Index Главная страница
Содержание номера

ИНТЕРВЬЮ С В.Ф.ТУРЧИНЫМ

Биографическая справка

     ...Когда я говорю об интеграции людей, то речь идет о создании общества, где все больше людей доверяют друг другу. Я всегда подчеркиваю. что к этому надо подходить только на условии сохранения свободы человеческой личности.
     Если поставить себе цель бороться с интеграцией, с любой интеграцией из опасения тоталитаризма, то неизбежен взрыв недовольства. Все, что предлагает крайний индивидуализм, бессмысленно. В результате к власти могут прийти люди, исповедующие самые примитивные тоталитарные мечты. Крайности индивидуализма порождают в качестве реакции тоталитарные устремления.
     Существующая система ценностей основана на традиционных религиях, и сейчас она для многих становится неприемлемой. Новая система ценностей должна быть основана на критическом научном методе, на современном мировоззрении. Именно это я и пытаюсь сделать.
     Наука не имеет никакого отношения к ценностям, она говорит о том, что есть, а не о том, что должно быть. Один американский философ сказал: "Сколько бы вы ни смотрели на расписание, вы все равно не поймете, на какой поезд вам садится и куда ехать"...
     Между описанием мира и высшими ценностями - пропасть. Но в системе научной картины мира есть одно центральное понятие, которое имеет отношение к этике. Это понятие эволюции. И через пропасть между наукой и этикой перебрасывается мостик - наше понятие о воле к бессмертию. Воля к бессмертию - это продолжение животного инстинкта самосохранения в умах и душах живых разумных существ, которые, в частности. понимают, что такое смерть.
     Можно ясно выделить разные типы понимания бессмертия.
     Во-первых, это метафизическое понятие о бессмертии, поэтическое несовременное представление о загробной жизни. Для развития системы ценностей в наше время это не слишком прочное основание.
     Во-вторых, это то, что я называю творческим бессмертием - "Я памятник воздвиг себе нерукотворный". Но для обретения творческого бессмертия нужно, чтобы ваш вклад шел не вразрез с эволюцией, а содействовал ей. И хотя ход эволюции непредсказуем, все же деяния людей можно разделить на те, что идут вразрез с эволюцией, и те, что продвигают ее в определенном направлении. Вклад человека, который способствует общему ходу эволюции, бессмертен, поскольку такие вклады увековечиваются в каждой следующей стадии развития Вселенной, человечества.
     Еще одно понятие бессмертия - биологическое. Эта идея так же проста, как трудно осуществима. Есть мнение, что человек может жить биологически бесконечно долго. Биологическое бессмертие означает радикальную перестройку организма и сводит идею эволюции на нет.
     Рассмотрим еще одно понимание бессмертия. Человека как целое объединяют не атомы и молекулы. Различимы не они, а структуры. Человек, со всеми его личностными качествами, в частности, с его творческими способностями, с его душевным складом, в сущности, может быть воплощен в материале, который будет сильно отличаться от материала, из которого сделаны мы сейчас..
     Процесс перевоплощения человеческого сознания, духа, человеческой личности тесно связан с процессом интеграции, то есть с метасистемным переходом от отдельного человека к человеческому обществу. Иначе говоря, процесс перехода от публичного человека к человеческому обществу надо рассматривать в свете перевоплощения человеческого духа, человеческой личности, человеческих личностей в какую-то не испытанную до сих пор форму.
     С моей точки зрения, именно таким образом человек сохранит свою индивидуальность и приобретет реальное бессмертие.
     Получается довольно страшная, на первый взгляд, картинка, и нормальному человеку, наверное, хочется взять ружье и пристрелить такого философа, как я. Вместо человека - бездушная кибернетическая система.
     На самом деле это не так, потому что, в моем представлении, создание кибернетических бессмертных существ, мультисуществ, сверхсуществ не противоречит жизни отдельных индивидуумов.
     В биологии существует закон, приблизительный, как все биологические законы, но все-таки он существует и проявляется. Он говорит, что онтогенез, то есть происхождение каждого человека повторяет филогенез, то есть повторяет развитие фила (рода) . Это закон, в сущности, кибернетический. Он верен для разных форм жизни. То есть, как мы родились нормальным способом, так это и останется. Интеграция людей с образованием бессмертной сущности произойдет не взамен человеческой жизни, как мы знаем ее, а в дополнение. Таким образом, жизнь молодого человека останется такой же прекрасной, как и сейчас. Вот такое странное представление о будущем.

