Index Журнал "Индекс"
Международный уголовный суд

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

МОНИТОР НОВОСТЕЙ
Выпуск 1. Ноябрь-декабрь 1999 г.

    Еще одна подпись под Римским Статутом.

    Ранее были опубликованы списки стран, подписавших Римский Статут (шесть из которых его ратифицировали). К этому большому списку из 90 стран добавилась еще одна. 7 декабря 1999 года Римский статут был подписан Центральноафриканской Республикой.

    Проблема суверенитета и МУСа в США.

    Суверенитет представляет собой независимость в осуществлении внутренней и внешней политики. Естественно, что ни одна страна не хочет, чтобы ее действиями руководил кто-то извне. Однако сейчас люди вступают в то время, когда государственный суверенитет ограничивается в интересах достижения мировых экономических и гуманитарных целей.
    Существует множество различных международных организаций; в некоторых США являются членом, а некоторым, исходя из своих целей, сильно противятся.
    Несмотря на то, что в целом США поддерживают интернационализацию правосудия, это государство выступает резко против создания Международного Уголовного Суда. В июле 1998 года в Риме США были в числе всего лишь семи стран, которые проголосовали против идеи создания МУСа, в то время как ее поддержали 120 стран. В данном случае комментарий идет следующий: этот суд будет иметь достаточно широкие полномочия и тем самым представлять большую угрозу суверенитету страны. Власти боятся, что их солдаты предстанут перед МУСом за некоторые военные акции вне пределов страны такие как, например бомбежки мирного населения. Следует отметить, что разговоры в основном ведутся о том, в каком объеме нужно будет уступить суверенитет, а не о том, сможет ли он (МУС) служить целям международного правосудия, призванного защитить мир от военных преступлений, преступлений против мира и человечности.

    Доклад Human Rights Watch.

    Исполнительный директор Human Rights Watch Кенет Рут представил 9 декабря ежегодный доклад, документ на 517 страницах, который содержит отчет о развитии и достижениях в области прав человека в 68 странах. В докладе содержаться данные за период с ноября 1998 по октябрь 1999 года.
    В своей вступительной речи Кенет Рут отметил также прогресс в отношении вопроса о Международном Уголовном Суде. Он также подчеркнул важность того, что 91 страна подписала и уже 6 ратифицировали Римский Статут, и выразил надежду, что число ратификаций значительно возрастет в следующем году.
    Исполнительный директор ответил также на несколько вопросов:
    Почему США выступает против создания Международного Уголовного Суда?

    Причины достаточно конкретные. В заявлениях американская сторона указывает на то, что власти боятся необоснованного осуждения американских граждан. Однако посмотрите на гарантии, предусмотренные статутом, и вы поймете, что необоснованное обвинение маловероятно. Пентагон и администрация просто боятся любого обвинения в адрес американских граждан.
    Возможно ли создание такого суда вопреки яростному сопротивлению США?

    Абсолютно. Сейчас об этом можно говорить со стопроцентной уверенностью. Все главные союзники США поддерживают идею создания Международного Уголовного Суда. В Европе в течение следующего года ожидается большое число ратификаций. Самые ближайшие союзники США в странах развивающегося мира, новые демократические государства, такие как ЮАР, Южная Корея, Чили, Аргентина и другие поддерживают эту идею. Очевидно, что МУС находит широкую поддержку во многих государствах, в силу чего США не смогут сильно препятствовать созданию суда.
    Будет ли Интерпол играть какую-либо роль в деятельности МУСа?

    Возможно. Скорее всего, Интерпол будет арестовывать обвиняемых лиц или помогать в определении местонахождения обвиненных. Основной вопрос заключается в том, будет ли международный Уголовный Суд иметь свои полицейские силы или же он останется зависимым от активности сотрудничества стран-участниц.
    Можно ли говорить о том, что в Конгрессе Вас поддерживают.

    Да, в принципе можно. Наиболее важной является поддержка в Сенате, поскольку именно ему и предстоит ратифицировать Римский Статут. Но я полагаю, что сейчас такая ратификация невозможна. Должно пройти некоторое время, чтобы США подписали и ратифицировали столь важный документ.

    Подготовительная Комиссия по Международному Уголовному Суду.

