Межрегиональная общественная организация Общественный центр Судебно-правовая реформа Восстановительное правосудие [1]Главная страница [2]Восстановительное правосудие [3]Ювенальная юстиция [4]Суд присяжных [5]Профилактика социального сиротства [6]Восстановительное правосудие в школе [7]Образовательные услуги [8]Библиотека [9]Персоналии [10]Контакты Рустем Максудов, Михаил Флямер Четыре года восстановительной юстиции в России Начало Временем начала работы московской группы по реализации идей восстановительного правосудия (в дальнейшем - ВП) в России можно считать 1997 год. Летом 1997 г. американский специалист в области восстановительного правосудия Эрик Шенк приехал в Москву. В Москве Эрик провел вводный семинар для ведущих программ примирения, в котором приняли участие будущие активисты движения за восстановительное правосудие в России - Рустем Максудов, Анна Грасенкова и Михаил Флямер. С осени 1997 г. в Центре "Судебно-правовая реформа" началась систематическая работа над созданием условий для запуска первой программы примирения жертвы и правонарушителя. В 1998 г. в ходе работы над изданием на русском языке книги Ховарда Зера "Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание" в группу, занимающуюся темой восстановительного правосудия в России, вошла Людмила Карнозова, которая была приглашена редактором русскоязычного издания. Было три важных предпосылки быстрого включения Центра в работу над темой восстановительное правосудие. Во-первых, с 1993 г. по 1995 г. по инициативе Людмилы Карнозовой, которая работала в то время в отделе судебной реформы и судопроизводства Государственного правового управления Президента Российской Федерации действовал методологический семинар по проблемам права и судебной реформы. Семинар стал отправной точкой для создания в его рамках рабочей группы участвующей в различных мероприятиях, направленных на углубление судебной реформы. Отделом руководил С.П.Пашин, поощрявший методологические и исследовательские разработке в области судебной реформы. Михаил Флямер с 1993 г., Рустем Максудов с 1995 г. участвовали в работе данного семинара, а также в мероприятиях семинара и отдела. В 1996 г., после ликвидации этого отдела, встал вопрос о нашем самоопределении. В 1996 году была зарегистрирована независимая неправительственная организация - Центр "Судебно-правовая реформа" (Центр "СПР"). Во-вторых, Рустем Максудов до его перехода на работу в Центр "СПР" работал в правозащитной организации - Общественном центре содействия реформе уголовного правосудия, где познакомился со спецификой правозащитной деятельности и вопросами кризиса существующей системы наказания. В-третьих, Михаил Флямер с 1993 по 1996 гг. был участником ряда проектов, нацеленных на становление в России сектора неправительственных организаций, и хотел продолжать работать с этим процессом в контексте вопросов судебной реформы. Таким образом, идеи и практика восстановительного правосудия отвечали нашей ситуации и устремлениям. Они высветили для нас тот комплекс проблем уголовной юстиции, который соответствовал нашему потенциалу как специалистов, инициирующих глубокую реформу правосудия, но при этом работающих в общественной организации, не интегрированной в официальные органы власти. В период 1997-1998 гг. оформилось понимание общих приоритетов работы Центра. Один из главных моментов работы нашей группы состоит в том, что мы рассматриваем себя не столько в качестве организации, оказывающей услуги по типу приемной или службы, сколько в качестве организации, инициирующей новую практику и распространяющей ее образец в России. Исключительно важным для нас является методическая работа по анализу и конструированию процедур деятельности, юридических алгоритмов, закреплению прецедентов партнерства с правоохранительными органами и постоянному отслеживанию и аккумуляции опыта восстановительных программ. Одновременно мы рассматриваем себя в качестве центра кристаллизации сообщества, осваивающего и продвигающего гуманитарные (не репрессивные, но восстановительные) способы разрешения криминальных ситуаций, способы обращения с правонарушителями, жертвами и их социальным окружением. Это заставляет нас постоянно обращаться к опыту реформирования и запуска общественных изменений, вести постоянный диалог о путях такой работы, сохранять постоянную связь и вести дискуссии в кругу представителей оригинального интеллектуального движения, известного в России под названием "системо-мыс-ле-де-я-тель-нос-тная методология". В условиях широкого распространения в российских правоохранительных органах идеологии войны с преступностью мы решили начать работу по конкретным криминальным ситуациям с уголовных дел несовершеннолетних, а не взрослых обвиняемых. И до сих пор в нашей практике работа с несовершеннолетними правонарушителями и жертвами их преступлений остается доминирующей. Первая площадка для ведения программ примирения жертвы и правонарушителя была подготовлена нами в Таганском районе г.