Межрегиональная общественная организация Общественный центр Судебно-правовая реформа Восстановительное правосудие [1]Главная страница [2]Восстановительное правосудие [3]Ювенальная юстиция [4]Суд присяжных [5]Профилактика социального сиротства [6]Восстановительное правосудие в школе [7]Образовательные услуги [8]Библиотека [9]Персоналии [10]Контакты Рустем Максудов ПРОГРАММЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ: вызовы и ответы Материалы к докладу в Вене на секции "Общественные работы и восстановительное правосудие" Х конгресса ООН "Предупреждение преступности и обращение с правонарушителями"[11]1 Прежде чем рассказывать, что мы делаем и как мы работаем, мне важно подчеркнуть миссию восстановительного правосудия. В связи с этим мне вспоминается югославский фильм "Бочка с порохом". В этом фильме были показаны повседневные ситуации накануне войны в Югославии: поведение людей в кафе и автобусе, общение друзей и малознакомых людей. Действия людей были наполнены такой злостью и ненавистью, что действительно напоминали бочку с порохом, для взрыва которой достаточно было одной искры. Восстановительное правосудие помогает исцелять отношения людей, отравленные враждебностью. Оно в некотором смысле реставрирует социальную ткань, разорванную в результате криминальных ситуаций. Мне кажется, определение "исцеление человеческих отношений", как никакое другое, подходит для понимания сути восстановительного правосудия. Начало. Временем начала работы по реализации идей восстановительного правосудия (ВП) в России можно считать 1997 год. Летом 1997 г. американский специалист в области восстановительного правосудия Эрик Шенк приехал в Москву. В Москве мы познакомились и Эрик провел семинар-тренинг для ведущих программ примирения. В семинаре-тренинге приняли участие будущие активисты движения за восстановительное правосудие в России - Михаил Флямер, Анна Грасенкова и я. С осени 1997 г., когда я перешел на работу в Центр "Судебно-правовая реформа", мы совместно с Михаилом Флямером стали работать над созданием условий для запуска первой программы примирения жертв и правонарушителей. Увлечение идеями восстановительного правосудия было не случайно. Мы участвовали (Михаил Флямер с 1992, я с 1995 г.) в мероприятиях по преобразованию судебной системы России отдела Судебной реформы и судопроизводства Государственно-правового управления Президента РФ под руководством С. А. Пашина. В 1996 году, после ликвидации этого отдела встал вопрос о нашем самоопределении. Для нас было важно сохранить преемственность и продолжить работу, связанную с реформированием судебной системы. В то же время необходимо было найти то направление деятельности, которое наболее полно раскрывало бы наш потенциал как специалистов, работающих в общественной организации, не интегрированной в судебную систему. Идеи и практика восстановительного правосудия отвечали нашей ситуации и устремлениям. По инициативе Владимира Волохова, сотрудника Администрации Президента Российской Федерации, и при поддержке Таганского отдела милиции г. Москвы осенью 1998 г. прошла первая программа примирения жертвы и правонарушителя. Важную роль в создании условий для проведения программ примирения сыграла позиция Евгения Викторовича Кретова, который в то время был заместителем начальника следственного отдела Таганского РУВД по делам несовершеннолетних. Помогли нам в этом также представители Министерства внутренних дел Татьяна Петровна Папкова и управления внутренних дел г. Москвы Татьяна Ильинична Максимова. Первый опыт и первые проблемы. Первую программу примирения жертвы и правонарушителя провели в октябре 1998 г. Анна Грасенкова и я. Следует сказать, что в тот период мы были недостаточно подготовлены для ведения программ восстановительного правосудия, хотя наша энергия и вера зачастую компенсировали отсутствие знания. Первая программа проводилась по случаю, когда учащийся одного из училищ г. Москвы выстрелил из духового пистолета в проезжавший мимо трамвай. По стечению обстоятельств в этом трамвае оказалась девушка из той же группы, где учился обидчик. Жертва в этой ситуации потерпела двойной ущерб. Первым неприятным инцидентом был сам выстрел и осколки стекла, которые слегка ее задели. Затем, поскольку, по мнению друзей правонарушителя, девушка была повинна в том, что указала его фамилию, она еще терпела и негативное отношение к себе со стороны сокурсников. Примирительная встреча дала сторонам возможность понять друг друга. Обидчик принес извинения, жертва их приняла. Первые примирительные программы показали, что желание самим найти выход из ситуации у людей, замешанных в криминальном конфликте, не исчезло. Это касалось и потерпевших и обвиняемых, а также их законных представителей. Более того, важнейшей