[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 10 (548) от 21 января 2003 г. [ N 9 ] [ N 11 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
ВОПРОС, надо сказать, не праздный. Очень важный вопрос, подчеркнул Владимир Туманов, открывая очередной заседание Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
На заседаниях Совета, в состав которого входят наиболее авторитетные и известные юристы страны, поднимаются и проходят своеобразную "обкатку" проблемы и идеи, которые только назревают в глубинах нашей третьей власти. На сей раз предметом обсуждения стал документ, который предстоит выработать с таким расчетом, чтобы он стал более действенным, чем прежний.
Прежний или нынешний -- это Кодекс чести, принятый судейским сообществом 9 лет назад и ставший, по мнению участников обсуждения, инструментом формирования правил поведения судей. Кстати, отсюда пошло и обращение к судье "Ваша честь", звучавшее поначалу непривычно, а ныне прочно вошедшее в процессуальный обиход. Возникло оно тоже не на пустом месте, еще со времен судебной реформы 1864 года были выработаны правила поведения судей морально-этического характера, включенные позднее уже на правах закона в Уголовный кодекс. А у адвокатов, по словам известного столичного защитника Генри Резника, с давних веков существуют нравственные традиции, и если человек нарушил их, сообщество перестает считать его адвокатом, он обречен. Мы, правда, наблюдаем явления совсем иного свойства, так что вряд ли можно согласиться с Резником, будто особых надежд возлагать на документ не надо, он всех пороков не искоренит. Искоренять их все-таки как-то надо.
Слов нет, суд -- не место для приятного времяпрепровождения, констатировал Владимир Туманов. И все же, если человек, выходя из здания суда, чувствует, что с ним обошлись не то чтобы справедливо или несправедливо, а грубо, то это не делает суду чести. А бывает, что и не только грубо... Проблема эта общемировая, недавно она обсуждалась на симпозиуме при Европейском суде по правам человека.
Наши суды редко назначают большие сроки высоким чиновникам, либо назначают их условно. Рекорд пока: бывший министр, получил 9 лет условно. Острословы шутят, какой суд отважится приговорить обвиняемого к условному пожизненному заключению, дабы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. О бандитах с большой дороги и даже террористах наподобие чеченского боевика по кличке Лечи-Борода, о котором "РГ" писала весьма подробно, получающих очень смешные наказания ниже низшего предела, отпущенных под подписку о невыезде головорезах и крупных мошенниках говорить и не приходится. Очевидно, что помимо слабой доказательной базы, на что обычно ссылается судья, его собственная личность играет тут не последнюю роль. Не случайно за сравнительно короткое время полномочия почти 300 судей были прекращены.
На заседании звучали примеры, когда в лексиконе судьи, участвовавшей в одной из телепередач, через слово вылетало: "Блин!" В проекте Кодекса судейской этики, который вырабатывается с учетом требований закона о статусе судей, выдвигаются четыре основные группы требований. Они включают в себя общие требования к судье, требования к нему во время исполнения судейских обязанностей, правила поведения вне суда, а также ответственность за допущенные нарушения. Очевидно, что будет еще немало предложений и советов, ведь ближайший всероссийский съезд, где предполагается принять Кодекс, состоится лишь через два года. Но начало положено, а терять попусту время, сказал Владимир Туманов в заключение, не следует. Повышать квалификацию, культурный уровень, беречь незапятнанной свою честь и репутацию -- это прямая обязанность каждого судьи.
Выпуск N 10 (548) от 21 января 2003 г. [ N 9 ] [ N 11 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]