Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 106 (632) от 11 июня 2003 г. [ N 105 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Этого больше не повторится

Маргарита Кондратьева
Газета, N 103

МВД лишено права заниматься налоговыми преступлениями самостоятельно.

Только что образованная Федеральная служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (ФСЭНП), которая включена в состав министерства, в каждом конкретном случае зависит теперь от команды, которая должна поступить из Министерства по налогам и сборам. Это стало ясно после того, как депутаты Госдумы приняли поправку к президентской версии законопроекта о реформе силовых структур, вычеркнув МВД из списка участников налоговых отношений. "Изменена концепция закона", - уверен представитель президента в Думе Александр Котенков. Тем временем в самой Думе к этой поправке относятся весьма неоднозначно. В ситуации постаралась разобраться специальный корреспондент ГАЗЕТЫ Маргарита Кондратьева.

'Сокрушительный удар'

По мнению большинства членов комитета по безопасности Госдумы, принятие поправки, внесенной комитетом по бюджету, означает, что ФСНЭП не сможет предупреждать и расследовать налоговые преступления. То есть новая служба фактически становится бесполезной. И не платить налоги можно будет едва ли не безнаказанно.

"Самой идее по борьбе с налоговыми преступлениями в пятницу (6 июня, день, когда была принята поправка. - ГАЗЕТА) был нанесен сокрушительный удар, - пояснил ГАЗЕТЕ непосредственный участник скандала, зампредседателя думского комитета по безопасности Михаил Гришанков. - Комитет по бюджету, которому удалось провести свое решение через нижнюю палату парламента, изъял из президентского текста следующие положения: введение органов внутренних дел в налоговые взаимоотношения вместо ФСНП (пункт 8 статьи 9 НК), предоставление ФСНЭП полномочий по проведению проверок налогоплательщиков (статья 36 НК), предоставление ФСНЭП права получать сведения из единого госреестра налогоплательщиков, предоставление ФСНЭП права доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Исключение данных положений из законопроекта означает, что те, кому переданы функции по выявлению и пресечению налоговых преступлений, не будут обеспечены необходимыми полномочиями".

"Фискально-карательная система"

Автор поправки, председатель комитета по бюджету Александр Жуков уверен в своей правоте. 'Взаимоотношения налогоплательщика и государства по уплате налогов регулируются Налоговым кодексом, - пояснил он ГАЗЕТЕ. - По нему налоговые органы, а это Министерство по налогам и сборам и таможня, контролируют правильность начисления налогов, проводят в связи с этим налоговые проверки, занимаются доначислением налогов в бюджет и так далее. Взаимоотношения физических и юридических лиц с правоохранительными органами, строятся на совершенно других законах. Это УПК, закон 'Об оперативно-розыскной деятельности' и теперь закон 'О милиции' (раньше это был закон о ФСНП), поскольку функции налоговой полиции переходят к МВД.

Кстати, закон 'О милиции' наделяет органы внутренних дел широкими полномочиями по проведению различного рода проверок финансовой и предпринимательской деятельности. Сейчас Дума приняла поправку в этот закон, которая эти полномочия расширяет. Она дает право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц. Кроме того, в Налоговом кодексе сохраняется право правоохранительных органов участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов.

Таким образом, не происходит дублирования функций налоговых и правоохранительных органов. Нельзя допускать, как предлагают некоторые депутаты, права правоохранительных органов арестовывать счета налогоплательщиков, фактически парализуя их деятельность, только на основании непредставления каких-либо документов. По Налоговому кодексу арест счетов возможен только, если налогоплательщик отказывается доначислить неуплаченные налоги или по решению суда. Вообще, совмещение у правоохранительных органов прав, которые им дают их законы с правами налоговых органов приведет к возврату крайне неэффективной фискально-карательной системы по взысканию налогов, которая действовала до финансового кризиса 1998 года. Эта система была изменена после принятия 1-ой части Налогового кодекса, что, кстати, привело к резкому повышению собираемости налогов. Если раньше она составляла 60-65%, то сейчас собираемость по разным видам налогам достигает 95%..'

"Надо чистить ряды, а не менять законы"

Главный контраргумент противников поправки - тот факт, что по информации, предоставленной в ФСНП налоговыми инспекциями, было возбуждено лишь 4% от общего количества уголовных дел. Остальные - оперативная информация, данные, полученные из налоговых реестров. Поправка, внесенная комитетом по бюджету, превращает ФСНЭП в обслуживающую структуру при МНС. Число уголовных дел по фактам неуплаты налогов резко сократится.

ФСНП нередко обвиняли в том, что большинство возбужденных уголовных дел не доходит до суда. По мнению критиков, это означало что дела - заказные. И прекращались они за взятку, ради чего, собственно, все и затевалось. Спецназ налоговой полиции тоже использовали зачастую совсем не по назначению: в частности, во время следствия по делу холдинга 'Медиа-Мост' и Владимира Гусинского спецназ ФСНП захватил офис компании.

"Да, такие ситуации были. Непорядочные люди есть везде. Но это уже относится к области выполнения закона, а не к вопросу о его необходимости. Надо чистить ряды, а не менять законы, - полагает Гришанков. - Лишая органы внутренних дел полномочий, мы прогнозируем, что там всегда будут работать мерзавцы".

'Да, случаи 'заказных' налоговых проверок были, - рассказали ГАЗЕТЕ в самой налоговой полиции. - Мы не скрываем этого, и, более того, мы в отношении непорядочных сотрудников возбуждали уголовные дела, и, конечно же, увольняли их. Но это единичные случаи'.

Пожелавший остаться неназванным сотрудник ФСНП пояснил ГАЗЕТЕ, что дела не доходят до суда по той причине, что доказать злой умысел незаплатившего налоги сложно. Хотя, по его мнению, поправки не сильно изменят положение борцов с налоговыми преступлениями: "Закон о милиции" и "Закон об ОРД" позволят нам работать и в структуре МВД. Главное - законодательно закрепить подследственность по налоговым преступлениям за МВД. Все остальное - их законодательные дрязги".

Выпуск N 106 (632) от 11 июня 2003 г. [ N 105 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]