[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 110 (636) от 19 июня 2003 г. [ N 109 ] [ N 111 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Наши сограждане начали выигрывать еще недавно совершенно немыслимые иски.
Недавно телевидение показало пенсионерку, которая отсудила у государства свой вклад, казалось бы, безнадежно погибший в 1991 году в результате рыночных реформ. А перед тем Пермский суд обязал МПС выплатить семье компенсацию за ущерб, причиненный проездом по нашим просторам корейского вождя. А ведь советские люди имели представление о суде лишь как о месте, где сажают. Правда, изредка обращались к Фемиде незаконно уволенные с работы, но о том, чтобы спорить с государством или его органами, не только речи, мысли не было. Даже у самих судей. Формула из редких тогда американских фильмов "Смит против Соединенных Штатов" почиталась некоей заморской экзотикой.
Но вот пришел и на нашу улицу праздник судебного сутяжничества -- последнее слово употребляю в исключительно положительном смысле. Женщина, которая свой вклад отсудила, десять лет толкалась у порога Фемиды, всем судейским барышням надоела, а главное -- совершенно не представляла перспективу своего дела, брала редкостным упорством и терпением, долгим путем проб и ошибок. Этой истице повезло в отличие от миллионов владельцев сберкнижек. Но не только в везении дело. Перед роковым днем потери вкладов она трижды обращалась за своими 20 тысячами -- в сберкассе ей отказывали. И каким-то чудом она сохранила документальные доказательства этих отказов. Что и решило дело 10 лет спустя в ее пользу. Но ведь тысячи граждан, идущих ныне в суды за защитой своих прав, просто не знают, во-первых, действительно ли они имеют эти права, а во-вторых и в главных, как начать дело, как просто-напросто составить иск. В советское время широкая сеть юридических консультаций оказывала "первую помощь" бесплатно или за мизерную плату, посильную для любого пенсионера. Теперь адвокатские агентства широко рекламируют свои услуги. Но у знаменитых адвокатов они стоят до сотен долларов за час. Но ведь гражданину прежде всего нужен первичный совет и простейшая помощь, хотя бы в составлении искового заявления.
Формально адвокатские объединения должны оказывать бесплатную юридическую помощь определенным категориям граждан. В федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" говорится о такой помощи малоимущим гражданам, то есть тем, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. Минимум же по этому закону устанавливают законодательные собрания субъектов Федерации. Но для этого они должны принять свой закон, во-первых, о величине этого самого минимума, а во-вторых, о перечне документов, которые гражданин должен представить в подтверждение своего имущественного бедствия. В Краснодаре -- не самом бедном крае -- минимум определили в 1893 рубля. Но только 30% населения имеет такой доход. Что делать остальным? И что делать самому субъекту, если закон точно не устанавливает, из какой казны, федеральной или местной, надо платить. И какие документы нужны.
Но когда мы заговорили об адвокатской помощи в адвокатских структурах, ушли от главной нашей темы -- человек прошел в здание суда, так сказать, переступил порог Фемиды. Куда пойти? К кому обратиться? У кого выяснить, прав ли он в своих претензиях? Стоит или не стоит затевать дело? И если стоит, сколько это будет стоить? То есть гражданин в прихожей правосудия должен получить какую-то ориентировку. К сожалению, в наших судебных присутствиях никакой вразумительной консультации вы не получаете. И бродят по коридорам Фемиды граждане, униженно спрашивая у судебных секретарш, куда идти и что делать. И часто в ответ получают раздраженные, а порой и хамские ответы, наподобие "вас много, а я одна".
На "человеческий фактор" всегда очень рискованно рассчитывать, если не ввести его в строгие каноны регламентных законов. Как это сделано, например, во Франции, в ее столице в частности.
В парижском Доме юстиции и права, где находятся и судебные присутствия, провозглашено: "Доступ к праву является базовым принципом демократии. Дом юстиции должен обеспечить всем "право на право". Доступ к праву всех обеспечивается юридическими консультациями, Парижской коллегией адвокатов в следующих областях: по делам семьи, жилищному, трудовому праву, защите потребителей, получения гражданства; оказывается прием жертвам правонарушений. Самое главное, что это не только провозглашение принципов и услуг.
В Доме юстиции действует ассоциация "Право срочно". В соответствии с законом еще 1901 года она предоставляет бесплатные услуги населению, в частности юридические советы. Ассоциация развернула пункты ежедневного приема населения -- бесплатного. Далее в Доме юстиции перечислено, где такую помощь можно получить. Во Дворце правосудия -- по таким-то дням и часам адвокатами; по таким-то -- нотариусами и судебными приставами. Там-то пункт помощи молодежи. Действует служба "SOS. Адвокат" -- телефонное бесплатное дежурство юристов: срочная первичная юридическая информация по всем вопросам. Перечень услуг под девизом "Доступ к праву" весьма обширен.
В советские времена простые граждане, как уже отмечалось, и не думали судиться с властью. Они в эту власть направляли жалобы, что само по себе унизительно. Тем не менее жалобы многим помогали. Партийные инстанции время от времени принимали грозные решения "о письмах и жалобах трудящихся". Иногда летели начальственные головы. Для острастки. Но в сущности, гражданин оказывался перед властью беззащитным. Теперь, кажется, он получил законные права судиться хоть с президентом. Но как это практически сделать хотя бы в тяжбе с управдомом или паспортным столом -- это, увы, большая проблема. И пока что немногим счастливцам удается выиграть свое стопроцентно правое дело. Потому что нет той системы обеспечения доступа к праву, к Фемиде, которая создана в парижском Доме юстиции и права.
Выпуск N 110 (636) от 19 июня 2003 г. [ N 109 ] [ N 111 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]