[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 103 (629) от 6 июня 2003 г. [ N 102 ] [ N 104 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Настоящий скандал разгорелся в Башкирии вокруг фигуры первого заместителя министра внутренних дел Николая Патрикеева. 46-летнего генерал-майора милиции, заслуженного юриста республики, обладателя двух медалей "За безупречную службу", именного оружия обвиняют в связях с криминальными структурами.
"Лежу голый..."
В конце апреля этого года появилась расшифровка телефонного разговора первого замглавы МВД Башкирии Патрикеева с Эрастом Фомичевым - известным в республике криминальным авторитетом по кличке Фома. В 1990-е годы Фомичев руководил организацией под названием Российский благотворительный фонд "Народный дом социальной защиты" (НДСЗ). По слухам, он пользовался поддержкой в МВД Башкирии и даже получил из рук главы ведомства Рафаила Диваева удостоверение советника министра внутренних дел.
В 2001 году руководству фонда было предъявлено обвинение в хищении почти 660 тонн нефтепродуктов на 6 млн. рублей. По настоянию сотрудников башкирского УФСБ Фомичев был арестован, а затем осужден. При задержании у него изъяли порядка 70 тыс. фальшивых долларов и векселя на крупную сумму.
Разговор датировался 1 апреля 2001 года. К расшифровке, вывешенной на один интернет-сайт, прилагалась 20-минутная аудиозапись разговора двух мужчин, один из которых требовал от своего собеседника прислать ему "машину, девок и чего-нибудь покушать". Если верить расшифровке, первым был первый замминистра внутренних дел Башкирии Патрикеев. Говорил он с Эрастом Фомичевым. Вот выдержки из этой состоятельной беседы:
- Алло, Эраст Михайлович, ты еще не спишь что ли, бл...ь?
- Не посадили еще, Николай Геннадьевич.
- Ой, ё... твою мать, так это моя большая ошибка, бл...ь... Вот как ты считаешь, что я сейчас делаю?
- Не знаю.
- Вот лежу голый...
- Да нет, не может быть.
- В одном известном адресе. Знаешь, почему?
- Почему?
- Ну, не на чем съездить к девчонкам".
Собеседники долго договаривались о том, где взять и куда пригнать машину. Назывался точный адрес (Уфа, Кирова, 43/1, квартира 66) и номер контактного телефона, велись поиски свободной машины. В переговоры постепенно вводились все новые лица: Владимир Глухов - лидер организованной преступной группировки, похитившей в 1995 году с Ново-Уфимского НПЗ и завода "Каустик" нефтепродукты на сумму 26 млрд. рублей, второй заместитель министра внутренних дел Башкирии - начальник следственного управления Анатолий Смирнов, начальник криминальной милиции УВД Уфы Виталий Мартынов и другие. Причем персонаж Патрикеев в разговоре сам представлялся по фамилии, охотно матерился и угрожал собеседникам "устроить явку с повинной" и лишь однажды соединялся с Фомичевым через свою секретаршу.
Голос якобы Глухова выделил машину, голос якобы Фомичева согласился купить "колбаски, оливки, маслины". Голоса якобы Смирнова и Мартынова согласились подменить Патрикеева (на время развлечений) на открытии Открытого республиканского турнира по боксу имени бывшего министра ВД Башкирии Рауля Файрузова, проходившего в тот день.
Аудиозапись получила в республике широкую огласку. Но в башкирском МВД ее долго комментировать отказывались. Главный герой прослушки генерал-майор Патрикеев сразу же оформил отпуск. Появились разговоры о его отставке, однако ничего подобного не случилось.
"Поставить все с ног на голову"
Генерал-майор Патрикеев продолжает трудиться на прежнем месте. Корреспонденту ГАЗЕТЫ удалось связаться с ним вчера по служебному телефону. Озвученную информацию генерал охарактеризовал как "100-процентную лажу" и "100-процентный политический заказ": "Ничего этого не было и не могло быть. У меня есть мысль подать в суд и добиться опровержения. Интернетчикам я предъявить ничего не мог, но теперь информацию процитировали телекомпании, и такая возможность появилась. У меня есть доказательства, что в тот день у меня физически не было возможности вести этот разговор. Могу отчитаться за каждый час того дня - чем я занимался и так далее. Ну а если вы хотите услышать независимое мнение, обратитесь в прокуратуру республики. Она проводит свое разбирательство по этому поводу".
Впрочем, прокуратура пока наотрез отказывается говорить что-либо об этой ситуации. Сам замглавы башкирского МВД связывает выброс компромата с предстоящими в республике президентскими выборами. "У определенных кругов - оппонентов действующего президента республики - есть желание поставить все с ног на голову. И начать они решили с МВД. Считают, что если поменяют главу МВД, то выиграют выборы", - отрезал Патрикеев.
СПРАВКА
Судя по всему, прослушка телефона Патрикеева была инициирована после письма некоего "Союза офицеров МВД Республики Башкортостан". Еще весной 2001 года группа сотрудников МВД РБ направила Владимиру Путину, тогдашнему секретарю Совета безопасности Сергею Иванову, полпреду в Приволжском ФО Сергею Кириенко, генпрокурору Владимиру Устинову, тогдашнему руководителю МВД РФ Владимиру Рушайло и директору ФСБ Николаю Патрушеву письмо с указанием конкретных примеров связи МВД республики с преступными группировками. В письме содержались компрометирующие сведения на как главу МВД Башкирии Рафаила Диваева и его первого зама Николая Патрикеева, так и на главу УВД Уфы Тагира Фарахова и начальника криминальной милиции башкирской столицы Виталия Мартынова. Фигурировал в письме и секретарь Совета безопасности Башкирии Александр Шабрин. В письме упоминались покупки на деньги криминальных структур дорогостоящих машин, квартир и особняков, факты отмывания денег через подставные фирмы, "замятые" уголовные дела, в том числе заказные убийства и др.
Выпуск N 103 (629) от 6 июня 2003 г. [ N 102 ] [ N 104 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]