причиной, побудившей многих родителей потерпевших участвовать в примирительных встречах, было желание исправить поведение обвиняемых и не допустить их попадания в колонию. Выражение своих чувств, участие в диалоге, получение ответов на свои вопросы в значительной степени содействовали изменению отношения участников друг к другу, к самим себе и к ситуации. Так, встреча помогла вновь обрести чувство безопасности 11-летнему ограбленному мальчику, который, пережив сильное душевное волнение, боялся выходить на улицу. Получив возможность выразить свои эмоции и чувства, многие потерпевшие перестали испытывать злобу, их ненависть сменилась желанием участвовать в диалоге с обидчиками. Услышав рассказы потерпевших о своих чувствах и переживаниях, подростки-правонарушители стали более серьезно вопринимать последствия своих действий. Заинтересованное и внимательное обсуждение вопроса о том, как сделать, чтобы правонарушение не повторилось, заставили многих ребят более глубоко осознать собственные проблемы и наметить пути к их разрешению. В вышеупомянутом случае с выстрелом мы посчитали примирение состоявшимся. Но представители районной прокуратуры, куда попал первый примирительный договор, начали добиваться прекращения примирительных программ. Отчасти мы сами были в этом виноваты: не до конца была прояснена позиция прокуратуры по этому вопросу, не была отработана форма примирительного договора, алгоритм направления дел на примирение не был согласован с прокурором. Возобновление программ, контакты, партнеры и повышение квалификации. Все же после периода неприятия нам удалось найти контакт с прокуратурой. Сотрудники Генеральной прокуратуры России со временем стали внимательно и ответственно относиться к нашим предложениям. В установлении нормальных взаимоотношений с работниками прокуратуры большую роль сыграла поддержка консультанта по юридическим вопросам Мары Федоровны Поляковой. Мы возобновили программы восстановительного правосудия в июне 1999 г. и с этого времени провели 30 программ. У нас сложилась группа ведущих, состоящая из четырех человек (Анна Грасенкова, Антон Коновалов, Михаил Фоямер и я). Со времени проведения первой программы мы достаточно далеко продвинулись в плане понимания самой идеи восстановительного правосудия и оттачивания техник ведущего. Большую роль в нашей работе сыграло знакомство с работами Ховарда Зера и Нильса Кристи[12]2. Ховард Зер приезжал в Москву, читал лекции и проводил рабочие встречи с группой нашего Центра. У нас установились хорошие контакты с польскими коллегами - Яниной Валюк, Беатой Чарнецки-Дзалюк, которые оказывают нам большую помощь в работе. При поддержке фонда Форда мне удалось пройти стажировку в Восточной Европе (Чехии, Польше и Украине). Михаил Флямер участвовал во Второй международной конференции "Восстановительное правосудие для несовершеннолетних" в г. Форт Лодердейл (США). Английская коллега Мариан Лейбман провела для активистов нашего Центра тренинг "Базовые идеи и технологии восстановительного правосудия". Мы ведем переписку с Иво Айретсеном из Бельгии, Фредом МакЭлри из Новой Зеландии, Лизой Риттербро из Швеции, Марти Прайсом и Ховардом Зером из США. Развивается также наше сотрудничество с Одесской группой медиации. В настоящее время мы готовим серию книг по теме восстановительного правосудия, в которую войдут переводы иностранных авторов и наши статьи. Пока мы проводим программы восстановительного правосудия в двух районах г. Москвы[13]3. Несколько регионов России (гг. Дзержинск, Ставрополь, Иркутск, Тюмень) заинтересовались данными программами и хотят проводить их у себя. Центр сотрудничает с Московским Общественным центром "Содействие реформе уголовного правосудия" и организацией "Международная тюремная реформа" в деятельности, направленной на сокращение тюремного населения России. Важную роль в работе по реализации идей восстановительного правосудия в России играет сотрудничество Центра и Менонитского Центрального комитета, а также Дома Друзей общества квакеров в Москве. Особенности проведения программ восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних: движение к ювенальной юстиции[14]4. В настоящее время наш Центр совместно с Российским благотворительным фондом "Нет алкоголизму и наркомании" участвует в проектах, направленных на становление ювенальной юстиции в России. Мне кажется очень важным обозначить некоторые проблемы, возникшие в ходе нашей работы. Мы проводили программы по достаточно сложным случаям. Вот один из них: четырнадцатилетний мальчик совершил несколько правонарушений (кражи, угон автомобиля). Состоялось судебное рассмотрение, и он получил условное осуждение. После этого подросток вновь участвовал в угоне. Социальные работники, опекавшие его, направили