Index Главная страница

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Международная защита прав человека. Общие сведения

В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

К указанным международным органам относятся:
Комитет по правам человека ООН
Европейский Суд по правам человека

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Что относится к гражданским правам и обязанностям:

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах. А Европейский Суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права:
а) право на самоопределение народов (ст.1);
б) запрет дискриминации (ст. 2);
в) равенство пользование политическими и гражданскими правами (ст. 3)
г) право на жизнь (ст.6)
д) запрет пыток (ст.7)
е) запрет рабства и работорговли (ст.8)
ж) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9)
з) запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11)
и) свобода передвижения (ст.12)
к) равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14)
л) право на признание правосубъектности (ст.16)
м) неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17)
н) свобода мысли, совести, религии (ст.18)
о) свобода мнения (ст.19)
п) свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.21, 22)
р) защита семьи (ст. 23)
с) права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24)
т) право на участие в политической деятельности государства (ст.25)\
у) равенство перед законом (ст.26)
ф) права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает:
а) право на жизнь (ст.2)
б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3)
в) запрет рабства и работорговли (ст.4)
г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст.5)
д) право на справедливое судебное разбирательство (ст.6)
е) наказание исключительно на основании закона (ст.7)
ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст.8)
з) свобода мысли, совести и религии (ст.9)
и) свобода выражения мнения (ст.10)
к) свобода ассоциаций (ст.11)
л) право на вступление в брак (ст.12)
м) право на эффективные средства защиты (ст.13)
н) запрет дискриминации (ст.14)

1 Протокол:
а) защита собственности (ст.1)
б) право на образование (ст.2)
в) право на свободные выборы (ст.3)

4 Протокол:
а) запрет лишения свободы за долги (ст.1)
б) свобода передвижения (ст.2)
в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст.3)
г) запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

6 Протокол:
а) отмена смертной казни (ст.1) запрещение оговорок

7 Протокол:
а) возможность высылки иностранцев только на основании решения,
принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1);
б) право на апелляцию по уголовным делам (ст.2);
в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3);
г) запрет повторного суда и наказания (ст.4)
д) равноправие супругов (ст.5)

Нарушения иных прав человека, предусмотренные другими международными договорами, Конституцией РФ и внутренним законодательством РФ не могут быть предметом рассмотрения в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

Правила обращения в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека - условия приемлемости:

Приемлемость - совокупность условий, наличие которых предоставляет право обращаться в Комитет по правам человека ООН или в Европейский Суд по правам человека.

1)Условие ratione temporis:
Данное условие означает, что в международные органы можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать указанные международные договоры:
В Европейский Суд по правам человека  - после 5 мая 1998 года.
В Комитет по правам человека - после 1 октября 1991 года.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека условие ratione temporis включает также обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента а) нарушения его права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основания, даже самым уважительным.

2) Исчерпание внутренних возможностей правовой защиты:
Для международного права является общим принцип, в соответствии, с которым государству необходимо дать возможность исправить нарушение самостоятельно, то есть если суд первой инстанции нарушил Ваши права, то вполне вероятно, что кассационная инстанция их восстановит, во всяком случае, она обладает достаточными полномочиями, чтобы их восстановить.
Вопрос исчерпанности средств внутренней правовой защиты является наиболее спорным. Часто можно встретить следующую точку зрения - для обращения в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН необходимо использовать кассационный порядок, надзорный порядок, а также обратиться в Конституционный суд РФ.
Европейский Суд по правам человека придерживается той точки зрения, что надзорный порядок является неэффективным, и, следовательно, нет необходимости его исчерпывать, тем более, что при обращении в порядке надзора заявитель рискует пропустить 6-месячный срок.
Конституционный суд РФ имеет четко определенные законом полномочия, следовательно, использовать механизм Конституционного Суда РФ также необязательно.
Таким образом, средства правовой защиты будут считаться исчерпанными, применительно к РФ, если заявитель обращался в кассационном порядке, так как только кассационный порядок отвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты: а) заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, б) получить судебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.

Следует отметить, что в Международном Пакте о гражданских и политических правах прямо указано, что исчерпание внутренних средств защиты необязательно, если оно неоправданно затягивается. Что касается практики Европейского Суда по правам человека, то он также может признать обращение приемлемым, если заявитель докажет, что использование средств правовой защиты внутри государства является неэффективным.

3) Правосубъектность:
В соответствии с Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

4) Другие условия приемлемости:
а) жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено.
б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов.
в) жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права.
г) жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

Порядок формирования и работы Комитета по правам человека ООН и Европейского Суда по правам человека

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума - 12 человека, простым большинством.
Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы.
Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться.
Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:
1) неформальная - во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:
а) обратившемуся может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной форме;
б) Секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной.
Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соотвествии с процедурами ЕС.
2) юрисдикционная - стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС:
а) Дело поступает для изучения судье ЕС.
Комитет, состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя
а) Комитеты (3 судьи),
б) Палаты (7 судей),
в) Большую палату (17 судей)

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное
решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела:
а) по межгосударственным жалобам,
б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда,
в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека может предложить:
а) дружественное урегулирование;
б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение 2-х лет.
Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

Какие вопросы разрешают Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека:
Определяют, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное вышеназванными документами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено.
Признают нарушения права.
Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию за нарушенное право.

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо помнить, что бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

К началу страницы