Москвы на базе Таганского районного управления внутренних дел. Здесь на основе информации, переданной следователями, специализирующимися на расследовании уголовных дел несовершеннолетних, прошла первая встреча жертвы и правонарушителя. Проведение первых примирительных программ принесло нам важный опыт. Во-первых, мы обнаружили, что желание людей самим найти выход из криминальной ситуации, в которую они попали, не исчезло. Более того, важнейшей причиной, побудившей многих потерпевших участвовать в примирительных встречах, было желание исправить поведение обвиняемых и не допустить их попадания в места заключения. Это для нас стало очень важным, мобилизующим открытием. Выражение чувств, неформальный диалог, получение ответов на свои вопросы в значительной степени содействовали изменению отношения участников друг к другу, к самим себе и к ситуации в целом. Во-вторых, мы столкнулись с непониманием нашей деятельности со стороны местной прокуратуры, что сделало невозможным проведение программ по уголовным делам вплоть до июня 1999 г., когда удалось получить поддержку со стороны Генеральной прокуратуры РФ. В этот период были скорректированы и согласованы регламенты (юридические алгоритмы), показывающие, каким образом можно вписать проведение встреч потерпевшего и обвиняемого в ход уголовного процесса, а также каковы юридические последствия примирения и возмещения ущерба. В Таганском районе от следователей нам была передана информация по 7 случаям. Работа со случаями уголовных дел была расширена позже за счет создания контактов с Черемушкинским судом г. Москвы. Обучение и рост квалификации Проведение первых программ примирения и работы, связанные с созданием для этого условий, обеспечивались Рустемом Максудовым, Михаилом Флямером и Анной Грасенковой. Сейчас в московскую группу постоянно работающих ведущих Центра "Судебно-правовая реформа" вошли еще двое - Антон Коновалов и Людмила Карнозова. Все они являются сотрудниками общественной организации, и это не случайно. В вопросе о принадлежности ведущих восстановительных программ мы исходили из того, что они должны входить в штат независимых общественных организаций или муниципальных социальных центров, а не в штат государственных правоохранительных органов (например, милиции). Только в этом случае можно уберечь программу ВП от подчинения ее ведомственным показателям и политическим заказам. Важную роль в подготовке нашей группы сыграло знакомство с работами Нильса Кристи ("Конфликты как собственность", "Пре-делы боли") и Ховарда Зера. Нам повезло, что в конце 1997 г. Стивен Ширк, представитель Меннонитского Центрального Комитета в странах бывшего СССР, нашел нас и предложил проект издания на русском языке одной из наиболее часто цитируемых книг по восстановительному правосудию, написанной Ховардом Зером, - "Changing Lenses". Изучение и работа над изданием этой книги стали серьезным этапом систематического образования нашей группы в области восстановительного правосудия. Ховард Зер приезжал в Москву на презентацию книги, читал лекции в Москве и Дзержинске и проводил рабочие встречи с группой нашего Центра. У нас установились хорошие контакты с польскими коллегами - Яниной Валюк, Беатой Чарнецки-Дзалюк, которые оказывают нам большую методическую помощь в работе. При поддержке Фонда Форда Рустему Максудову удалось пройти стажировку в Восточной Европе (Чехии, Польше и Украине). При поддержке Center for International Mobility Михаил Флямер прошел стажировку в Финляндии, а Меннонитский Центральный Комитет помог его участию во Второй международной конференции "Вос-ста-новительное правосудие для несовершеннолетних" в г. Форт Лодердейл (США). Английская коллега Мариан Лейбман провела для активистов нашего Центра тренинг "Базовые идеи и технологии восстановительного правосудия". Мы ведем переписку с Иво Айретсеном из Бельгии, Фредом МакЭлри из Новой Зеландии, Лизой Риттербро из Швеции, Марти Прайсом и Ховардом Зером из США, Мартином Райтом из Великобритании. Большой вклад в нашу работу вносят Меннонитский Центральный Комитет, Агентство США по международному развитию, Дом Друзей общества квакеров в Москве, Международная тюремная реформа. Со своей стороны Центр "СПР" ведет издательскую работу, стремясь сделать тему восстановительного правосудия доступной для российских специалистов. Наша издательская деятельность началась с выпуска уже упомянутой выше книги Х.