дело на программу примирения. Мы провели примирение между подростком и пострадавшим. Тем не менее, представитель милиции, опираясь на собственное мнение об этом подростке, приняла решение о заключении виновника под стражу. Нам пришлось провести серию сложных переговоров для того, чтобы подростка не поместили в тюрьму. В этом нам помог Олег Зыков, президент Российского благотворительного фонда "НАН". К решению этого вопроса подключились также представители местной власти (члены Комиссии по делам несовершеннолетних). Представители милиции и прокуратуры на заседании Комиссии говорили следующее: "Вот вы провели примирение, но этот подросток в силу его психологических качеств и отсутствия семейного контроля может опять совершить правонарушение. Если мы его не изолируем, люди не будут в безопасности". Это был естественный и важный вопрос, на который необходимо было отвечать не в идеологической или теоретической, а в практической плоскости. Для разрешения этой ситуации мы стали целенаправленно строить взаимосвязь программ примирения и социальной работы. Теперь на предварительных встречах мы обращаем внимание на факторы, которые могут нейтрализовать позитивные результаты всей программы. В социальной запущенности подростка, мы приглашаем социального работника, который организует работу по исправлению ситуации, толкающей ребенка[15]5 на правонарушения. Например, если состояние семьи и родительского контроля в ней таково, что у подростка фактически отсутствуют позитивные ориентиры и имеется масса пустого времени, то он вероятнее всего будет продолжать совершать различные правонарушения, как бы эффективно ни проводилось "улаживание" отдельных инцидентов. В этом случае, неэффективно устраивать примирение жертвы и правонарушителя как автономное действие. Результатом участия социального работника является включение в примирительный договор пункта о программе социально-психологической реабилитации, выполнение которой контролирует социальный работник. Такая программа реабилитации может приниматься на примирительных встречах в режиме совместных обсуждений со всеми участниками и, в первую очередь, с самим правонарушителем. Но даже всего этого может быть недостаточно, если отсутствует необходимая инфраструктура деятельности, которая обеспечивала бы коррекцию поведения в случаях глубокой социальной запущенности. Например, если у подростка отсутствует функция элементарного понимания своих действий и их последствий для других людей, необходима долгая работа психолога с ним в специальном центре социализации. С другой стороны, семья сама по себе может быть и не "в распаде", но в силу каких-либо причин ее положительное влияние на подростка минимально из-за конфликта и отсутствия взаимопонимания. В данной ситуации программы восстановительного правосудия можно проводить в несколько этапов: * разрешение конфликта и налаживание взаимопонимания в семье и * проведение программы примирения жертвы и правонарушителя с участием родителей (в таком случае это будет вариант близкий к семейным конференциям). * Предполагается, что такая работа будет содействовать укреплению семейных связей, возобновлению привязанности к семье и восстановлению обязательств подростка по отношению к близким. Выбор тех или иных вариантов должен основываться на анализе конкретного случая. Рассмотрим теоретическую сторону данного вопроса. Ведущим программ восстановительного правосудия важно понимать, что правонарушения подростков провоцируются определенными отношениями в семье, школе, компании, а также индивидуальными особенностями. То есть необходимо работать, учитывая особенности этих отношений, а также уровень криминальной зараженности правонарушителя. В случае прогрессирующего асоциального поведения ребенка необходимо подобрать режим совместной деятельности различных специалистов - прежде всего ведущих программ примирения и социальных работников. Через такую кооперацию могут включиться в работу с подростком психолог, а также ведущий то или иной реабилитационной программы. Основной для взаимодействия с социальным работником было то, что восстановительное правосудие приносит несомненную пользу и социальной работе. В упрощенном виде социального работника можно представить как посредника между человеком, оказавшемся в трудной жизненной ситуации, и различными социальными и психологическими службами, которые помогают людям социализироваться (избавление от алкогольной и нарко-зависимостей, трудоустройство, приобретение социальных навыков). Какую роль играют в социальной работе программы восстановительного правосудия? Для социального работника важно избегать попыток взять в свои руки решение трудных (в том числе и криминальных) жизненных ситуаций своих клиентов. Ему важно добиваться того, чтобы они