Журнал "Индекс" | Единое право |
Новости кампании за учреждение Международного уголовного судаВыпуск 25, сентябрь 2001 г.
Африканцам нужны законы и суды
21 августа была опубликована статья под названием "Африканцам нужны законы и суды, чтобы наказать их военных властителей". Мы предлагаем Вашему вниманию выдержки из этой статьи:
"Термин "глобализация" обозначает такой мир, в котором связи и взаимодействия людей, экономик, условий окружающей среды и культур все больше и больше проникают сквозь границы государств. В связи с тем, что глобализация захлестнула весь мир, многие, особенно в Африке, задаются вопросом, как скажется эта волна на них.
С правосудием дело обстоит так же, как и с экономикой, культурой и окружающей средой. Правосудие больше не локально, а глобально. Процесс глобализации правосудия ускорился с появлением концепции индивидуальной уголовной ответственности за преступления против прав человека. После Нюрнбергского процесса ее развитие пошло в трех направлениях.
Во-первых, были учреждены международные уголовные трибуналы ad hoc. Они были созданы ООН для расследования массовых зверств, которые имели место в Югославии с 1991 года и Руанде в 1994 году.
Во-вторых, государства пошли по пути "универсальной юрисдикции". Это означало, что они могли принимать законы, которые позволяли национальным судам рассматривать дела о совершении "всеобщих" преступлений.
И, наконец, учреждение Международного Уголовного Суда, который будет действовать на постоянной основе.
Африка заинтересована в глобализации правосудия. Безнаказанность диктаторов и военных властителей не является чем-то уникальным для этого континента. Однако на прогресс в Африке во многом повлиял тот вакуум, который возник из-за отсутствия ответственности и норм права.
В формировании Международного Уголовного Суда Африка играет свою роль. 37 государств этого континента подписали Римский Статут, и уже 8 его ратифицировали. Однако одним из обстоятельств, которые ослабляют участие Африки в Международном Уголовном Суде, является отсутствие сильных, независимых судебных институтов. Юрисдикция постоянного суда является дополнительной к юрисдикции национальных судов. В то время как многие государства с развитой судебной системой имеют возможность сами судить своих граждан за совершенные преступления, африканцы, из-за слабости из судебных учреждений, могут стать большинством осужденных в Международном Уголовном Суде. Это может создать впечатление неравного правосудия".
Ратификационный процесс в Польше
27 августа 2001 года президент подписал документ о ратификации Статута Международного Уголовного Суда, тем самым завершив все внутригосударственные процедуры ратификации. Последним шагом, который ожидается в самое ближайшее время, является внесение ратификационной грамоты на хранение в штаб-квартиру ООН.
4 июля подавляющим большинством ратификационный законопроект был принят нижней палатой парламента Польши - Сеймом. 2 августа это решение было единодушно поддержано верхней палатой - Сенатом. После этого от президента мог последовать запрос в Конституционный суд Польши по поводу соответствия Римского Статута конституции страны, что в свою очередь могло отложить завершение ратификационного процесса.
Ученые исследуют всемирный геноцид
Британские ученые планируют создать первый всемирный центр изучения геноцида (International Forensic Centre of Excellence for the Investigation of Genocide - Inforce), который будет использовать опыт, полученный при раскопках массовых захоронений во время конфликта на Балканах, для получения доказательств совершения военных преступлений и финансируемых государством убийств по всему миру. Планируется, что новый центр, работа которого, предположительно, начнется в конце следующего года, будет исследовать зверства, которые имели место в Сьерра Леоне, Центральной Африке и Индонезии. Вместе с учеными в центре будут работать международные эксперты в области права и прав человека. Новый центр также будет взаимодействовать с Международным Уголовным Судом.
Составлен предварительный бюджет для Международного Уголовного Суда
5 сентября ООН распространила доклад о предварительном бюджете Международного Уголовного Суда. По приблизительным подсчетам сумма, необходимая для работы МУСА в первый год, составит 15.7 миллионов долларов, однако эта цифра может увеличиться вдвое, если в течение этого периода начнется рассмотрение дел. В этом случае, по данным ООН, сумма расходов составит 30.1 миллионов долларов. В докладе указывается также на возможность сбережения 109 тысяч долларов, если связанные с деятельностью суда собрания, например, заседания Ассамблеи государств-участников договора, будут проведены в Нью-Йорке, а не в Гааге, где будет располагаться суд. Однако, как подчеркивается в докладе, все эти цифры являются весьма приблизительными; многое зависит от желания государств финансировать деятельность суда.