Зера "Восста-но-ви-тельное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание", и сегодня мы готовим ее переиздание. В рамках разработок Центра, посвященных ювенальной юстиции, были изданы 2 ежегодных выпуска, содержащих более 600 страниц; мы регулярно делаем переводы с английского. Сейчас Центр работает над изданием на русском языке книги Джона Брейтуэйта "Crime, Shame and Reintegration"[11]2 . Большое значение в работе по реализации идей восстановительного правосудия имеет научно-методическая и человеческая поддержка российских юристов. Прежде всего, нам хочется отметить вклад в нашу деятельность Сергея Анатольевича Пашина. Практически с первых шагов нашей работы мы чувствовали постоянную поддержку известного российского криминолога Григория Иосифовича Забрянского. Содействие доктора юридических наук Алексея Станиславовича Автономова и профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Игоря Леонидовича Петрухина играет важную роль в создании условий для расширения возможностей проведения примирительных процедур. Деятельность Центра "СПР" в контексте уголовного правосудия С конца 1998 г. и до января 2001 г. в Москве на базе Центра "СПР" были начаты (и в большинстве полностью проведены и завершены) различные восстановительные программы по 71 случаю конфликтных и/или криминальных ситуаций. По 43 случаям восстановительные программы дали положительные результаты. Из них 12 случаев - работа по уголовным делам. Остальные случаи получены из Комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений милиции по делам несовершеннолетних (ПДН) и школ. В 1997 г., когда Центр "Судебно-правовая реформа" начал создавать условия для проведения примирительных встреч жертвы и правонарушителя, перед сотрудниками Центра стояли следующие задачи: * встроить программу в существующую деятельность правоохранительных органов и судов; * определить технологически значимые моменты во взаимодействии программы примирения жертвы и правонарушителя и партнеров (правоохранительных органов и судов); * определить технологически значимые моменты внутреннего устройства программы, учитывающие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Каких результатов мы добились? Во-первых, мы определили особенности организации программы примирения и ее юридические последствия, вытекающие из необходимости вписаться в рамки действующего законодательства и деятельности правоохранительных органов и судов[12]2 . Нами отработаны 3 варианта включения процедур примирения в ход уголовного процесса. Первый вариант применяется на стадии предварительного следствия. Здесь следователи, специализирующиеся на делах несовершеннолетних (входящие в систему МВД), направляют случай в Центр "СПР" на программу примирения. Результаты программы (примирительный договор и документы, подтверждающие его выполнение) включаются в материалы дела на следствии или в суде. Второй вариант предполагает включение процедур примирения потерпевшего и обвиняемого на стадии судебного разбирательства[13]3 . Здесь мы контактируем с судьей Черемушкинского суда г.Москвы, специализирующейся на рассмотрении дел несовершеннолетних. Третий вариант предполагает установление партнерства с прокуратурой. Здесь процедуры примирения включаются в официальный процесс со стадии поступления обвинительного заключения прокурору. В настоящее время Центр взаимодействует с Таганской межрайонной прокуратурой г.Москвы. Во всех этих вариантах случай может быть направлен на программу, независимо от степени тяжести содеянного, если несовершеннолетний обвиняемый хотя бы частично признает вину и в деле есть лицо, признанное потерпевшим. При этом мы не работаем со случаями, связанными с организованной преступностью, серийными убийствами, изнасилованиями и теми делами, где обвиняемый арестован. В последнее время мы встретились с уголовными делами по нанесению ущерба собственности юридических лиц (кража подростками цветного металла, кражи в магазинах). В настоящее время Центр разрабатывает технологию проведения примирительных встреч для случаев с участием юридических лиц (направление ведет Анна Грасенкова). Чаще всего правоохранительные органы передавали на программу примирения дела по грабежам (ст. 161 УК РФ) и кражам (ст. 158 УК РФ). Поскольку во всех этих случаях в качестве обвиняемых по делу проходили группы из двух-трех подростков (и это типично), последние обвинялись в совершении тяжких преступлений. Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наказывается в Российской Федерации сроком от 3 до 7 лет лишения свободы. Кража, совершенная группой по предварительному сговору, наказывается либо штрафом, либо лишением свободы от 2 до 6 лет. В этих случаях юридическим последствием примирения в соответствии с УК РФ может быть только смягчающее обстоятельство. К сожалению, действующее законодательство предполагает возможность прекращения уголовного дела за примирением сторон только по уголовным делам небольшой тяжести (9 ст. УПК РСФСР). В практике реагирования на правонарушения несовершеннолетних дел этой категории почти не встречается. В то же время результаты примирения могут служить основанием для принятия решения правоохранительными органами и судом о прекращении уголовного дела по преступлениям средней тяжести в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Во-вторых, опыт и результаты этой работы дали начало новой со-циальной технологии, которая была