    Подготовительная Комиссия ООН по Международному Уголовному Суду закончила предварительную работу по определению точного понятия военных преступлений для постоянного мирового трибунала.
    Положения, которые разрабатывает эта комиссия, (о которых мы рассказывали ранее), необходимы для того, чтобы Международный Уголовный Суд начал свою работу.

    США против Международного Уголовного Суда.

    Соединенные Штаты выступали против развития МУСа прошлым летом, но, в конце концов, они смирились с фактом развития суда, который будет смоделирован по подобию Международного Уголовного Суда по Югославии и Руанде.
    Дэвид Шеффер, помощник секретаря США по вопросам военных преступлений: *Мы ожидаем, что многие нации ратифицируют статут к концу года*. Он также заявил, что многие их союзники, подписавшие статут будут оказывать давления на Вашингтон для того, чтобы США присоединились к ним, но он добавил, что они никогда не подпишут договор, который они не могут поддержать.
    Даже если Соединенные Штаты Америки не ратифицируют договор, их граждане все равно могут быть арестованы и осуждены в МУСе.

    *Международный Уголовный Суд не может отвечать международным стандартам правосудия*.

    В *Вашингтон Таймс* опубликована статья, в которой глава американского Office of Personnel Management Дональд Дэвин заявил, что США следует продолжать отвергать Международный Уголовный Суд, несмотря на обвинения в лицемерии. По его мнению, ни один международный суд не сможет достичь уровня правосудия любого западного государства.

    Посол Испании выступил на текущей сессии Подготовительной Комиссии.

    Посол Juan A. Yanez-Barnuevo, лидер испанской делегации выступил на сессии Комиссии с заявлением, в котором отметил, что процесс установления Международного Уголовного Суда - процесс необратимый.
    Посол заметил, что эффективность МУСа понизится без поддержки Соединенных Штатов, но он добавил, что это не означает, что Суд не будет дальше развиваться. Он также отметил серьезную поддержку Международного Уголовного Суда Европейским Сообществом. По его мнению, суд сможет начать свою работу где-то в 2001-2005 году, все будет зависеть от скорости ратификационного процесса.

    "Права: прогресс в законах для Международного Уголовного Суда".

    Комитет ООН по разработке законов для Международного Уголовного Суда заканчивает разработку заключительного документа, который включает соглашение об окончательном определении понятия вынужденная депортация мирных жителей.
    Коалиция по Международному Уголовному Суду предупредила комитет, что некоторые предложения, касающиеся военных преступлений, идут вразрез с римским статутом, принятым в Июле 1998 года.
    Комитет рассматривает три ключевых вопроса: определение элементов преступления, определение агрессии, установление правил процедуры и доказательств, в частности определение попадает ли конкретное дело под юрисдикцию Суда. Римский Статут устанавливал три вида преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда: геноцид, военные преступления и преступления против человечества.
    Международный Уголовный Суд будет судить только индивидов, а не правительства, и только после того как их дела будут рассмотрены в национальных судах.

Еще одна страна подписала Римский статут.

    В понедельник, 27-ого декабря, Эстония стала 92-ым государством, подписавшим Римский Статут Международного Уголовного Суда.
    На 28 декабря 1999 года уже 92 государства, которые подписали и 6, которые ратифицировали Римский Статут.

    Международная конференция в Нидерландах.

    1-2 Ноября в Нидерландах прошла международная конференция, организованная Международной ассоциацией адвокатов по уголовной защите, а так же юридическим факультетом Лейденского Университета, по вопросу независимости "защитника" перед (постоянным) Международным Уголовным Судом. Конференцию открыл министр юстиции Голландии, среди приглашенных были также академики, юристы и правительственные эксперты. Участники включали в себя также 9 делегатов от 7-и стран, которые присутствовали на встрече Подготовительной Комиссии Международного Уголовного Суда в Нью-Йорке. Пока участники приходили к согласию, что защитнику следует быть независимым от будущего суда (в частности от ее бюрократической системы) и от должности обвинителя, более сложной была проблема, которая до сих пор остается, как обеспечить защиту этой независимости. Этот вопрос включает в себя все необходимые структурные и организационные шаги и меры, которые следует провести непосредственно в самом Суде. Особое внимание нужно уделить изменениям, которые произошли в основах об ограничениях вторжения в деятельность защитника, которые наглядно продемонстрированы в Нюрембургской грамоте и Статутах двух существующих трибуналов. Статут Международного Уголовного Суда следует их традиции. Однако проблема в том, что защитнику придется одному справляться со своими клиентами, по этому поводу последние несколько лет Международная ассоциация адвокатов по уголовной защите, в качестве части своей программы, разрабатывает проект мировой правозащитной организации, которая могла бы принять одну из следующих форм:
    всемирная профессиональная организация, поддерживаемая индивидуальными членами или может быть альянс организованных членов; альянс национальных ассоциаций адвокатов; независимая Правозащитная Организация, прикрепленная к Международному Уголовному Суду.

