Межрегиональная общественная организация Общественный центр Судебно-правовая реформа Восстановительное правосудие [1]Главная страница [2]Восстановительное правосудие [3]Ювенальная юстиция [4]Суд присяжных [5]Профилактика социального сиротства [6]Восстановительное правосудие в школе [7]Образовательные услуги [8]Библиотека [9]Персоналии [10]Контакты Рустем Максудов, Михаил Флямер, Людмила Карнозова Цели и смысл движения за восстановительное правосудие Восстановительное правосудие (ВП) является мировым движением за восстановительную переориентацию уголовного правосудия. В настоящее время в различных регионах мира (Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка) действуют программы, позволяющие разрешать криминальные ситуации восстановительным способом; часть этих программ сформировалась под влиянием традиционной культуры коренных народов. Причиной возникновения ВП и разработки восстановительного способа реагирования является преимущественно карательная направленность официального правосудия. Прежде всего, существующее правосудие отличает невнимание к нуждам жертв преступлений. Практика ведения уголовного процесса не дает возможности жертве встать на путь исцеления от последствий преступления. Многие жертвы нуждаются в восстановлении чувства безопасности, доверия к людям, в компенсации материального ущерба и ответах на вопросы ("почему я", "повторится ли это со мной", "не я ли виноват в этом", "что я ему сделал"). Болезненные переживания - страх, горе, беззащитность, недоверие к людям, самообвинение - могут много лет мучить жертву. Для некоторых жертв очень важна возможность поделиться личной историей и получить ответы на вопросы непосредственно от правонарушителей. По мнению многих специалистов, жертвы преступлений несут двойной ущерб: во-первых, от преступления и, во-вторых, от карательного способа организации правосудия, не позволяющего комплексно разрешать проблемы жертв. Карательная направленность уголовного правосудия обусловлена трактовкой преступления как нарушения законов государства, а не причинения вреда конкретным людям и отношениям, а также нацеленностью уголовного процесса на доказательство виновности и определение наказания лицу, подвергающемуся уголовному преследованию. В отношении правонарушителя уголовный процесс носит клеймящий характер и затрудняет его реинтеграцию в общество. Места лишения свободы существенно углубляют отчуждение правонарушителей от законопослушного общества. Ужесточение наказаний, объединяя все большее количество правонарушителей в колониях и тюрьмах, содействует воспроизводству криминальной субкультуры. Чем больше населения проходит через места лишения свободы, тем больше это способствует распространению терпимости к преступному поведению, усилению враждебности к работникам правоохранительных органов и судов, закреплению ориентации населения на криминальные авторитеты как образцы поведения, а также на силовое разрешение конфликтов и агрессивное поведение как обычный стиль жизни. В рамках существующей модели уголовного процесса почти невозможно добиться ответственного поведения правонарушителя. Если правонарушителям назначается наказание, они чаще считают себя "жертвами" обстоятельств и уголовного правосудия, чем осознают последствия своих поступков для конкретных людей и делают что-либо для исправления содеянного. В Западном правосудии одним из главных принципов проведения процесса является состязательность. Когда мы говорим об организованной преступности, серийных убийствах, патологическом насилии, этот принцип нужен для того, чтобы каждое обвинение было доказанным. Однако очевидно, что в других случаях (например, так называемой бытовой преступности) состязательность исключает возможность нормализации отношений между сторонами конфликтной или криминальной ситуации. Более того, реализация этого принципа в условиях нанесенных жертве травм и намерениях обидчика исправить ситуацию может углублять раскол между людьми, сеять недоверие и страх, содействовать дополнительным травмам жертвы и подталкивать правонарушителя к стремлению всеми средствами "выгородить" себя. Восстановительный подход по-иному, чем в официальном правосудии, трактует ответственность правонарушителя. Принятие ответственности означает осознание последствий содеянного, возмещение причиненного ущерба, а также определение такой стратегии своего будущего, которая исключала бы криминальные способы решения проблем. Причинами многих преступлений становятся отсутствие взаимопонимания, черствость и неумение сопереживать, неадекватная самореализация и стремление к получению статуса в референтной группе, личная неустроенность и неспособность избавиться в одиночку от тех или иных зависимостей. Конструктивное обсуждение проблем правонарушителя и помощь в их решении ближайшего социального окружения создают условия для нормального возвращения человека в общество. Урбанизация и сегментация социальной жизни (когда люди знают друг друга только исходя из отдельно выполняемых ролей) содействуют повышению роли государства в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций. Почти во всех западных государствах существует тенденция к увеличению числа специалистов, роль которых заключается в отслеживании и коррекции человеческого поведения. Уполномоченные эксперты разрешают те или иные ситуации фактически принудительно для самих людей, часто игнорируя последствия, к которым, с точки зрения человеческих отношений, могут привести их решения. Современные системы контроля над преступностью - это один из многочисленных случаев утраты возможности для вовлечения граждан в решение задач, имеющих для них непосредственную важность[11]1 . Работа учреждений, "мо-но-по-ли-зировавших" конфликты и разрешение криминальных ситуаций, начинает постепенно замыкаться вокруг тех или иных ведомственных показателей или политических запросов. В отличие от существующей модели уголовного