Журнал "Индекс" Международный уголовный суд |
Ария Нейер
ДОСТОВЕРНАЯ ИСТОРИЯ
По материалам интервью Арии Нейера, президента Института "Открытое Общество" (Нью-Йорк), корреспонденту индонезийской газеты "Джакарта Пост"
Я полагаю, что каждому правительству, возникшему в стране, претерпевшей репрессии, необходимо привлечь к ответственности тех, кто совершал преступления. Если оно этого не сделает, люди, ставшие жертвами, не смогут избавиться от неприязни к правительству, а в результате конфликт не только не будет исчерпан, но и получит дальнейшее развитие. С прошлым надо быть честным.
Обращаясь к прошлому, человеку надо знать, что произошло, в полной мере отдавать себе отчет в том, какие преступления были совершены. Этим занимаются Комиссии по расследованию истины во многих странах уже более двадцати лет.
Справедливость же предполагает, что эти преступления, совершенные в прошлом, должны быть вменены людям, в наибольшей степени ответственным за них.
Установление истины особо важно в тех случаях, когда правительство вводит людей в заблуждение, отрицает факт совершения преступлений.
Даже если преступления совершены очень давно и провести процесс уже не представляется возможным, провести расследование для установления истины необходимо, поскольку это важная часть истории страны. А написать историю, которая принята всем народом, которую каждый ощущает как приемлемую для него лично, которая всем представляется достоверной, значит создать непреходящую ценность. Достоверность истории - вещь чрезвычайно важная. Ее отсутствие уже много лет спустя приводит к серьезнейшим конфликтам, потому что часть населения ощущает, что несправедливость не преодолена, и продолжает чувствовать себя жертвой этой давней несправедливости.
Например, во время Второй мировой войны в Хорватии существовал фашистский режим, и Хорватия была союзником нацистов. Когда в 1991 году Хорватия стала независимой, сербы, проживавшие в Хорватии, не захотели быть ее гражданами, так как решили, что новое государство окажется наследником давнего нацистского режима. С этого и начались войны в Югославии.
Достоверная история может предотвратить кровопролитие. Она необходима потому, что избавляет людей от ощущения жертвы, которое для многих становится оправданием собственных преступлений. Это происходит постоянно, то в одной стране, то в другой, жертвам необходима справедливость, и они начинают добиваться ее сами. И справедливость превращается в месть. Человеку необходимо чувствовать, что истина выяснена, установлена и к прошлому возврата нет.
Военные преступления, совершенные во время международных и внутренних вооруженных конфликтов, подпадают под Женевскую конвенцию. Хотя между ними и есть некоторые различия, но военные преступления, совершенные во внутреннем вооруженном конфликте, остаются военными преступлениями.
Внутренний вооруженный конфликт определяется как конфликт между повстанческими группами, сражающимися против правительства в случае, если они осуществляют контроль над территорией и населением и могут вести военные действия.
Военные преступления подпадают под международное право. Однако существуют только два международных трибунала, по Югославии и по Руанде, которые смогли начать процессы против военных преступников. Международный уголовный суд еще не учрежден, но в Римском Статуте определено, что преступления, совершенные до учреждения Суда, под его юрисдикцию не подпадают, но Женевская конвенция предполагает, что военные преступления, совершенные в стране, которая ее подписала, должны преследоваться в соответствии с международным правом. Причем, в некоторых странах к ответственности привлекались преступники с обеих сторон - и правительственной, и повстанческой.
Женевской конвенцией предусмотрена ответственность командира за преступления, совершенные его подчиненными, при следующих обстоятельствах: если командир реально исполнял свои обязанности и контролировал положение во вверенной ему части, если он знал о преступлении и если он не предпринял соответствующих мер, чтобы предотвратить преступление или наказать виновных. Это называется ответственностью командира.
Таким образом, если доказано, что командир реально исполнял свои обязанности, что он знал о преступлении и предпринял меры, назначив расследование и наказав виновных, он виновным не является. Но если он ничего не предпринял, он виновен. Несколько таких дел было возбуждено против командиров японской армии после Второй мировой войны. Например, генерал Ямашита был действующим генералом японской армии во время массовых убийств в Маниле. Не было возможности доказать, что он лично отдал такой приказ. Но было доказано, что войска, находившиеся под его командованием, совершали массовые убийства, насиловали женщин. Ямашита был обязан знать о преступлениях, совершенных его подчиненными. Он предпринял никаких мер, чтобы предотвратить эти преступления или наказать виновных, соответственно, ответственность за эти преступления легла на него. Ямашита был казнен за преступления, совершенные его подчиненными.
Однако, хотя Женевские конвенции обязательны для всех стран, подписавших эти документы, на настоящий момент не существует механизма, который позволил бы принудить какую-либо страну к выполнению этих обязательств.