Журнал "Индекс" Международный уголовный суд |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД
МОНИТОР НОВОСТЕЙ
Выпуск 7. Апрель 2000 г.
Государство Белиз ратифицировало Римский Статут
5 апреля 2000 года государств, ратифицировавших Римский Статут, стало восемь - к ним присоединился Белиз.
Ратификационные процессы в странах Европейского Союза.
Краткая информация о том, как идут ратификационные процессы в 15 государствах Европейского Союза по состоянию на апрель 2000 года
Австрия: правительство ждет консультативное мнение государственного органа, занимающегося конституционными вопросами.
Бельгия: на пленарном заседании Сената был принят ратификационный законопроект, который должен быть включен в повестку заседаний Палаты Представителей Бельгийского Парламента. Необходима также подпись Короля.
Великобритания: еще в ноябре 1999 года в своей речи Королева упомянула ратификацию Римского Статута в качестве одной из приоритетных задач на 2000 год. Однако до сих пор ратификационный законопроект не был внесен в Парламент
Германия: ратификационный законопроект уже представлен в Парламент вместе с необходимыми поправками к Основному Закону (имеется в виду статья 16, касающаяся вопроса экстрадиции граждан). Планируется ратифицировать статут к началу лета 2000 года.
Греция: перевод Римского Статута был закончен всего лишь несколько месяцев назад. Созданием ратификационного законопроекта занимается комитет из представителей нескольких министерств.
Дания: предполагалось внести ратификационный законопроект в парламент к началу лета, однако очевидно, что дела обстоят иначе. Следует учесть, что в Дании остается нерешенным вопрос иммунитета Королевы.
Ирландия: ратификацию планируется осуществить к концу этого года. Если встанет вопрос об изменении конституции, необходимо будет провести референдум, однако большинство экспертов склонны думать, что такие изменения не понадобятся.
Испания: правительство подало запрос в соответствующий орган с целью выяснить, не противоречит ли Римский Статут Конституции. Несмотря на то, что по определенным вопросам возможны расхождения, эксперты полагают, что конституционных поправок можно будет избежать. В частности, трудности связаны с тем, что статья 56 Конституции даровала Королю иммунитет, а Римский Статут предусматривает равенство независимо от должностного положения. Следует отметить также, что в связи с тем, что в начале марта в Испании прошли выборы и формирование правительства еще не закончено, ратификационный процесс будет отложен в лучшем случае до октября - ноября этого года (соответствующий законопроект еще даже не был внесен в Парламент).
Италия: ратифицировала Римский Статут 26 июля 1999 года.
Люксембург: ратификационный законопроект уже представлен в Палату Депутатов и Государственный Совет.
Нидерланды: ратификационный процесс уже начался; его окончание ожидается к июню 2000 года.
Португалия: Генеральный Прокурор уже составил отчет о соответствии Римского Статута Конституции. Вероятность того, что конституционные изменения не понадобятся, велика. Ратификационный процесс может быть завершен уже к началу осени.
Финляндия: ратификационный законопроект был направлен в парламент на последней неделе марта. Завершение ратификационного процесса можно ожидать к концу 2000 года. Изменений в Конституции не требуется.
Франция: ратификационный процесс должен завершиться уже в этом месяце. Обе палаты уже одобрили законопроект. Теперь необходима лишь подпись президента Ширака.
Швеция: ратификационный законопроект и соответствующие конституционные изменения будут направлены сначала на экспертизу к юристам; затем в законодательный совет для определения соответствия конституции. Только после этого законопроект будет внесен в парламент, поэтому раньше 2001 года Римский Статут ратифицирован не будет.
Ратификационные процессы в странах Латинской Америки
Последнее время страны Латинской Америки предпринимают решительные шаги в сторону ратификации Римского Статута.
В бразильском Конгрессе обсуждается конституционная поправка, которая обеспечит полномочия этой страны ратифицировать Римский Статут. В тексте самой поправки, которая очень близка по духу с той, которую приняла Франция несколько месяцев назад, однозначно указано, что "Федеральная Республика Бразилии сможет признать законной юрисдикцию Международного Уголовного Суда в случаях, предусмотренных Статутом, принятым 17 июля 1998 года".
Президент Аргентины Фернандо де ля Руа уже направил Римский Статут в Конгресс на рассмотрение. Ожидается, что Римский Статут будет одобрен абсолютным большинством голосов. Об этом можно заявить с уверенностью, поскольку все политические группы ив объединения выразили свою поддержку сразу же после Римской Конференции. Аргентинские дипломаты в процессе подготовительных работ в ООН также были активными сторонниками идеи создания Международного Уголовного Суда и скорейшего его учреждения.