     Центральным понятием эволюции является метасистемный переход. Например, образование многоклеточных организмов. Отдельные клетки размножаются и объединяются в структуру, которая является не механическим объединением, а некой системой управления. Это и есть метасистемный переход.
     Я прослеживаю историю эволюции и истолковываю все важнейшие шаги как определенные метасистемные переходы. Другими словами, метасистемный переход увеличивает иерархию структур управления на один уровень. Возникает новый уровень метасистем управления.
     Обратный процесс деструктивен, поскольку упрощение имеет предел, оно заканчивается сведением к нулю.
     Следовательно, положительный ход эволюции я представляю как направление метасистемных переходов. Из принципа воли к бессмертию в контексте развивающейся Земли, развивающейся ноосферы можно вывести некоторый фундамент для этики пострелигиозного человечества, если понимать религию в узком смысле слова.
     Я рассматриваю. как научную истину то, что самые крупные сдвиги эволюции являются метасистемными переходами. Мостиком между бесстрастностью науки и представлением о добре и зле является воля к бессмертию. В зависимости от того, какую форму принимает воля к бессмертию, возникают разные типы цивилизаций, разные структуры ценностей.
     Все это, конечно, вопрос веры. Мостик между описывающей мир наукой и этикой не может не включать в себя опредленную долю веры. Вера - ориентир некой великой цели, а неверие - отстутствие ориентированности.
     Мы опять упираемся в ту же дилемму: или вы ничего не делаете, ничего не оставляете после себя, или вы хотите оставить что-то после себя. Из желания оставить после себя нечто, в нашем понимании соответствующее прогрессивной эволюции, действительно можно вывести основные ценности, которые соответствуют христианской цивилизации- любви к ближнему и "не убий". И просто логические правила, локковские правила жизни в человеческом обществе: "не делай другому того, что бы ты не хотел для себя".
     В человеке заложено нечто, что определяет разницу между добром и злом. Категорический императив - это восстание против уничтожения любого человека, уничтожения всей Земли, всего человечества. В той или иной степени человеку свойственно заботится о будущем человечества. Это есть в человеческой душе. Это и есть категорический императив в обществе. Больше ниоткуда вы не выведете необходимость существования людей, тем более людей, которые почему-то любят друг друга.

Биографическая справка
 
1931 - в г. Подольск Московской области родился Валентин Федорович Турчин.
1947-52- учеба на физическом факультете МГУ.
1953-64- работает в Физико-Энергетическом институте г. Обнинска, занимая должности от старшего лаборанта до старшего научного сотрудника.
1964-приглашен в Институт прикладной математики АН СССР.
1966-68-первые публикации об алгоритмическом языке РЕФАЛ. Тогда же начинает работать семинар Турчина (именовавшийся "рефал-семинаром"). Семинар собирался каждую неделю по вторникам с конца 60-х годов по 77 год. После эмиграции Турчина семинар продолжил работу, а с 89 года Турчин каждый год приезжает в Россию и большую часть своего времени работает с ним.
1966-под редакцией В. Турчина вышла книга "Физики шутят" (тир.100000 экз.)
1967-В.Турчин подписывает первое письмо в защиту А. Гинзбурга.
1968-в самиздате появляется брошюра В. Турчина "Инерция страха".
1970-подготовлена к печати книга "Феномен науки" (опубликова на английском языке в 1977 году).
1973-открытое письмо в защиту А. Сахарова. Перед Турчиным закрываются все возможности научной работы.
1974-председатель советской секции Международной Амнистии.
14.10.1977-покидает СССР.
1977-79-работает в Нью-Йорке, в Courant Institute.
С 1979 г.-профессор на кафедре вычислительной математики в City College Нью-Йоркского университета.
1982-статья "Институциализация ценностей". Разработка проекта Principia Cybernetica. Указанный проект, которым В. Турчин занят и по сей день, - последовательное продолжение идей "Феномена науки".
1990-начало осуществление проекта Principia Cybernetica (сначала с Клиффом Джослином (Cliff Joslyn), США, а потом с Францисом Хейлигеном (Francis Heylighen), Белгия).