Index Журнал "Индекс"
Международный уголовный суд

Ирина Лузгина

Дело Пиночета - аргумент в пользу учреждения Международного уголовного суда

    События, разворачивавшиеся в последнее время вокруг дела генерала Аугусто Пиночета, никого не оставили равнодушными. Каждый, кто следит за этим делом, наверняка имеет личное мнение на сей счет. Но сегодня речь идет не только о нашем эмоциональном отношении к чилийскому диктатору - речь идет о возможности уже в ближайшем будущем судить представителей власти, совершивших преступления против человечности.
    Итак, о деле Пиночета - в связи с перспективой учреждения Международного уголовного суда.
    Бывший диктатор Чили Аугусто Пиночет был арестован в Великобритании для последующей его выдачи властям Испании (испанские власти потребовали выдать им Пиночета, так как большинство родственников тех, кто был убит или репрессирован Пиночетом, перебрались жить в Испанию и ими были поданы иски против диктатора). После долгого разбирательства, 2-ого марта 2000 года генерал Пиночет был возвращен в Чили, так как, по заявлению Великобритании, он не был ни физически, ни психически готов к судебному процессу.

    Ситуация с Пиночетом показала многим, что учреждение Международного уголовного суда (МУСа) - это острая необходимость сегодняшнего времени.

    В статье 2-ой части первой Римского Статута говорится о том, что МУС является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества и указанные в Статуте. В статье 5-ой части второй, в свою очередь, перечислены те преступления, по которым МУС имеет право судить лиц - это преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии. Если бы Международный уголовный суд сегодня существовал, то не возникло бы вопросов, где судить генерала Пиночета. Он мог быть обвинен по многим статьям Римского Статута, например, по тем, которые рассматривают преступления против человечности (ст. 7) и включают убийства, массовые истребления. Также он мог быть обвинен по некоторым пунктам ст. 8 - военные преступления и по ст. 5, рассматривающей преступление агрессии.

    Комментарии о деле Пиночета, появившиеся в западной прессе, только укрепляют в мысли о настоятельной необходимости скорейшего учреждения Международного Уголовного Суда.
    Испанский Министр Образования Мариано Рэджой прокомментировал историю с Пиночетом так: решение не выдавать Пиночета было бы необычным, если бы дела такого рода рассматривались на основе ясных и хорошо известных правил Международного Уголовного Суда. Только это позволило бы избежать проблем и бессмысленных дебатов.
    Депутат Хосе Навас, член левой оппозиционной группы в испанском парламенте также в этой связи полагает, что ситуация с Пиночетом демонстрирует острую необходимость учреждения Международного Уголовного Суда, независимого от политической и государственной коньюнктуры.
    Чилийский министр иностранных дел Габриэль Вальдес, заявил, что правительство, чей срок уже истекает, и следующий президент Рикардо Лагос должны продолжать прикладывать усилия для скорейшего развития Международного Уголовного Суда, необходимого для избежания повторения таких ситуаций, как дело Пиночета.

    Об обстоятельствах и перспективе дела Пиночета высказался Чилийский президент Рикардо Лагос в своем интервью одной из японских газет :

    Вопрос: Генерал Пиночет вернулся в Чили. Правая оппозиция утверждает, что это победа Чили, которая выступала против ареста Пиночета Британией.

    Ответ: Возвращение Пиночета в Чили - прежде всего результат судебного процесса, который был проведен в Британии. Дело Пиночета было предметом рассмотрения в английском суде, и английские судьи применяли свои правила, которые отличны от наших.

    Вопрос: Собираются ли чилийские судьи выдвинуть обвинение против Генерала Пиночета?

    Ответ: Если судьи выдвинут обвинение - то его будут судить. Это произойдет, если Пиночет будет признан вменяемым. В компетенция судьи - определить, нужно ли медицинское заключение и какого рода обследование необходимо пройти.

    Вопрос: Какую позицию займет правительство? Если кто-нибудь - скажем, военные - попытаются повлиять на судей, какова будет реакция правительства?

    Ответ: Как президент, я обязан гарантировать, чтобы правосудие работало для всех граждан. Поэтому я обязан проследить, чтобы не было никакого давление на судей. А если все-таки давление будет обнаружено, мы своевременно будем подобное пресекать.

    Вопрос: Как вы относитесь к экстерриториальной юрисдикции?

    Ответ: Международный уголовный пока не существует. Поэтому, своих преступников нам следует судить в Чили.

    Вопрос: Чилийское правительство официально еще не выражало своей поддержки делу учреждения Международного уголовного суда...

    Ответ: Я согласен с этой идеей. Человечество поднялось на такой уровень развития, когда права любого человека должны уважаться - независимо от его цвета кожи или места проживания.

    
    Выдающиеся международные юристы пытаются сегодня предсказать, будет ли процесс над Пиночетом решающим толчком к учреждению Международного уголовного суда. Представитель международной ассоциации адвокатов по международным уголовным делам Монти Рафаэль выразил мнение, которое приобретает все большее влияние: "Вы можете иметь сколько угодно соглашений или международных конвенций, но пока не будет учрежден постоянный Международный трибунал, вы всегда будете зависеть от милости юриспруденции каждого отдельного государства".

К началу страницы