Нам стало также известно, что Комитет по Международным делам Конгресса Коста-Рики единогласно одобрил Римский Статут. Теперь необходимо дождаться голосования генеральной сессии Ассамблеи.
В конце марта Министр Иностранных дел Чили сделала заявление об основных направлениях и приоритетах в международной политике нового чилийского президента Рикардо Лагоса. Соледад Альвер в качестве одной из наиболее важных задач назвала защиту прав человека; она также заявила о необходимости скорейшего учреждения Международного Уголовного Суда. На сегодняшний день Римский Статут все еще находится на рассмотрении в одной из палат чилийского парламента.
Обнадеживающие новости поступают из Эквадора, Венесуэлы, Парагвая, Боливии и Колумбии, где правительство и само гражданское общество выражают поддержку Римскому Статуту.
На сегодняшний день 11 из 19 стран Латинской Америки подписали Статут. Однако вопрос о том, какая же страна первой ратифицирует его, остается открытым.
И снова США против Международного Уголовного Суда
Не все страны поддерживают идею создания Международного Уголовного Суда. Самым активным его противником являются США.
Недавно нам стало известно, что американские законодатели готовят новый законопроект - "Акт о Защите Американских Военнослужащих' 2000", скоро он будет представлен в парламент. Его основной задачей является защита военнослужащих Соединенных Штатов и других выборных и назначаемых должностных лиц американского правительства от уголовной юрисдикции Международного Уголовного Суда, противником которого являются США. Беспокойство США вызвано тем, что в случае, если американские граждане подпадут под юрисдикцию МУСа, они будут лишены своих конституционных прав, таких как право на рассмотрение дела судом присяжных, защита от самообвинения, состязательный процесс. Законопроект содержит целый ряд условий, которые помогут избежать этого. Одно из них, например, освобождает правительственные учреждения от обязанности сотрудничать с Международным Уголовным Судом (аресты, экстрадиция, конфискация имущества и другие вопросы). Предусматривается также, что американские вооруженные силы не будут участвовать в миротворческих операциях до тех пор, пока президент не даст заверения в том, что они не подлежат юрисдикции МУСа в той стране, где они служат. Законопроект также предусматривает невозможность предоставления Международному Уголовному Суду засекреченной информации, связанной с обеспечением национальной безопасности.
Противники Международного Уголовного Суда указывают на то, что определить саму природу этого суда достаточно проблематично. Известно, что под юрисдикцию подпадают военные преступления, геноцид, преступления против человечности и агрессия - понятия, которые очень сложно выразить юридически. Не следует также забывать о культурных различиях; представления разных народов о том, что законно и незаконно, нравственно и аморально очень сильно разнятся. Так, например, в странах, где основной религией является ислам или католичество, аборты запрещены законом; с точки же зрения других это равносильно принудительной беременности, что может рассматриваться как преступление против человечности. В этом смысле Международный Уголовный Суд может стать опасным орудием в руках беззакония.
Со времен конца Второй Мировой войны, миллионы людей умерли от геноцида, а также в результате военных преступлений. Однако до сих пор не существует эффективной системы по предотвращению или осуждению таких преступлений. Однако в 1998 году 120 наций проголосовали за создание Международного Уголовного Суда, который бы возбуждал дела против геноцида и военных преступлений. Такой суд начнет свою работу только, когда 60 наций ратифицируют Римский Статут Международного Уголовного Суда.
К сожалению, Соединенные Штаты Америки находятся в числе нескольких стран, которые склоняются не в сторону учреждения такого международного суда и отказываются ратифицировать Статут. Но, тем не менее, с поддержкой Соединенных Штатов или без нее, суд все равно будет существовать.
Заместитель Генерального Секретаря ООН о Международном Уголовном Суде
Заместитель Генерального Секретаря ООН в своем открытом выступлении для External Relations Gillian Sorensen сказал: "ООН ищет пути для сохранения жизней многих людей. Вот почему мы пытаемся пролить свет на ту несправедливость, что творится в мире, и вот почему мы стараемся построить такой институт как Международный Уголовный Суд, для того, чтобы никто - от правителей до солдат - не мог остаться безнаказанным".
Второе чтение Акта о преступлениях против человечности
В своей речи Канадский министр иностранных дел, который присутствовал на втором чтении Акта о преступлениях против человечности, сказал следующие: "Принятие Статута Международного Уголовного Суда, почти два года назад, это большой шаг в достижении поставленных перед нами целей. Вот почему я в декабре внес поправку в Закон C-19, которая стала называться Актом о преступлениях против человечности. Этот акт будет служить орудием Статута Международного Уголовного Суда в Канаде. Это также укрепит законодательную базу по уголовным преступлениям в Канаде".
Ольга Сергеева, Ирина Лузгина