распространена среди юристов, криминологов, общественных и муниципальных организаций, работающих с подростками-нарушителями, и была взята на вооружение Комиссиями по делам несовершеннолетних. С помощью этой технологии мы намеревались ввести в сферу российской уголовной юстиции широкий круг негосударственных участников, готовых реализовать восстановительную реакцию на криминальную ситуацию. Проекты Центра 1999-2001 гг. во многом связаны именно с этой целью. Работа Центра "Судебно-правовая реформа" по инициированию практики восстановительного правосудия в регионах В течение 2000 г. в Центре "СПР" был разработан и опробован учебный и тренинговый курс по теме "Восстановительное правосудие" (ответственный разработчик Рустем Максудов). Мы начали распространять технологию организации и проведения программ в различные города России. С помощью финансовой поддержки Агентства США по международному развитию, Меннонитского Центрального Комитета и Международной тюремной реформы нам удалось за 2000 год инициировать процесс создания в 7 городах Российской Федерации команд, помочь им в освоении концепции восстановительного правосудия и овладении навыками их ведения. Команды в этих городах нацелены не только на проведение программ, но и на распространение идей восстановительного правосудия. Сегодня такие группы сформированы в Тюмени, Иркутске, Дзержинске, Великом Новгороде, Арзамасе, Урае, Новороссийске. Этот процесс достиг своей кульминации на тренинге для начинающих ведущих программ (с 1 по 10 декабря 2000 г. в Москве), где присутствовали представители этих городов[14]4. На этом тренинге Центр "СПР" впервые мог выдать сертификаты о получении навыков ведения программ примирения жертвы и правонарушителя. К чему это привело? В Иркутске создана организация "Байкальский Центр правовых реформ". Юристы Виталий и Виктория Шакины с 1998 г. вели работу по созданию условий для проведения примирительных встреч в Иркутске. На сегодняшний день иркутская группа уже имеет опыт проведения и анализа таких встреч (проведена работа по 21 случаю[15]5 ). В Тюмени работа по продвижению технологий восстановительного правосудия ведется на базе общественной организации "Бла-го-творительный Фонд развития г.Тюмени". Фонд поддерживает работу городского координационного совета, куда входят различные организации города, желающие подключиться к практике восстановительного правосудия. В Тюмени есть четыре сертифицированных Центром "СПР" ведущих, там с декабря 2000 г. начата работа с конкретными случаями (проведена работа по 12 случаям). Большую роль в работе тюменской группы играют Ольга Степановна Тарасюк и Галина Валентиновна Галицких (секретарь КДН г. Тюмени). В Великом Новгороде работа по применению восстановительных программ ведется на базе региональной общественной организации "Здоровая семья" (руководитель Тамара Заманова) и КДН Великого Новгорода (секретарь КДН Ольга Зейналова). Там подготовлено 2 сертифицированных ведущих, которые самостоятельно провели 4 случая. В Дзержинске открыто Нижегородское областное отделение Центра "СПР" (руководитель Татьяна Лайша), там есть два сертифицированных ведущих, проведена работа по 5 случаям. В Урае (Ханты-Мансийский автономный округ) сотрудники Ювенальной службы, которую курирует Светлана Леонидовна Болковая (заместитель председателя КДН), приняли на вооружение идеи восстановительного правосудия и стали проводить примирительные встречи (всего было разрешено 18 конфликтных и криминальных ситуаций). В Арзамасе на базе Общественной организации "Мир - семье" совместно с Центром социально - психологической помощи семье эту работу ведут Нина Косова, Ирина Гурина, Лариса Облетова. В Новороссийске в организации "Школа мира" сформировалась команда (Наталья Кошевая, Галина Мельник), которая стала готовить условия для проведения примирительных встреч Отметим, что абсолютное большинство программ в регионах проходит за рамками уголовного процесса. Источниками дел являются Комиссии по делам несовершеннолетних и школы. Мы поняли, что преодоление карательной направленности уголовного правосудия требует кропотливой и длительной работы. В частности, необходимо не только передавать общественникам навыки ведения программ, но и осваивать идеологию и технологию партнерства общественности и правоохранительных органов, что в будущем позволит придать уголовному правосудию восстановительный характер. Очень важно распространение концепции восстановительного правосудия среди представителей различных профессиональных групп (в том числе юристов). Все это с большим трудом дается тем командам, которые сформировались в 2000 г. из психологов, педагогов, социальных работников, юристов или правозащитников в разных городах России. Поэтому для достижения устойчивых результатов необходимо думать и над тем, как вовлекать в движение за восстановительное правосудие представителей системы высшего юридического образования, новое поколение