав якобы за пьянство и гулянки. Одна из судей Магаданского горсуда удовлетворила этот иск, после чего обиженная Павлович назвала ее взяточницей: мол, за это решение ей заплатили (кстати, впоследствии оно было отменено как незаконное). Тем не менее в отношении Павлович было возбуждено уголовное дело о клевете на судью. Его-то и рассматривал Максименко. Судья вызвал Павлович на заседание, но та по каким-то причинам не явилась. Максименко не стал долго разбираться и распорядился женщину арестовать (хотя к тому времени уже вышло постановление об амнистии, под которое подпадала Павлович). Ее продержали в СИЗО 2,5 года! И только потом амнистировали.
По заявлению Елены Павлович было возбуждено уголовное дело в отношении судьи Максименко. Попутно всплыл еще один компрометирующий судью эпизод. Примерно в то же время Максименко освободил из-под стражи некоего Магомеда Аушева, обвиняемого в незаконном обороте драгметаллов. Причем определение об этом судья вынес... находясь в отпуске.
Судьи Рыбинского горсуда Алексей Гаврюшев и райсуда Челябинска Валентина Чурсина -- приговорены соответственно к 2 и 1 году лишения свободы условно и амнистированы. Оба -- за вынесение неправосудных решений.
Взятка по-семейному
Адвокаты делятся на две категории: одни хорошо знают закон, другие хорошо знают судью.
Народная мудрость
Каким же образом судьям удается брать взятки почти безнаказанно? Как мы видим, в мздоимстве в прошлом году даже никто не обвинялся. Вообще за последние три года к уголовной ответственности именно за взятки было привлечено всего четверо судей.
О хитростях судейской коррупции с нами любезно согласился поговорить бывший судья, а ныне адвокат, имени которого, по понятным причинам, мы не называем.
-- Насколько все-таки распространена коррупция в судейском корпусе?
-- Думаю, у каждого юриста своя оценка. Кто дает взятки, считает, что коррумпированы все судьи. Кто не дает -- полагает, что не больше 2--5%. Я лично знаю, что некоторые мои бывшие коллеги этим грешат. С этим я и сейчас сталкиваюсь частенько.
-- Даже если брать по минимуму: 2% -- это же 400 человек. Но ведь за взятки никто не осужден!
-- Даже при наличии 100-процентной информации о судье-взяточнике его не так-то просто поймать. Во-первых, судью нельзя оперативно "разрабатывать", как простого чиновника: у него есть неприкосновенность. Во-вторых, судьи редко берут взятки, что называется, из рук в руки. Все они -- люди семейные. Как правило, их родственники (жена, муж, дети) работают юристами или сотрудничают с какой-нибудь юридической консультацией. Через них-то и действуют адвокаты -- заключают официальный договор и платят гонорар, который и включает завуалированную взятку. Фактически деньги получает родственник судьи, но за нужное решение. Это самая простая схема. Чуть сложнее -- действовать через знакомых. Но у людей с улицы судьи, безусловно, взяток не берут.
-- Эта схема действует на всех уровнях?
-- Абсолютно. Различия только в размере взятки.
-- Неужели все так плохо?
-- Я еще раз повторюсь, что коррумпированных судей не так много. Просто экономические скандалы, которые иной раз разгораются после их неправомерных решений, имеют большой резонанс. А когда еще судью снимают с должности и об этом пишут все газеты, создается впечатление, что абсолютно все судьи -- продажные. Но это не так.
-- Где более коррумпированы судьи: в Москве или в регионах?
-- Говорят, Бог высоко, Москва далеко. В столице все-таки порядка больше, чем в регионах. Хотя и у нас скандалов хватает. Вспомнить хотя бы прошлогоднюю драку у проходной фабрики "Москомплектмебель". Тогда Останкинский суд вынес с разницей в несколько дней два абсолютно противоположных решения. Сначала приказал власть на фабрике сменить, а потом отменил свое же решение. А там едва до смертоубийства не дошло -- все телеканалы показывали эту бойню...
-- Кстати, судья, которая выносила оба этих постановления, уже лишена судейских полномочий. А какой смысл был в таком двойном решении?
-- Обычно такие решения выносятся с пометкой "подлежит немедленному исполнению". Нескольких дней хватает, чтобы, например, завладеть имуществом проигравшей стороны и быстренько его распродать. А когда судья как бы одумывается и делает вид, что невнимательно изучил документы, он свое неправосудное решение отменяет. Но поезд уже ушел -- имущество распродано, и возвращать нечего. Аналогичный случай был у нас в Бабушкинском суде. Судья вынес решение: изъять в пользу истца товар -- немедленно. Его изъяли, быстренько продали, а потом пришло другое решение этого же судьи, которое отменяло предыдущее. Но у наших клиентов уже огромные убытки...
-- Фамилию судьи назовете?
-- Мы только подали на него жалобу в квалификационную коллегию судей, поэтому называть фамилию несколько преждевременно.
Безусловно, следует извиниться перед теми судьями, кто честно делает свое дело, -- все вышесказанное не имеет к ним никакого отношения. Хочется верить, что таковых -- неподкупных -- большинство. Но судейский корпус -- это как бочка меда: если завелась в ней хотя бы капля дегтя, есть из нее противно.
Отсюда и ошеломляющие данные соцопроса, проведенного среди россиян: 39% населения считают, что "у нас судьи обладают такой неприкосновенностью, что они могут творить что угодно, и совершенно безнаказанно". А почти 80% (!) опрошенных сказали: они не рассчитывают найти справедливость в суде, полагая, что "выигрывает дело тот, кто больше заплатит". Это ли не приговор нынешнему правосудию?..
Выпуск N 121 (647) от 3 июля 2003 г. [ N 120 ] [ N 122 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]