    Ратификация в Гане.

    Ранее мы уже сообщали о том, что Гана стала шестой страной, ратифицировавшей Римский Статут, однако нам требовалось официальное подтверждение, которое мы и получили 22 декабря по нашим каналам. В этом сообщении говорится о том, что 20 декабря 1999 года была завершена процедура ратификации в Гане, о чем мы и рады вам заявить.

    Международный Уголовный Суд - плохая новость.

    Ниже мы приводим цитаты из статьи Филлис Шлафли, в которой выражается явное пренебрежение к идее создания Международного Уголовного Суда. Кроме того, в ней есть некоторые заявления, которые вводят в заблуждение, например о том, что Международный Уголовный Суд это европейский суд.

    " После того, как Пентагон объяснил свою позицию тем, что этот суд (МУС) подвергнет всех членов американских вооруженных сил, расположенных вне пределов страны, риску быть арестованным или привлекаться к ответственности в иностранном суде по пустому или политически мотивированному обвинению, Клинтон отказался подписать международный договор на финальной сессии переговоров в Риме.
    Однако администрация Клинтона поддерживает договор. Но сейчас мы узнаем, что, несмотря на то, что Соединенные Штаты не подписали договор, американцы все равно могут быть судимы в этом суде.
    В соответствии с текстом договора, все страны, вне зависимости от того, подписали они договор или нет, могут быть субъектами, подлежащими юрисдикции международного суда. В его полномочия будет входить возможность настаивать на предоставлении информации, доказательств, свидетелей и подозреваемых.

    Все члены Европейского Союза поддерживают договор и намереваются ратифицировать его в скором времени. Договор вступит в силу, как только он будет ратифицирован, по крайней мере, 60 странами, что ожидается в течение следующих двух лет.

    Идея создания Международного Уголовного Суда возникла после военных трибуналов по Руанде и Югославии. Суд будет уполномочен судить отдельных лиц в отличие от долгосрочного Мирового Суда, который судит только правительства.
    Планируется, что Международный Уголовный Суд будет вести дела по обвинениям в военных преступлениях, геноциде и других преступлениях против человечности без прямого указания на то Совета Безопасности ООН. Это значит, что вето Совета Безопасности ООН будет неуместным.

    Европейский Союз обещал финансовую и правовую поддержку для того, что суд начал свою работу. Также ожидается, что все расходы суда будут оплачиваться из бюджета ООН. Это означает, что Соединенные Штаты, которые не подписали и не ратифицировали договор, будут оплачивать четвертую часть судебных издержек за привилегию подвергнуть американских граждан суду без их конституционных прав.
    Идея создания Международного Уголовного Суда противоречит американскому конституционному праву настолько, что удивительно, как Клинтон вообще мог участвовать в составлении законопроекта. Американская Конституция не разрешает нашему правительству делегировать свои юридические полномочия никакому другому институту, если он не является американским судом.

    Международный Уголовный Суд преследует своей целью легализировать возможность судить наших граждан без гарантий, которые предоставляются американцам в соответствии с Биллем о Правах, таких как возможность рассмотрения дела большим жюри, защита от двойного обвинения, публичное рассмотрение дела с участием суда присяжных там, где это преступление было совершено, и других гарантий, которыми пользуются американские граждане в соответствующем процессе.
    Эти дела будут рассматриваться судьями, назначенными не США и даже не являющимися американцами, которые будут применять еще не написанные законы.

    Американцы должны проснуться и понять, что Международный Уголовный Суд это часть мощного давления, оказываемого нашими давнишними союзниками с тем, чтобы включить США в европейскую политическую, юридическую и военную структура, в которой США имели бы всего лишь один голос.
    Одной из тех немногих, кто распознал эту мировую цель, оказалась Маргарет Тетчер, которая недавно высказала недовольство идеей создания собственной армии Европейского Союза.
    Она назвала это "утопической идеей создания единого европейского супергосударства". Она использовала дипломатического слово "утопический", но европейская армия и Международный Уголовный Суд это только часть скоординированной атаки на американский суверенитет, которая стала явной с началом войны в Югославии.