криминологов, социальных работников, работников системы местного самоуправления. Важнейшим направлением нашей деятельности является конструктивное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Мы развиваем последовательные контакты с Министерством внутренних дел России, Верховным Судом России, политиками, международными организациями (Европейская Ассоциация ювенальных судей, Европейский Форум программ посредничества между жертвой и правонарушителем и восстановительной юстиции). Здесь открывается поле будущих проектов Центра, развивающих партнерство общественности и государственных органов в сфере уголовной юстиции. Установление партнерства общества и государства - важнейшая проблема реализации идей восстановительного правосудия в России Установление партнерства общественных организаций и органов уголовной юстиции остается важнейшей проблемой, возникающей в ходе реализации идей восстановительного правосудия в России. Нам представляется, что на это указывают следующие обстоятельства: 1. В настоящее время уголовная юстиция в России, по мнению многих экспертов и правозащитников, находится в глубоком кризисе, который отличается следующими особенностями: + работа с отклоняющимся и преступным поведением подчинена ведомственным интересам, сильно политизирована и имеет тенденцию к расширению репрессивных и устрашающих акций; + процесс уголовного правосудия построен так, что основные нужды потерпевших и ответственность правонарушителей в плане их участия в исправлении ситуации остаются вне зоны внимания правоохранительных органов и судов; + общественным организациям, работающим в области уголовного правосудия в крупных городах, достаточно трудно найти поддержку в местных органах власти, поскольку репрессивная уголовная политика часто реализуется при молчаливом или явном согласии городской администрации, которая за счет этого пытается решить проблемы миграции; + привлечение граждан к этой работе затруднено, поскольку ведомственная политика правоохранительных органов и судов приводит людей, столкнувшихся с работой официальной юстиции, к потере веры в справедливость правосудия. Эта область кажется просто опасной для тех, кто хочет вносить позитивные изменения в правоприменительную практику. На наш взгляд, выход из кризиса состоит в привлечении общественности к работе с правонарушителями уже на начальных стадиях уголовного преследования, изменении способа реагирования, официального признания принципа альтернативности в реагировании на преступления. 2. Поскольку ВП прямо учитывает интересы конкретных людей, часто представителей тех или иных социально незащищенных групп или меньшинств, на него начинают обращать внимание многие общественные деятели, правозащитные организации и ученые. Представителям различных профессиональных групп импонирует, что восстановительное правосудие стратегически ориентировано на трансформацию государственных органов и организаций и представляет реальную альтернативу уголовному процессу и наказанию. В то же время вести программу восстановительного правосудия правозащитной организации достаточно трудно. При наличии характеристик, сближающих восстановительное правосудие с правозащитной деятельностью, восстановительный и правозащитный подходы существенно различаются. Основное различие между ними состоит в том, что в первом случае определяющим (при сохранении стратегических реформаторских ориентиров) является партнерство в разрешении криминальных ситуаций, а во втором - главную роль играет контроль за соблюдением прав человека и противодействие их нарушению. Для общественного лидера, работающего в направлении организации программы восстановительного правосудия, очень важно не снимать с себя ответственности за создание условий для: + достижения, прежде всего, гуманитарных результатов этой программы; + взаимодействия общественности и государства. Именно взаимодействие правоохранительных органов и общественности при сохранении у обеих сторон приоритета восстановительных принципов создает предпосылки для эффективного проведения программы восстановительного правосудия. Установление партнерства требует особой, ориентированной на сотрудничество, идентификации лидеров, значения различных контекстов (бю-ро-кра-ти-чес-ких, профессиональных, корпоративных, политических, региональных и т.