правосудия важным принципом ВП является принцип самоопределения сторон, то есть передача сторонам полномочий на поиск и вынесение решения, позволяющего найти позитивный выход из ситуации. Передача полномочий в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций актуализирует такой важнейший ресурс восстановительного правосудия, как стремление людей договориться. Это стремление часто оказывается невостребованным. Барьеры взаимной подозрительности, агрессивные и властные привычки, нагнетание криминальной истерии со стороны масс-медиа (СМИ, видео, кинофильмы) мешают самим людям конструктивно разрешать конфликтные и криминальные ситуации. Реализация восстановительных способов предполагает использование конкретных форм работы с участием ведущих программ восстановительного правосудия. Можно выделить самые известные программы ВП: * медиация (посредничество) жертв и правонарушителей (из-вест-на также под названием "примирение жертв и правонарушителей", "конференции жертв и правонарушителей"). Самая распространенная программа ВП; * круги правосудия. Данные программы основаны на традициях североамериканских индейцев и проводятся преимущественно в Канаде; * семейные конференции. Начало семейным конференциям положено в Новой Зеландии, где эта программа узаконена и базируется на традициях коренного населения - маори. Особенность двух последних программ состоит в систематическом привлечении на встречи представителей местных сообществ и ближайшего социального окружения сторон. В рамках программ ВП организуются встречи лицом к лицу жертвы и правонарушителя, предполагающие добровольное участие каждой из сторон. Результатом встреч должны стать признание участниками несправедливости происшедшего, понимание правонарушителем последствий содеянного и нормализация состояния жертвы, договоренности участников о способе исправления ситуации и участие в этом процессе правонарушителя. Важным элементом встречи является обсуждение вопроса "как сделать, чтобы это не повторилось?" и принятие соответствующих решений. Ход встречи и план по исправлению ситуации (в том числе и будущего правонарушителя) отражаются в договоре жертвы и правонарушителя. Встречи основаны на персонально ориентированном диалоге, на первое место в котором ставятся сочувствие и сопереживание, выслушивание и поддержка. Непременным условием является также нейтральность ведущего. Ведущий устанавливает правила (не допускать оскорбительных выражений, слушать друг друга, говорить по одному), соблюдение которых позволяет сохранить доброжелательную атмосферу. Его задача - облегчить переговоры и перевести поток взаимных обвинений в признание несправедливости сложившейся ситуации. За счет техник перефразирования, выделения в высказываниях конструктивных оснований, активного слушания, умения работать с сильными эмоциями и т.п. ведущий помогает сторонам выразить свои чувства и одновременно способствует снижению агрессивности и пробуждению человечности участников встречи. Преодоление участниками стереотипов жертвы и преступника, возможность увидеть друг в друге переживающих и сочувствующих людей являются главными условиями исцеления жертвы, достижения взаимоприемлемого соглашения, а также принятия и реализации правонарушителем плана по исправлению ситуации. Содержание принимаемого на встрече соглашения формулируется на основе предложений участников, а не навязывается им со стороны, что является фактическим гарантом его выполнения. Обсуждение криминальных ситуаций на встречах жертвы и правонарушителя обнажает также проблемы бедственного положения тех или иных групп населения, пробелы в социализации молодежи, которые можно восполнить, привлекая к разрешению данных проблем сами эти группы, власть и позитивных лидеров местных сообществ. ВП как определенная практика призвано не отменить официальное правосудие, но придать ему за счет использования определенного способа разрешения криминальных ситуаций восстановительный характер. Обычно реализация программ ВП происходит на основе партнерства общественности и правосудия. В рамках такого партнерства разрабатывается порядок направления случаев на программы и определяется юридическое значение результатов, полученных в ходе прохождения участниками такой программы. Чаще всего в случае достижения позитивных результатов уголовное дело не возбуждается или прекращается. Восстановительная переориентация правосудия предполагает осознание специалистами (судьями, прокурорами, следователями и т.п.) различных способов реагирования на криминальную ситуацию (карательного и восстановительного), создание условий для систематического применения восстановительных программ (на основе принципа дифференциации уголовного процесса) и ограничение карательного подхода необходимым минимумом. В России программы ВП проводятся с 1998 г. по инициативе Общественного Центра "Судебно-правовая реформа" (Москва). В настоящее время представители девяти городов России (Пермь, Казань, Новороссийск, Тюмень, Иркутск, Дзержинск, Великий Новгород, Арзамас, Урай) включились в работу по созданию условий для проведения программ восстановительного правосудия в своих городах. В Тюмени, Иркутске, Дзержинске, Урае, Великом Новгороде, Архамасе проведены первые программы восстановительного правосудия. ______________________________________________________________________ 1. См.: Кристи Н. Конфликты как собственность // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Выпуск 1. М.: МОО Центр "Су-деб-но-правовая реформа" 1999 References 1. http://www.sprc.ru/index.html 2. http://www.sprc.ru/vosst.phtml 3. http://www.sprc.ru/uvenal.phtml 4. http://www.sprc.ru/sudpris.phtml 5. http://www.sprc.ru/sirotstvo.phtml 6. http://www.sprc.ru/school.phtml 7. http://www.sprc.ru/prop.phtml 8. http://www.sprc.ru/lib.phtml 9. http://www.sprc.ru/person.phtml 10. http://www.sprc.ru/index.html#address 11. http://www.sprc.ru/vosst.1st.phtml#1