    Генеральный Секретарь НАТО Хавьер Солана хвастался, что война в Югославии пододвинула нас к "той системе международных отношений, в которой права человека значат гораздо больше чем государственный суверенитет".
    Чешский лидер Вацлав Гавел назвал югославскую войну "важным прецедентом на будущее", в котором "государственный суверенитет должен неизбежно исчезнуть".

    Международный Уголовный Суд принесет американских граждан на алтарь мировой "сети институтов и учреждений" Клинтона, которые он обещал ООН 22 сентября 1997 года и которые, он надеется, станут его наследием.
    Американцы не хотят оказаться пойманными в эту мировую паутину Клинтона или запертыми в его "чрезвычайной международной системе", потому что ценой этому будет наша свобода и наши конституционные права "

    Филипп Кирш о 3-ей сессии Подготовительного Комитета.

    Международный Уголовный Суд начинает соответствовать действительности после того, как члены Организации Объединенных Наций согласились с деталями, касающимеся преступлений, рассматриваемых судом. Канадский посол Филипп Кирш, председатель затянувшейся встречи Подготовительной Комитета Международного Уголовного Суда, которая продлилась с 29 Ноября по 17 Декабря, заявил, что работа этой сессии *была очень удовлетворительной,* и он убежден, что работа по завершению формирования суда закончится в следующем году. Законы МУСа, основанные на Римском Статуте, дали Суду полномочия по привлечению индивидов по трем категориям: геноцид, военные преступления, и преступления против человечества.
    Понятие геноцида уже определено международной конвенцией, и последняя сессия Комитета работала над такими дефинициями как военные преступления и преступления против человечества.
    Последнее, в свою очередь, тяжелее всего поддавалось определению, так как мы не имеем основ или каких-либо других определений, в отличие от понятия военных преступлений, и также, потому что такие преступления могут совершаться как в военное время, так и в мирное, сказал Кирш.

    Преступления против человечества были классифицированы как убийство, истребление, порабощение, депортация населения, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование и другие акты сексуального насилия, преследование, апартеид - разделение людей и обществ на основании их расы.

    *У меня нет сомнения, не только что Суд будет существовать, но и что он начнет существовать достаточно скоро*: заявил в конце Филипп Кирш.


Ноябрь 1999 г.

    Министр юстиции Буркина-Фасо на международном форуме о Международном Уголовном Суде.

    22 ноября открылся международный форум "Правосудие в Африке", организованный "Union Inter des Droits de l*Homme" (UIDH). Его возглавил министр юстиции Буркина-Фасо М. Бурелма Бадини, который в своей вступительной речи выразил уверенность в том, что правительство его страны будет добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, ускоряя тем самым процесс создания Международного Уголовного Суда, а также Африканского Суда по Правам Человека. Министр отметил также единство многих стран в стремлении бороться против несправедливости и за мир как в своем государстве так и во всей Африке. По его мнению, создание Международного Уголовного Суда помимо того, что будет способствовать возбуждению уголовных дел против тех, кто совершает геноцид, военные преступления и преступления против человечества, поможет также преодолеть проблему несостоятельности национальной юрисдикции.

    Член Европарламента Эмма Бонино о Международном Уголовном Суде.

    В университете Гироны в Испании член Европейского парламента Эмма Бонино была удостоена награды за активное участие в общественной деятельности. В своем выступлении перед прессой она, отвечая на вопросы о деле Пиночета, сказала, что вмешательство одного государства в политику другого может повлечь за собой дисбаланс в межгосударственных отношениях и что в этой ситуации острой необходимостью является развитие Международного Уголовного Суда.

    Член французского парламента Л. Джоспин о Международном Уголовном Суде.

    Л. Джоспин, член французского парламента, выступил перед прессой с речью в поддержку развития Международного Уголовного Суда. Он сказал, что необходимым условием для успешного развития суда является подписание и ратифицирование большинством государств Римского Статута, и в особенности теми странами, которые взяли на себя серьезные обязательства. Он сделал это заявление в контексте своей речи о вопросах, касающихся таких прав человека, как смертная казнь, легитимация гуманитарной интервенции и т.д.