д.), в которых необходимо осмыслить себя, своего партнера и соответственно адекватно презентировать себя и свое предложение. Одна из рамок, в которой мы осмысляем свою работу в Центре СПР, задается совокупностью представлений об общественной инициативе. Общественные инициативы возникают как деятельный ответ на ситуации, затрагивающие те или иные социальные группы (или общество в целом) и не имеющие ценностно-приемлемых способов разрешения. Чем сложнее и масштабнее социально значимая ситуация, тем разнообразнее бывают сами общественные инициативы. Таким образом, возникает поле общественных инициатив как апробирование командами людей прообразов нового способа разрешения ситуации[16]6 . Понятие "общественная инициатива" включает несколько единиц: * прообразы нового способа деятельности как проекты, реализуемые в рамках тех или иных экспериментальных площадок, * социальный ресурс деятельности (команда, союзники, партнеры, сочувствующие, критики), * организационно-финансовый ресурс нового способа (та или иная форма организации работы и финансовое обеспечение). Сюда входят средства для финансирования деятельности и необходимая документации (юридические алгоритмы, примирительные договоры, регистрационные карты, отчеты по проведенным случаям, договоры о сотрудничестве с органами уголовной юстиции). Остановимся подробнее на том, как некоторые элементы восстановительной общественной инициативы реализуются Центром "Судебно-правовая реформа". Разработка проектов в рамках деятельности Центра "Судебно-правовая реформа" обеспечивалась освоением принципов восстановительного правосудия. Работа в этом направлении осуществлялась в течение трех лет. Значительную роль сыграл в этом процессе перевод и внимательное изучение книги Ховарда Зера. В дальнейшем мы встречались с большим кругом зарубежных и российских специалистов для разрешения вопросов, которые возникали у нас в связи с организацией и проведением программ ВП[17]7 . Надо отметить, что освоение принципов - это не только чтение книг. Это достаточно трудная задача, которая в нашей истории разворачивалась в следующих направлениях: 1. Переводы и обсуждение книг и статей по восстановительному правосудию. 2. Регулярное обсуждение на конференциях, семинарах и совещаниях проблем, обозначившихся в процессе проведения примирительных встреч. 3. Анализ встреч и разработка методических материалов, в ходе которых происходило постоянное взаимоувязывание принципов и деятельности по их реализации. Можно следующим образом классифицировать принципы ВП. Одни из них относятся к функциональному назначению ВП в обществе, другие - к новому содержанию деятельности восстановительного реагирования на преступления, третьи - к новой функциональной связи специалистов в ходе данного реагирования. Отметим принципы, относящиеся к функциональному назначению ВП в обществе: 1. Социокультурная значимость инициативы. Этот принцип отображает необходимость существования ВП прежде всего как средства укрепления социальных отношений[18]8 . 2. Альтернатива наказанию, прежде всего в виде лишения свободы. Со времени возникновения тюрем началась критика эффективности тюремного заключения как способа исправления преступников[19]9 . Почему этот вид наказания до сих пор применяется и даже приобретает в некоторых странах, по мнению специалистов, характер индустрии?[20]10 Можно выделить множество функций, которые выполняет наказание в виде лишения свободы ("избавление от лишних людей", новая область предпринимательства, необходимое звено уголовно-правовой традиции, существующее в виде корпорации, и т.д.). По нашему мнению, человечество сохраняет тюрьмы за неимением лучшего, то есть в отсутствие других технологически отработанных альтернатив наказанию. Тюрьмы - отчет органов уголовной юстиции о свершившейся справедливости. Обозначим основные принципы восстановительного реагирования на преступления: * Интересы и потребности жертвы занимают важнейшее место. * Нанесенный жертве ущерб должен исправить сам правонарушитель. * Ведущий встречи жертвы и правонарушителя должен создать условия для самоопределения участников криминальной ситуации в примирительных встречах: обеспечить свободное и осознанное (согласие с основными принципами восстановительного правосудия и правилами встреч) участие жертвы и правонарушителя в данных встречах, принятие ими ответственности за выработку решения и его реализацию. * Процедура восстановительного правосудия направлена на: + нормализацию отношений сторон, + интеграцию участников криминальной ситуации в общество, + привлечение к участию в процедурах сил местного сообщества. Отметим третий тип принципов, позволяющих строить и апробировать те или иные варианты функциональных связей специалистов: * работа с конкретным случаем строится на основе кооперации специалистов и организаций (прежде всего общественности и государства); * взаимодействие общественности и государства происходит посредством * коммуникации и кооперации, а не на основе административной иерархии; * процесс проведения программы восстановительного правосудия сопровождается непрерывным совместным (общественности и государства) анализом и совершенствованием восстановительных процедур; * представители общества и государства вместе работают для продвижения идей восстановительного правосудия в обществе и государстве. Здесь имеется в виду, прежде всего, совместная разработка предложений для субъектов законодательной инициативы и участие в образовательных мероприятиях для юристов и гуманитариев. Деятельность Центра СПР в контексте системы КДН Россия не