сами стали искать решение собственных проблем. Именно это и позволяют сделать программы восстановительного правосудия. Расширение областей программ ВП. В ходе работы по реализации идей восстановительного правосудия в России мы стали расширять область применения наших программ. Это было вызвано следующими обстоятельствами: * преодоление карательной установки свойственной представителям уголовного правосудия требует большой и кропотливой работы, которой необходимо заниматься многие годы; * существующее устройство правоохранительных и судебных органов подрывает доверие молодого поколения к государству вообще. В этих условиях лучше, чтобы подростки меньше сталкивались с системой уголовного правосудия; * исходя из накопленного опыта, стало ясно, что значительная часть конфликтных и криминальных ситуаций возникает в школе. Правоохранительные органы в силу специфики своей деятельности не решают гуманитарные (социально-реабилитационные и коррекционные) задачи, поэтому большинство школ стремится не выносить подобные ситуации вовне. В то же время, если оставлять данные ситуации без внимания, то многие неразрешенные конфликты и насилие могут привести к более тяжелым последствиям в будущем; * на примирительных встречах были зафиксированы те социальные навыки, которые необходимо приобрести правонарушителям для того, чтобы в будущем преодолевать ситуации некриминальным путем. Прежде всего, это такие навыки, как "умение ставить себя на место другого", "умение ненасильственно разрешать межличностные проблемы", "навыки самоконтроля", "умение строить отношения со сверстниками и другими людьми", "умение строить свое будущее", "умение быть автономным и независимым от поведения других"[16]6. Семья, не привившая ребенку хотя бы части вышеперечисленных навыков является той благоприятной средой, на которой "произрастает" преступное поведение. Отсутствие нормальной психологической атмосферы в семье, пробелы в социализации детей, ведут нередко к непрекращающимся конфликтам родителей и детей, часто имеющих криминальный характер - кражи, избиение. В связи с вышеперечисленным, перспективным направлением расширения ареала примирительных программ мы считаем проведение программ ВП в школах и семьях. Для того, чтобы получить возможность работать с семьями и школой, мы стали взаимодействовать с местными органами власти. В Москве они называются Управами. При управах действуют Комиссии (Комиссии по делам несовершеннолетних), которые рассматривают проступки детей и молодежи до 18 лет, а также правонарушения детей не достигших возраста уголовной ответственности. Мы договорились с представителями Комиссии управы "Академическая" г.Москвы о том, что они будут нам направлять дела[17]7. В Таганском районе нам удалось достичь договоренности с представителями подразделения милиции по делам несовершеннолетних и ряда школ, что они будут сообщать нам о ситуациях, требующих проведения программ ВП[18]8. Мы провели 10 программ примирения жертвы и правонарушителя и школьных конференций. Одновременно мы проводили конференции и примирение родителей и детей. В основном это были случаи, когда дети продолжительное время совершали кражи в семьях или родители избивали своих детей. Несколько таких программ были проведены по направлению социальных работников Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании". В то же время, мы продолжаем проводить программы восстановительного правосудия в рамках уголовного правосудия. Проведено две программы примирения жертвы и правонарушителя по направлению социального работника, работавшего с судьей Черемушкинского суда г. Москвы. В настоящее время можно выделить следующие организационные области существования программ в Москве: 1. Следствие. 2. Школы. 3. Суд. 4. Отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел. 5. Комиссия по делам несовершеннолетних. 6. Зарождающаяся практика социальной работы. Расширение области применения программ восстановительного правосудия наблюдается в различных странах (по нашим сведениям, в США, Новой Зеландии[19]9, Австралии данные программы вышли за рамки системы уголовного правосудия). Направления теоретических исследований. По инициативе Михаила Флямера на наших семинарах были поставлены следующие вопросы: "Если мы проводим наши программы вне системы уголовного правосудия, за счет чего мы сохраняем в качестве ориентира наших программ именно восстановительное правосудие? Чем наши программы будут отличаться, например, от программ разрешения конфликтов (медиации)?" Дискуссия по данным вопросам позволила нам придти к более глубокому пониманию миссии ВП и целей ведущих программ ВП. Программы восстановительного правосудия актуальны в двух случаях: 1. Когда есть правонарушитель и есть его жертва; 2. Когда та или