Декларация консорциума "Октябрь 2001 года" Консорциум был создан по случаю 20-ой годовщины отмены смертной казни во Франции. 1. Виды наказания, которые назначаются правонарушителям и преступникам, отражают фундаментальные ценности общества. 9 октября 1981 г. отмена смертной казни во Франции стала символом неотъемлемого права каждого человека на жизнь. 2. С 1 марта 1985 г. согласно 6-му Протоколу к Европейской Конвенции о правах человека и основных свободах отмена смертной казни стала международно-правовым обязательством государств-участников. За исключением Турции все государства-члены Совета Европы подписали этот Протокол, а Россия является единственной страной, которая еще не ратифицировала его. 3. Статья 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. также закрепляет право каждого человека на жизнь и гласит: "Никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому и необычному наказанию." Тем не менее, в 1999 г. в 31 стране были казнены 1831 человека, а в 63 странах более 3800 человек приговорены к смертной казни.[1]1 На Саудовскую Аравию, Китай, Соединенные Штаты Америки, Иран и Демократическую Республику Конго приходится 85% этих казней.[2]2 В течение первого триместра 2000 г. в Соединенных Штатах были казнены несколько несовершеннолетних вопреки всем нормам международного права.[3]3 С 1990 г., помимо Соединенных Штатов, в Иране, Нигерии, Саудовской Аравии и Йемене были казнены лица, осужденные за совершение преступлений в возрасте до 18 лет.. 4. Каждый раз, когда идет речь о приведении в исполнение смертного приговора, обнаруживаются несоответствия в практике вынесения приговора в разных юрисдикциях, неодинаковый подход к назначению состава суда присяжных и произвольное применение права на отсрочку исполнения приговора. Так как же можно оправдать назначение необратимого наказания, если суд вершится в условиях, которые по определению являются относительными?[4]4 5. В конце XVIII века Беккариа утверждал, что "давая человеку пример жестокости, смертная казнь становится для общества еще одним злом (...) Смертная казнь - это не право, а война государства против его граждан." Смертная казнь никогда не является актом легитимной защиты от непосредственной угрозы смерти. Она представляет собой окончательную физическую и моральную агрессию против личности, которую власти уже сделали бессильной. Узаконить для общества возможность лишения жизни одного из его членов, находящегося в заключении без защиты, никак не способствует уважению к жизни других людей. Более того, смертная казнь всегда признавалась неэффективной с точки зрения предупреждения преступности. 6. Если в демократическом обществе ни одна из уголовно-правовых норм не разрешает пытать человека, который применял пытки, или бить хулигана, это означает признание обществом того, что оно должно строить свою систему наказаний на иных принципах, чем тот, кого оно осуждает. 7. Поскольку большинство стран мира отменили смертную казнь, что отражает международную позицию такой мере наказания, давайте действовать в направлении его полной отмены во всех системах правосудия во всех странах мира. 8. Сегодня французская система правосудия заявила о том, что предупреждение последующих преступлений является главной целью ее политики в сфере уголовных наказаний. Поэтому, если человека можно исправить, то никто не должен быть навсегда устранен. Однако, и по сей день, применение сроков, гарантирующих безопасность, в случае наказаний на определенный срок или пожизненного заключения, практически не оставляет места для критики. 9. Если одна из основ возможной реабилитации заложена в принятии осужденным наказания и признании его легитимности, то как может человек уважать себя, когда ему вынесен вердикт, не оставляющий ему никакой возможности исправить свое поведение? Вердикт, который выставляет его неисправимым монстром, который подталкивает его к признанию собственной социальной смерти? Какую мотивацию оставляет такое наказание для изменения, самосовершенствования, профессиональной подготовки, работы, если нет никаких способов скорректировать наказание с учетом таких критериев? 10. Непоследовательность и слабость методов реинтеграции, которыми оснащена система исполнения наказаний, ставят под большое сомнение выполнимость возложенных на нее задач,[5]5 особенно в отношении тех, кто осужден на длительные сроки, и для тех, кто страдает тяжелыми психическими заболеваниями. Если мы хотим, чтобы заключенный уважал общественные нормы после освобождения, мы должны сделать так, чтобы работа системы уголовного правосудия гарантировала ему доступ ко всем средствам, необходимым для индивидуальной подготовки к реабилитации, а также уважение к нему как к субъекту права. 11. Отмена смертной казни в 1981 г. совпала с созданием ассоциаций по оказанию помощи жертвам преступлений. Таким образом, законодатели обеспечили, чтобы социальная ответственность за совершенное преступление не заканчивалась объявлением приговора. Более того, если мы вовлечем все общество в процесс демократических дискуссий, мы сможем пересмотреть условия реинтеграции в нашем обществе для тех лиц, которые нарушили его правила. Это единственный способ сделать так, чтобы право каждого человека, независимо от тяжести совершенного им преступления, быть частью общества с равными правами по закону оставалось фундаментальным средством обеспечения общественного порядка. 