имеет системы специализированной ювенальной юстиции. Реагирование на преступность несовершеннолетних (до 18 лет) происходит либо в рамках судов общей юрисдикции (в том случае, когда по некоторым видам преступлений несовершеннолетний нарушитель достиг возраста уголовной ответственности), либо в рамках Комиссии по делам н/л и защите их прав. Комиссии - это административный орган, создаваемый на всех уровнях власти и призванный законодателем определять реакцию общества и государства на "преступления" малолетних, отклоняющееся поведение подростков и социальные причины, их вызывающие. КДН отвечают за профилактику преступности и безнадзорности малолетних и несовершеннолетних, рассматривают административные правонарушения детей и молодежи до 18 лет, а также родителей, уклоняющихся от воспитания. КДН имеют право входить в суд с представлениями о неприменении наказания, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении. В 2000 г. мы начали работать с КДН района Академический г.Москвы с целью внести в практику этой организации использование программ восстановительного правосудия и поняли, что сотрудники Комиссии сталкиваются со сложными социальными проблемами - конфликтами и кризисами в семьях, подростковой преступностью, но не имеют никаких специальных инструментов, кроме угроз, штрафов или лишения родительских прав с направлением ребенка в интернат. Таким образом, мы обратили внимание на КДН как на организацию, чье существование дает шанс институционализировать восстановительное правосудие в области работы со всем спектром подростковых и семейных криминальных ситуаций и конфликтов, где инструменты восстановительного правосудия и специализированной социальной работы будут не просто уместны, но и активно востребованы. В течение 2000 г. в Центре СПР постепенно сложилось отдельное направление работы, направленное на решение следующих задач: * ориентация работы отдельных Комиссий на расширение возможностей помощи и содействия семьям и подросткам в преодолении конфликтов, алкоголизма, насилия или девиантного поведения; * выработка на основе концепции восстановительного правосудия и апробирование в пилотных проектах методики ведения восстановительных процедур и социальной работы по случаям правонарушений несовершеннолетних, детской безнадзорности и угрозы социального сиротства; * с учетом опыта нашей работы содействие реформе системы КДН в целом на федеральном, региональном и местном уровне. Внесение поправок в законодательство о КДН. Данное направление работы Центра мы соотносим с историей ювенальной юстиции и опытом ведения восстановительных программ с подростками (опыт реформ ювенальной юстиции в США, семейные конференции, обращение к процессам воссоединяющего стыда). На основе результатов нашей работы в КДН Академического района мы создали методические разработки, которые сегодня используются за пределами Москвы - в Тюмени, Арзамасе, Великом Новгороде, Дзержинске и Урае, а также в КДН Ханты-Мансийского автономного округа. Деятельность Центра СПР в контексте школ Практика проведения программ ВП постепенно стала захватывать конфликты и криминальные ситуации, не попавшие в орбиту уголовного правосудия. Наш опыт показал, что часть конфликтных и криминальных ситуаций, в которых замешаны подростки, возникает в школе. Правоохранительные органы в силу специфики своей деятельности не решают гуманитарные (социально-реа-би-ли-та-ци-он-ные и коррекционные) задачи, поэтому большинство школ стремится не выносить подобные ситуации вовне. В то же время, если оставлять такие ситуации без внимания, то многие неразрешенные конфликты и насилие могут привести к более тяжелым последствиям в будущем. В связи со всем вышеперечисленным, Центр "Судебно-правовая реформа" начал проводить программы ВП в школах. Сотрудники Центра проводят восстановительные процедуры по направлению школьных работников из Таганского района г. Москвы. Программы восстановительного правосудия работали со следующими случаями: * криминальные случаи (кражи и насилие). Результатом здесь являлось самостоятельное возмещение ущерба и принесение извинений нарушителем; * конфликты внутри классов и между разными классами. Результатами явились примирение сторон, достижение взаимопонимания между сторонами, прекращение эскалации конфликта; * случаи, в которых конфликт подростков приводил к конфликту родителей. Результатом явилось примирение родителей; * случаи отвержения ребенка в классе. Результатом стало налаживание взаимопонимания между отверженными и остальными ребятами в классе. В большинстве случаев результат не ограничивается только локальным разрешением конфликта, но имеет и "отдаленный" эффект в виде восстановления отношений, изменения поведения, изменения отношения к жизни у участников программы. Освоение и использование программ примирения позволяет: * обеспечить новыми способами работы классных руководителей, социальных педагогов и психологов в школе и тем