иная ситуация конфликта или взаимонепонимания ведет к последствиям, разрушительным для общества (то есть в тех случаях, когда очевидно, что неразрешение ситуации повлечет за собой возрастание враждебности, ненависти и злобы). Восстановительное правосудие как идея возвращает нас к традиции неюридизированного понимания справедливости, когда вразумление оступившихся или разрешение криминальных конфликтов осуществлялось в рамках небольших локальных общностей путем примирения или соглашения участников на основе на позитивные ценности. Если интерпретировать такую философию в идее права, то можно сказать, что люди, вовлеченные в криминальную ситуацию, с помощью ведущих программ примирения реализуют свое право на участие в отправлении правосудия[20]10. Современный урбанизированный способ существования людей (анонимность, обезличенность, неустойчивость социальных связей) требует чисто юридической организации уголовного процесса. Необходимость этого вызвана тем, что в определенных случаях программы восстановительного правосудия не способны помочь[21]11 или остаются невостребованными. В этом случае выход из ситуации должны определять специалисты. Таким образом, я вижу здесь поле для социально-правовых и юридических исследований и разработок, результатом которых должны быть проекты, апробация и законодательное закрепление способов взаимодействия программ восстановительного правосудия и правосудия[22]12. Достаточно сильным тормозом в нашей работе является отношение к обвиняемому (подсудимому) человеку, которое господствует в современном уголовном правосудии. Человек есть статичное существо, поведение которого требует, во-первых, квалификации, во-вторых - наказания. Ядром идеи человека, которое заложено в программах восстановительного правосудия является понимание того, что человек есть возможность к позитивным изменениям. Общество в этом случае должно в соответствии со многими духовно-религиозными традициями создать условия для такого изменения. Использует ли оступившийся человек такую возможность или нет - это другая тема. Ведущий программ восстановительного правосудия создает условия для диалога и осознания правонарушителем последствий своих действий, и это дает возможность самому человеку решить как ему жить дальше. По мнению православного священника Романа Модина, ведущие программ примирения не имеют выбора, они не имеют права отказаться говорить и помогать любым оступившимся людям, также как врачи, священнослужители[23]13. Но если врачи лечат телесные раны, священники - духовные раны, то ведущие программы лечат социальные раны. Существующее уголовное правосудие в России отражает некоторый общий вектор отношения государства к людям. В противодействии (иногда скрытом, иногда явном) представителей правоохранительных и судебных органов России проведению программ примирения мы видим более глубокие основания, чем просто несогласование нашей позиции с представителями того или иного ведомства. В России очень сильно представление, что поведение людей невозможно удерживать в определенных рамках без силы и давления. Почему многие российские люди не возмущаются пытками в милиции, чудовищными условиями содержания людей в СИЗО? Мне кажется, это связано с тем, что население придает деятельности правоохранительных органов роль некого каркаса, который удерживает общества от самоистребления и распада. Повседневные факты свидетельствуют о том, что люди в форме относятся к людям без формы как к носителям вредного, лживого, эгоистичного и криминального поведения. Но такое отношение было бы невозможно, если бы не поддерживалось бы молчаливо самим населением. Контроль за поведением осуществляемый преимущественно посредством репрессивного, а затем административного давления вне экономического, правового и религиозного регулирования привел к феномену непредсказуемости российского человека в условиях ослабления такого давления. Давайте спросим себя, как мы поступаем, когда не действуют административные методы, направленные на соблюдение цивилизованных правил общежития. Но было бы несправедливо рисовать российских людей только в таких серых, безрадостных красках. Опыт нашей работы показал, что для россиян важно проявлять гражданскую позицию. Многие из жертв, которые поначалу отказывались участвовать в наших программах, соглашались, когда мы им говорили, что в примирительной встрече обязательно будет присутствовать вопрос о будущем правонарушителя. Мне кажется, что восстановительное правосудие может внести вклад и в становление гражданского общества. К сожалению и современное западное юридическое мышление в целом не ориентировано на восстановительное правосудие. Человек в западных юридических системах - автономное и независимое существо. Лицо, совершающее правонарушение, разрывает