Главная страница Содержание номера |
Умберто Эко
Во что верят
неверующие ( ... ) И все
же, думается, я смогу объяснить, на
чем основана моя теперешняя
светская "религиозность"; ибо
я твердо убежден, что есть формы
религиозности, - с присущими им
представлениями о священном и
запретном, потребностью вопрошать
и ждать ответа, жаждой приобщения к
чему-то превосходящему нас, -
которые существуют вне веры в
персонифицированное всевидящее
божество. Впрочем, насколько я
понял из Вашего письма, Вы тоже об
этом знаете. Вопрос, которым Вы
задаетесь, таков: обладают ли эти
разновидности этики каким-либо
властным, принуждающим,
непреложным принципом. Перехожу ко второй истории.
Однажды, когда я еще был
шестнадцатилетним католиком, я
ввязался в словесную дуэль с одним
ученым постарше, известным как
"коммунист" в том смысле, какой
имело это слово в страшные
пятидесятые годы. Он задел меня за
живое, и я задал ему самый острый
вопрос: как сможет он, неверующий,
наделить смыслом такую не
поддающуюся осмыслению вещь, как
собственная смерть? Он ответил:
"Перед смертью я распоряжусь о
гражданской панихиде. Меня не
будет, но я уйду с сознанием, что
подал пример другим". Думаю, и Вас
тоже приведут в восхищение
глубокая вера в нескончаемость
жизни и высокое чувство долга,
которые прозвучали в этом ответе.
Именно это чувство побудило многих
неверующих умереть под пытками, но
не выдать товарищей, а других
заразить себя чумой, чтобы вылечить
зачумленных. Январь 1996
Из переписки Умберто Эко и
кардинала Мартини
Если позволите, я начну
издалека. Суть некоторых проблем
этики стала для меня яснее, когда я
размышлял над отдельными
проблемами семантики: не пугайтесь,
если
Меня тогда интересовал вопрос,
существуют ли "семантические
универсалии", то есть простейшие
понятия, которые являются общими
для всего рода человеческого и
могут быть выражены на всех языках.
Вопрос совсем непростой, если
учесть, что в культурах многих
народов отсутствуют понятия,
кажущиеся нам очевидными, например,
понятие определенных свойств
вещества (яблоко - красное), или
понятие тождества (а=а).
Мы прямостоящие животные,
которым трудно долго находиться
вниз головой и, соответственно, у
всех нас есть понятие верха и низа,
причем первому придается большая
ценность. Так же точно у всех нас
имеются понятия
Заметьте, до сих пор объектом
моего исследования был своего рода
Адам, одинокий несмышленыш, который
еще не знает, что такое половое
сношение, радость диалога, любовь к
детям, скорбь от потери любимого
существа; но уже на этой стадии, по
крайней мере для нас (если не для
него и не для нее), эта семантика
становится основой для этики: мы
обязаны прежде всего соблюдать
права другого на личную
неприкосновенность, к которым
относится также и право говорить и
мыслить. Если бы нам подобные
соблюдали эти права личной
неприкосновенности, у нас не было
бы избиения младенцев, гонений
христиан, Варфоломеевской ночи,
аутодафе, лагерей уничтожения,
цензуры, детского труда на шахтах,
массовых изнасилований в Боснии.
Но откуда у этого моего
объекта исследования, совершенно
невежественного, дикого самца (или
самки), быстро разработавшего свой
инстинктивный перечень общих
понятий и усвоившего, что ему
хочется делать, и что он не хотел бы,
чтобы делали с ним, - откуда у него
берется понимание того, что нельзя
поступать с другими так, как ты не
хочешь, чтобы поступали с тобой?
Потому что в Раю, к счастью, вскоре
стало
Вы тоже признаете за
добродетельным неверующим
убежденность в том, что другой -
внутри нас. Но речь тут идет не о
Почему же в таком случае есть
или были прежде такие культуры,
которые оправдывают массовые
убийства, каннибализм, истязания?
Да просто потому, что в их понимании
понятие "другие" сводится к
племенному (или этническому)
сообществу, а "варваров" они за
людей не считают; ведь и
крестоносцы не видели в неверных
своих ближних и не проявляли к ним
чрезмерной любви. Дело в том, что
признание за другими этой роли,
необходимость уважать те их
требования, которые мы считаем
оправданными у себя, - это результат
тысячелетней эволюции. Даже
христианская заповедь о любви к
ближнему была провоглашена, и с
большим трудом принята, только
когда для этого пришло время.