самым повысить неформальный статус работников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также повысить степень управляемости поведением подростков; * совершенствовать взаимодействие родителей и педагогов в работе по воспитанию подростков и тем самым повысить доверие со стороны населения к школе. В настоящее время координатор Центра СПР по работе со школами Антон Коновалов разрабатывает проект создания в школах детских служб примирения. Перспективы В процессе реализации идей восстановительного правосудия в России Центр "Судебно-правовая реформа" развернул и предполагает развернуть следующие направления работы: 1. Историческое и системное раскрытие миссии ВП, идеи, принципов и процедур проведения программ ВП. 2. Установление партнерства с юристами и реформаторами в области уголовного правосудия для институализации и технологизации восстановительного способа в правоприменительной практике. 3. Разработка технологии партнерства в осуществлении программ восстановительного правосудия совместными усилиями представителей милиции, прокуратуры, судей, органов местного самоуправления и общественности и апробирование ее на практике. 4. Расширение областей организационного существования программ ВП. Такими областями кроме следствия, суда и прокуратуры, возможно, являются школа и автономно управляемые территории общежития (микрорайоны в городах, деревни, села). 5. Демонстрация на практике возможностей программ ВП, закрепление опыта работы в виде методических описаний и распространение данных описаний среди представителей общества, государства и региональных групп. 6. Работа по включению темы "Восстановительное правосудие" в вузовские курсы и программы повышения квалификации для социальных работников, специалистов из правоохранительных органов и судей, а также органов местного самоуправления, работающих с несовершеннолетними правонарушителями (прежде всего, Комиссий по делам несовершеннолетних). 7. Инициирование восстановительных практик ВП в различных регионах России. ______________________________________________________________________ 1. См. рубрику "Анонс" в Вестнике восстановительной юстиции, No. 2 (Рос-сия. В начале движения...) Москва, 2001. 2. Более подробно эти результаты раскрыты в: Флямер М.Г. Опыт Центра СПР по включению процедур примирения в уголовное правосудие // Вестник восстановительной юстиции. Перспективы для уголовной и ювенальной юстиции. Выпуск 1. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2000. 3. Это направление ведет Людмила Карнозова. 4. В настоящее время работа по созданию условий для проведения программ восстановительного правосудия ведется также в Казани, Перми и г. Заречный Пензенской области. 5. Данные о числе случаев, по которым проводились программы восстановительного правосудия, приводятся на июнь 2001 года. 6. См. также: М.Г.Флямер, Р.Р.Максудов. Общественная инициатива: от дружеского круга к институциональному проекту // Возможности и перспективы ресурсных центров России. Материалы конференции. Голицыно, 28-30 октября 1998 г. М., 1999; М.Г.Флямер. Развитие общественных инициатив в сфере уголовной юстиции. Вестник восстановительной юстиции No. 1, 2000 (Перспектива для уголовной и ювенальной юстиции), с. 10-16. 7. Важную роль в нашем профессиональном становлении сыграли Эрик Шенк, Ховард, Зер, Янина Валюк, Барри Харт, Ненси Гуд Сайдер, Иво Айретсен, Сергей Анатольевич Пашин, Григорий Иосифович Забрянский, Роман Коваль, Мариан Лиебман, Марти Прайс и Джон Брейтуэйт. 8. Подробнее см.: Максудов Р. Движение за восстановительное правосудие в России: предмет институционализации // Вестник восстановительной юстиции. Россия. В начале движения... Выпуск 2. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2000. С. 4-12. 9. Про становление тюрьмы см., например: Фуко М. Рождение тюрьмы: надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1999. 10. См.: Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к Гулагу западного образца? М.: Идея-Пресс, 1999. References 1. http://www.sprc.ru/index.html 2. http://www.sprc.ru/vosst.phtml 3. http://www.sprc.ru/uvenal.phtml 4. http://www.sprc.ru/sudpris.phtml 5. http://www.sprc.ru/sirotstvo.phtml 6. http://www.sprc.ru/school.phtml 7. http://www.sprc.ru/prop.phtml 8. http://www.sprc.ru/lib.phtml 9. http://www.sprc.ru/person.phtml 10. http://www.sprc.ru/index.html#address 11. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#2 12. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#3 13. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#4 14. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#5 15. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#6 16. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#7 17. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#8 18. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#9 19. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#10 20. http://www.sprc.ru/vosst.2st.phtml#11