свои отношения (в социологической интерпретации - общественный договор) с другими людьми и ставит себя вне рамок общества. Наказание есть реагирование на действие человека, нарушившего договор. Но такая философия не учитывает, что человек живет в мире других людей, что он получил определенное воспитание и образование, уровень которого может способствовать совершению правонарушений. Последнее отстаивается и в современной криминологии. Восстановительное правосудие является практическим выходом для криминологического знания. В то же время восстановительное правосудие задает важное направление криминологическим исследованиям - определение оптимальных условий выхода человека из среды, способствующей совершению правонарушений. Важным направлением исследований и разработок являются культурологические исследования в области восстановительного правосудия[24]14. Стратегия институализации ценностей будет отличаться от стратегии определения и закрепления культуросообразных форм программ восстановительного правосудия. На мой взгляд, важнейшей культурологической темой является анализ форм коллективности, создающихся на программах восстановительного правосудия. Движение к коллективности - важнейший принцип проведения программ восстановительного правосудия в России. Видимо, многие эффекты конкретных программ восстановительного правосудия возникают за счет создания особой коллективной организации людей, позволяющей более справедливо, чем в существующем уголовном правосудии разрешать криминальную ситуацию. Можно выделить следующие элементы коллективности программ ВП: * Криминальная ситуация становится действительно ситуацией для сторон - нарушителя, жертвы, их близкого окружения, когда включение полиции и суда ограничено задержанием нарушителя и направлением дела на программы восстановительного правосудия. В то же время, участие в данных программах для самого нарушителя, жертвы и близких им людей - результат свободного и осознанного выбора. В случае несогласия они могут проходить обычную судебную процедуру. * Эффект коллективного осознания ситуации чаще всего достигается при особой организации встречи с участием ведущего. Для этого необходимо, чтобы ведущий в ходе встречи организовал такой обмен мнениями по поводу криминальной ситуации, который привел бы к принятию всеми картины последствий правонарушения. При этом складыванию такой картины способствуют: выражение и признание чувств присутствующих, диалог между ними, возможность каждому высказать свое мнение и быть услышанным, поощрение к конструктивным высказываниям. Это обеспечивает органичный переход к этапу решения вопроса о выходе из ситуации. * Ведущий, предлагая правонарушителю взять на себя ответственность за решение данной ситуации и собственного будущего, втягивает присутствующих в обсуждение данных вопросов. В ходе этого обсуждения должно сложиться собственное добровольное решение правонарушителя о способе компенсации ущерба и будущей жизни, которое должно быть обсуждено и принято всеми участниками. Тем самым создаются условия для изменения индивидуального поведения правонарушителя. Но произойдет реальное изменение или нет, это зависит от самого человека и его установок. Здесь возникают вопросы о том, какие формы диалога, вопросов, взаимодействия соответствуют российской культуре отношений. Необходим также анализ того, особенностей проявления в российском социокультурном контексте морально значимых феноменов (прежде всего - стыда, раскаяния, прощения). Учет всего этого позволит создать российский вариант восстановительного правосудия и укоренить его в российской жизни. Ближайшие действия. Исходя из сказанного, я вижу следующие ближайшие ориентиры практики восстановительного правосудия в России: 1. Необходимо исторически и системно раскрывать миссию, идею, принципы и процедуры проведения программ ВП и в этом контексте работать с юристами, криминологами, психологами и социальными работниками. 2. Необходимо ограничивать поле действия уголовного правосудия через расширение областей проведения программ восстановительного правосудия. Такими областями возможно являются школа и автономно управляемые территории общежития. Программы восстановительного правосудия для несовершеннолетних здесь могут осуществляться через Комиссии по делам несовершеннолетних. Для взрослых программы восстановительного правосудия могут осуществляться через МЧС, деятельность участковых инспекторов, социальных работников на территории и медицинские учреждения. В этом плане необходимо создавать условия для проведения программ ВП в различных областях деятельности. 