И что же, спросите Вы, этого
сознания значения Другого
достаточно, чтобы стать прочной
базой, нерушимой основой
этического поведения? Если бы я
заметил, что даже то, что Вы сами
считаете прочной базой, не мешает
многим христианам сознательно
впадать в грех, разговор на этом
закончился бы: соблазны зла
проникают и в того, кто имеет
солидно обоснованное и
проявляющееся на практике
представление о добре. Но я хочу
рассказать Вам две истории из
жизни, которые заставили меня
задуматься.
Герой одной их них - писатель,
заявляющий, что он католик, хотя и
Но достаточно ли сильно это
чувство, чтобы оправдать этику
столь же четко определенную, столь
же незыблемую, как у тех, кто верит в
боговдохновенную мораль, в
бессмертие души, в ниспосланные
свыше награды и наказания? Я делал
попытки основать принципы светской
этики на таком явлении природы (а явление природы, даже и с Вашей
точки зрения, - часть промысла
Божия) как наша телесность, и на
факте, что инстинктивное понимание
того, что у нас есть душа (или нечто,
выполняющее ее функции), возникает
только благодаря присутствию
другого. Отсюда следует вывод: то,
что я определил как светскую этику,
на самом деле есть этика природная,
которая не чужда и верующим. Разве
природный инстинкт, должным
образом созревший и осознанный, не
может стать достаточно надежной
основой? Конечно, мы можем считать,
что это недостаточный стимул для
добродетели, ведь неверующий может
сказать: никто не узнает про зло,
которое я совершил втайне. Учтем,
однако, следующее: раз неверующий
думает, будто сверху на него никто
не смотрит, значит, он знает, что ему
не от кого ждать прощения. Если он
совершил зло, то его одиночество
будет безгранично, а смерть он
встретит в полном отчаянии. Он в
большей степени, чем верующий,
будет страшиться публичного
покаяния, он будет просить прощения
у других. Он всей душой понимает,
что Бога нет, что нет того, кто
простит, а значит, понимает, что
должен первым прощать других. А
иначе как объяснить, что раскаяние
мучает и неверующих?
Я не хотел бы прямо
противопоставлять того, кто верит в
трансцендентного Бога, тому, кто не
верит ни в какое сверхчеловеческое
начало. И хотел бы напомнить, что
великая книга Спинозы, в самом
начале которой содержится
определение Бога как причины
самого себя, называется именно
"Этика". Правда, как мы знаем,
это божество у Спинозы не является
ни трансцендентным, ни личностным:
но образ огромной и единственной
космической Сущности, в которую мы
однажды вольемся снова, также может
породить представление о
терпимости и благоволении, именно
потому, что все мы заинтересованы в
равновесии и гармонии этой единой
Сущности. Заинтересованы потому,
что допускаем мысль, что Сущность
эта может быть
Однако Вы утверждаете, что без
примера и слова Христа ни у какой
светской этики не будет такой
основы, которая придала бы ей
несокрушимую силу убеждения. Но
зачем отнимать у нецерковного
человека право воспользоваться
примером прощающего Христа? Карло
Мария Мартини, Вы верите в пользу
дискуссии и конфронтации; так
попытайтесь ради этого на
мгновение согласиться с гипотезой,
что Бога не существует: человек
появляется на Земле по оплошности
случая, обреченный не только быть
смертным, но и сознавать это, а
потому становится самым
несовершенным из животных (прошу
простить меня за леопардиевский
тон этой гипотезы). В этом случае
человек, чтобы ему хватало мужества
ожидать смерть, неизбежно должен
был бы стать религиозным животным,
и стремился бы создать предания, в
которых можно было бы найти некие
разъяснения и наставления, а также
наглядный пример. И среди многих
других созданий своего
воображения, то ослепительно
прекрасных, то ужасающих, то
Можете отвергнуть эту
гипотезу, оставить ее другим: но
согласитесь, что, если бы Христос
был всего лишь героем великого
сказания, тот факт, что это сказание
могло возникнуть в воображении
бескрылых двуногих, знающих только
то, что они ничего не знают, был бы
не меньшим чудом (чудесной
загадкой), чем факт воплощения сына
действительно существующего Бога.
Такая загадка природы и жизни не
переставала бы смущать и возвышать
сердца неверующих.
А потому я считаю, что в
основных своих пунктах природная
этика - чтимая за одушевляющую ее
глубокую религиозность - может быть
созвучна принципам этики,
основанной на вере в
трансцендентное, которая не может
не признавать, что природные начала
запечатлены в нашем сердце как
основа программы нашего спасения.
Если границы между ними остаются и
навсегда останутся непреодолимыми,
то ведь точно также бывает и при
столкновении двух разных религий. А
в религиозных кофликтах должны
брать верх Милосердие и
Осмотрительность.
Перевела с итальянского Н.
Кулиш