[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 119 (645) от 1 июля 2003 г. [ N 118 ] [ N 120 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Алексей СИМОНОВ, Фонд защиты гласности - Борису ГРЫЗЛОВУ, МВД РФ
На одном из памятников на престижном кладбище, как гласит легенда, выбита надпись: "Гиви, спи спокойно, факты не подтвердились". Неподтвёржденностъ фактов -привилегия бандитов. В свете новейшего разгула свободы информации, - когда все газеты полны фотографий особняков и перечислений имущества арестованных милиционеров, - очевидно, следует выбить новую надпись на могиле фотокорреспондента газеты "Армавирочка" Валерия Кондакова. Его убили в Армавире в конце 2000 года за публикацию фотографий частных особняков городской элиты. Так и написать: "Спи, Валерий, спокойно, факты подтвердились" - без суда и следствия. А в газете напечатать похожие фотографии, но уже сделанные коллегами Валерия -особняки-то небось за это время разрослись и украсились...
В мониторинге конфликтов СМИ, проводимом Фондом защиты гласности, случаев, когда журналисты становились жертвами давления, угроз и избиения за аналогичные публикации, много. Очень много. Среди тех, кто грозил и избивал журналистов, есть и работники силовых ведомств: милиционеры, прокуроры, следователи...
Август 98-го. Иваново. Местная телекомпания показала видеоматериалы о строительстве особняка начальника городского УВД - у главного редактора подожжена дверь.
Февраль 99-го. Саранск. Журналист фотографировал особняки руководителей местной сети пенитенциарных учреждений - избит.
99-й. Август. Выборгский район Ленинградской области. Группу тележурналистов вытолкали в шею с территории, прилегающей к особняку депутата ЗАКС Ленобласти.
2001 год. Октябрь. Нижний Новгород. Журналист пытается снять дачу, которая якобы принадлежит начальнику ГУВД, - выкинут охранниками...
Хочу понять: теперь так можно или нельзя? Или можно только в отношении тех, кто назван министром? А в отношении тех, кто министром не назван, такие действия будут по-прежнему считаться возмутительным нарушением права крупных начальников на неприкосновенность частной жизни? Если можно, то журналисты быстро создадут издание, альтернативное журналам о достижениях строительной техники. Потому что все мы знаем, какое количество особняков разного вида и достоинства окружает сейчас наши города.
Хорошо бы перед этим уяснить, как обстоит дело с законом, запрещающим называть людей преступниками до суда. Будет ли нарушение его министром восприниматься как государственная воля, а нарушение журналистом - как посягательство на самое святое? Или призыв Грызлова фотографировать и присылать запечатленных мздоимцев-милиционеров будет считаться выполнением гражданского долга, а фотография особняка, построенного на неизвестные средства, - преступлением против личности? Можно ли в связи с этим публиковать фотографии Константиновского дворца, даже если он построен на внебюджетные средства? Как быть с недвижимым имуществом кандидатов в депутаты в свете новейших избирательных технологий Центризбиркома? Будут ли расцениваться как предвыборная агитация фотографии их особняков или описание апартаментов? И как узнать об этом редакторам газет и новостных программ, прежде чем отправлять репортеров на задание?
P.S. Поскольку от ответов на заданные вопросы зависит судьба журналистов, проблемы которых описаны выше, Фонд не считает возможным сообщить их имена и фамилии. Однако мы готовы предоставить эту информацию заинтересованным органам, как только прояснится правовая ситуация.
Выпуск N 119 (645) от 1 июля 2003 г. [ N 118 ] [ N 120 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]