3. Наша идеология заключается не столько в создании новой профессии - ведущего программ примирения, сколько в оснащении уже существующих специалистов новым средством работы с конфликтами и криминальными ситуациями. Такие образовательные программы должны быть приоритетной областью работы по укоренению программ восстановительного правосудия в России[25]15. Прежде всего, необходимо включить тему "Восстановительное правосудие" в программы повышения квалификации специалистов различных сфер. 15 апреля 2000 г. ______________________________________________________________________ 1. Автор выражает благодарность "Международной тюремной реформе" за возможность выступить на конгрессе, а также Борису Васильевичу Сазонову и Михаилу Флямеру за конструктивные замечания в ходе подготовки доклада. 2. См. Howard Zehr. Changing Lenses/ A New Focus for Crime and Justice, Herald Press, 1990. На русском языке издание осуществлено Центром "Судебно-правовая реформа" ( Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М.: Центр "Судебно-правовая реформа". 1998), а также - Кристи Н. Конфликт как собственность // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Выпуск 1. М. МОО Центр "Судебно-правовая реформа" 1999.. 3. Необходимо отметить, что большую роль в продвижении наших программ сыграл Детский фонд ООН "Юнисеф". 4. В раздел включены материалы Михаила Флямера. 5. Такая работа может вестись и с жертвой (например, если подросток является "козлом отпущения") или с другими участниками программы в случаях конфликтных ситуаций. 6. См.также: Лезель Ф. "Воспитание - наказание - помощь - в чем нуждаются молодые нарушители?"//Дети и юноши в конфликте с законом. Доклад регионального семинара республик Балтии. Юрмала, Латвия 30 мая - 2 июня 1994. Издание ICCB, 63, rue de Lausanne, CH - 1202 Geneva, Switzerland. 7. Пользуясь случаем я хотел бы выразить благодарность Татьяне Николаевне Зарицкой и Людмиле Александровне Саулит за поддержку нашей работы. 8. Большую помощь в этой работе нам оказывают Галина Петровна Мешкова, Галина Михайловна Леоненко, Фатима Абдухамидовна Турченкова, Наталья Геннадьевна Щурова, Елена Сергеевна Дурова, Марина Юрьевна Городкина, Лариса Ивановна Дерябина. 9. Исключительно интересными нам представляются в этом плане идеи судьи МакЭлри из Окружного суд Окленда в Новой Зеландии, изложенные им в статье "Конфликты в школе: решение "выигрыш-выигрыш" (См. настоящий сборник). 10. Наличие ведущего, прошедшего подготовку отличает такое правосудие от судов Линча. 11. Не попадут, видимо, в программы восстановительного правосудия случаи патологического и серийного насилия, а также случаи, связанные с организованной преступностью. В то же время в каждой стране в силу ее социокультурных особенностей определится свой круг дел, которые будут направляться на программы восстановительного правосудия. 12. В этом плане требуется переосмысление и переоформление практически всех юридических понятий (преступление, вина, ответственность, наказание и т.д.). Важную роль в этом процессе играет статья С.А.Пашина "Понятие преступления для системы ювенальной юстиции" // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Выпуск 1. М. МОО Центр "Судебно-правовая реформа" 1999. С.127 -148. 13. Из частной беседы с автором 6 марта 2000 г. 14. Неучет культурных форм жизни сообществ в стратегии институализации ценностей восстановительного правосудия приводит к кризису программ восстановительного правосудия (См. Крис Каннин. Общественные конференции и мифы о формах контроля, применяемых к коренному населению. В печати.). 15. Я благодарю Людмилу Карнозову за конструктивное участие в дискуссии по этому поводу. References 1. http://www.sprc.ru/index.html 2. http://www.sprc.ru/vosst.phtml 3. http://www.sprc.ru/uvenal.phtml 4. http://www.sprc.ru/sudpris.phtml 5. http://www.sprc.ru/sirotstvo.phtml 6. http://www.sprc.ru/school.phtml 7. http://www.sprc.ru/prop.phtml 8. http://www.sprc.ru/lib.phtml 9. http://www.sprc.ru/person.phtml 10. http://www.sprc.ru/index.html#address 11. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#1 12. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#2 13. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#3 14. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#4 15. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#5 16. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#6 17. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#7 18. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#8 19. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#9 20. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#10 21. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#11 22. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#12 23. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#13 24. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#14 25. http://www.sprc.ru/vosst.3st.phtml#15