12. Мы призываем провести подлинное сравнительное исследование на европейском уровне в отношении практики назначения наказаний за наиболее тяжкие уголовные преступления, чтобы определить, каково должно быть максимальное наказание, то есть последняя ступень лестницы уголовных наказаний в Европе. Давайте сделаем двадцатую годовщину отмены смертной казни во Франции началом подлинного коллективного и демократичного осмысления значения наказания и методов его исполнения. Учредители, первыми подписавшие декларацию: Action des Chretiens pour l'Abolition de la Torture (ACAT-France) Association Franc,aise de Criminologie (AFC) Association Action-Droits de l'Homme, Louis Edmond Pettiti (ordre des avocats de la Cour d'appel de Paris) Ensemble Contre la Peine de Mort dans le Monde (ECPM) Federation des Associations Reflexion, Action, Prison et Justice (FARAPEJ) Groupe Etudiant National d'Enseignement aux Personnes Incarcerees (GENEPI) Groupe Multiprofessionnel des Prisons (GMP) Ligue des Droits de l'Homme (LDH) Observatoire International des Prisons (OIP) Penal Reform International (PRI) Наблюдатель: "Международная амнистия - французское отделение" не подписала декларацию. Международный мандат этой организации не позволяет занимать позицию по пунктам 1 - 7, но они желают участвовать во всех акциях консорциума "Октябрь 2001 года". Каждой организации и каждому человеку предлагается поставить подпись под этим текстом. Пришлите свою подпись (с указанием имени, положения, страны) в Секретариат консорциума (по почте или электронной почте - укажите в тематической строке "Декларация октября 2001 года"). Secretariat of the Consortium Association franc,aise de criminologie (AFC) c/o M. Pierre Pelissier 19 rue Ginoux 75015 Paris France E-mail: [6]tournier@ext.jussieu.fr Сноски: 1. Эти цифры относятся к делам, которые попали в поле зрения организации "Международная амнистия", Abolir, n. 33, June 2000, Amnesty International, French Section. [7]Назад к тексту 2. Как сообщается, тысячи казней совершены также в Ираке, но вполне возможно, что некоторые из них не были основаны на решении суда. [8]Назад к тексту 3. Пункт 5 Статьи 6 Международного протокола о гражданских и политических правах запрещает приговаривать к смертной казни пожилых лиц, несовершеннолетних до 18 лет и беременных женщин. Резолюция E/CN.4/Sub2/1999 Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций осуждает применение смертной казни за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет. [9]Назад к тексту 4. "В системе правосудия, которая по определению относительна, нет места для необратимого наказания", (на французском языке), L'execution, Robert Badinter, Editions Grasset et Fasquelle, 1973. [10]Назад к тексту 5. Особенно красноречивы по этому поводу заявления, содержащиеся в некоторых парламентских отчетах: доклад г-на Жака Флоша, сделанный от имени комиссии по расследованиям Национальной Ассамблеи в отношении ситуации во французских тюрьмах (2000 г.); доклад г-на Ги Кабанэля, сделанный от имени комиссии по расследованиям Сената "Тюрьма - унижение для республики" (2000 г.). [11]Назад к тексту [12]Вернуться к разделу Смертная казнь [13]Вернуться к разделу Направления деятельности [nav01.gif] [14]Информация - [15]Новости - [16]Карта сайта / [17]Деятельность - [18]Регионы - [19]Направления - [20]Обучение / [21]Библиотека - [22]Издания - [23]Статьи / [24]Фотоархив / [25]Ссылки / [26]Связь [27]На начальную страницу. [28]К началу текущей страницы Наличие ссылок на другие сайты не подразумевает ответственности за их содержимое. Если Вы обнаружили какие-то проблемы при просмотре содержимого сайта, пожалуйста напишите об этом [29]вебмастеру. Copyrights 2002 Penal Reform International. References 1. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#note1 2. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#note2 3. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#note3 4. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#note4 5. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#note5 6. mailto:tournier@ext.jussieu.fr 7. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#retour1 8. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#retour2 9. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#retour3 10. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#retour4 11. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#retour5 12. http://www.penalreform.org/russian/theme_dp.htm 13. http://www.penalreform.org/russian/theme.htm 14. http://www.penalreform.org/russian/frset_pre_ru.htm 15. http://www.penalreform.org/russian/frset_news_ru.htm 16. http://www.penalreform.org/russian/frset_map_ru.htm 17. http://www.penalreform.org/russian/frset_activ_ru.htm 18. http://www.penalreform.org/russian/frset_region_ru.htm 19. http://www.penalreform.org/russian/frset_theme_ru.htm 20. http://www.penalreform.org/russian/frset_training_ru.htm 21. http://www.penalreform.org/russian/frset_lib_ru.htm 22. http://www.penalreform.org/russian/frset_pub_ru.htm 23. http://www.penalreform.org/russian/frset_art_ru.htm 24. http://www.penalreform.org/russian/frset_gall_ru.htm 25. http://www.penalreform.org/russian/frset_links_ru.htm 26. http://www.penalreform.org/russian/frset_contact_ru.htm 27. http://www.penalreform.org/index.htm 28. http://www.penalreform.org/russian/dp_october.htm#top 29. mailto:primosc@orc.ru