Index Журнал "Индекс" | Международная защита прав человека
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

О проблеме соответствия Римского Статута национальным конституциям

С июля 1998 года, когда был создан Римский Статут, активно идет процесс ратификации Римского Статута. На данный момент 14 государств завершили все необходимые процедуры. Движение за глобальную ратификацию получило мощный импульс, однако не все так гладко. Во многих странах этот процесс вызвал серьезные дискуссии, связанные с вопросом соответствия Римского Статута национальным конституциям.

Проблем и разногласий возникло немало, но три основных вопроса обсуждаются регулярно. Они связаны с положениями Римского Статута, касающимися экстрадиции граждан, иммунитета отдельных лиц и пожизненного заключения. Во многих странах после более тщательного анализа Статута и соответствующих положений конституций специалисты стали постепенно приходить к выводу о том, что возможно "гармоничное прочтение" этих документов. Такой подход, который также иногда называется интепретационным, получает все большее распространение в различных частях света.

Наряду с этим, некоторые государства решили пойти по пути внесения поправок в свои конституции, чтобы привести их в соответствие с Римский Статутом и избежать дальнейших противоречий. Так, например, французская конституция признает юрисдикцию Международного Уголовного Суда в соответствии с положениями, содержащимися в утвержденном договоре от 18 июля 1998 года. В Бразилии сейчас также идет обсуждение поправки, которая будет иметь практически такое же значение.

Экстрадиция

Некоторые конституции запрещают экстрадицию граждан. Но для проведения суда необходимо получить возможность физического контроля над подозреваемым, и государства соответственно обязаны сотрудничать с Судом по вопросам ареста и выдачи вне зависимости от гражданственной принадлежности лица.
Всякие несоответствия между положениями конституций и обязательствами МУСа рассеиваются, когда проводятся четкие различия между терминами "выдача международному уголовному суду" и "экстрадиция". Римский Статут различает эти два понятия, определяя "выдачу" как "передачу лица суду определенным государством" и "экстрадицию" как "передачу лица определенным государством определенному государству".
В некоторых случаях, однако, конституционные положения содержат не просто запрет экстрадиции. Так, по конституции Коста Рики ни один гражданин этого государства не может быть принужден покинуть территорию страны. Но в целом, остальные положения Статута призваны устранить потенциальные конфликты, включая конституционные запреты, сформулированные таким образом. Важное значение имеет принцип комплиментарности (статья 17), в соответствии с которым суд действует только в тех случаях, когда национальные судебные системы не проводили расследований или судебных слушаний по конкретному делу.

Иммунитеты

Многие национальные конституции предоставляют некоторым политическим фигурам определенный иммунитет от судебного преследования. Пределы и степень таких иммунитетов сильно различаются. Так, лицо может быть освобождено от ответственности только за высказывания в парламенте, а может получить и полный иммунитет.

Статья 27 Римского Статута устанавливает, что Статут "применяется ко всем лицам вне зависимости от занимаемой должности. В частности, занятие должности главы государства или правительства, члена правительства или парламента, выборного представителя или правительственного чиновника не освобождает лицо от уголовной ответственности по Статуту".

Многие обращают внимание на цели предоставления иммунитета, который естественно не должен гарантировать безнаказанность за геноцид, преступления против человечества и военные преступления. Более того, часто подчеркивается, что иммунитет преследует своей целью защитить лицо лишь от незаконного вмешательства в его деятельность, даже если границы иммунитета прямо не очерчены таким образом.

Пожизненное заключение

Конституционные разночтения по этому поводу возникают преимущественно в государствах Латинской Америки. Некоторые конституции напрямую запрещают пожизненное заключение. Так, например, статья 27 конституции Сальвадора запрещает любые "пожизненные наказания". В других конституциях максимальный срок заключения ограничен определенным числом лет. Римский Статут предусматривает возможность пожизненного заключения, когда это оправдано тяжестью совершенного преступления или обусловлено индивидуальными обстоятельствами, связанными с личностью обвиняемого. При этом следует отметить, что пожизненное заключения является скорее не нормой, а исключением для случаев совершения вопиющих преступлений.

Более того, в соответствии со Статутом для случаев пожизненного заключения предусмотрена возможность освобождения. Суд обязан пересмотреть приговор, чтобы определить, возможно ли досрочное освобождение лица, как только пройдут 25 лет заключения.

Специалисты часто подчеркивают, что многие вопросы, связанные с конституционным соответствием Статута, исчезнут сами собой, как только государства сами начнут расследовать преступления против человечества, геноцид и военные преступления. Международный Уголовный Суд не ставит своей целью подменить национальные суды; он лишь призван помочь осуществить правосудие в тех случаях, когда национальные судебные системы не в состоянии этого сделать.

Реферат по материалам Коалиции за учреждение Международного Уголовного суда подготовлен Ольгой Сергеевой

август 2000 г.

К началу страницы