    Фиджи пописывает и ратифицирует Римский Статут Международного Уголовного Суда.

    В понедельник 29-ого ноября Фиджи стало 90-ым государством, подписавшим и 5-ым ратифицировавшим Римский Статут Международного Уголовного Суда. Процесс ратификации Римского Статута проходит в 60-ти странах. На данный момент полностью его ратифицировали 5 стран: Сенегал, Тринидад и Тобаго, Сан-Марино, Италия и Фиджи.
    Далее мы приводим список всех стран, подписавших Статут Международного Уголовного Суда с датой подписания.
     Албания (18.07.98) Андорра (18.07.98) Ангола (7.10.98) Антигуа и Барбуда (23.07.98) Аргентина (8.01.99) Армения (1.07.99) Австралия (9.12.98) Австрия (7.10.98) Бангладеш (16.09.99) Бельгия (10.09.98) Бенин (24.09.99) Боливия (17.07.98) Болгария (11.02.99) Буркина-Фасо (30.11.98) Бурунди (13.01.99) Камерун (17.07.98) Канада (18.12.98) Чад (20.11.99) Чили (11.09.98) Колумбия (10.12.98) Конго (17.07.98) Коста Рика (7.11.98) Cote d`Ivoire (30.11.98) Хорватия (12.11.98) Кипр (15.11.98) Чешская Республика (13.04.99) Денмарк (25.09.98) Джибути (7.10.98) Эквадор (7.10.98) Эритрея (7.10.98) Фиджи (29.11.99) Финляндия (7.10.98) Франция (18.07.98) Габон (22.12.98) Гамбия (7.12.98) Германия (10.12.98) Джорджия (18.07.98) Гана (18.07.98) Греция (18.07.98) Гаити (26.02.99) Гондурас (7.10.98) Венгрия (15.12.98) Исландия (26.08.98) Ирландия (7.10.98) Италия (18.07.98) Иордания (7.10.98) Кения (11.08.99) Киргизстан (8.12.98) Латвия (22.04.99) Лесото (30.11.98) Либерия (17.08.98) Лихтенштейн (18.07.98) Литва (10.12.98) Люксембург (13.10.98) Македония (7.10.98) Мадагаскар (18.07.98) Малави (3.03.99) Мали (17.07.98) Мальта (17.07.98) о-в Маврикий (11.11.98) Монако (18.07.98) Намибия (27.10.98) Нидерланды (18.07.98) Новая Зеландия (7.10.98) Нигерия (17.07.98) Норвегия (28.08.98) Панама (18.07.98) Парагвай (7.10.98) Польша (9.04.99) Португалия (7.10.98) Румыния (7.07.98) Самоа (17.07.98) Сан-Марино (18.07.98) Сенегал (18.07.98) Сьерра-Леоне (17.10.98) Словакия (23.12.98) Словения (7.10.98) Соломоновы о-ва (3.12.98) Южная Африка (17.07.98) Испания (18.07.98) Св. Люсия (27.08.99) Швеция (7.10.98) Швейцария (18.07.98) Таджикистан (30.11.98) Тринидад и Тобаго (23.03.99) Уганда (17.03.99) Великобритания (30.11.98) Венесуэла (14.10.98) Замбия (17.07.98) Зимбабве (17.07.98)

    Третья сессия Подготовительной Комиссии Уголовного Суда.

    29-ого ноября открылась третья сессия Подготовительной Комиссии Международного Уголовного Суда. В своем открытом заявлении председатель комиссии сказал о том, что основной задачей этой сессии, которая продлится до 17 декабря, будет продолжение разработки положений, необходимых для нормального функционирования Уголовного Суда. Для этого была сформирована специальная рабочая группа из членов подготовительной Комиссии. Планировалось, что комиссия закончит до 30 июня 2000 года работу над двумя нормативными актами Уголовного Суда: первый - Правила процедуры, и второй - Доказательства и элементы преступления. На второй сессии (с 26 июля по 13 августа 1999 г.) рабочая группа уже рассматривала некоторые вопросы, касающиеся правил процедуры и сбора доказательств, например, такие, как состав и управление Суда, стадии предсудебного разбирательства и расследования, а также процедура апелляции. Рабочая группа, которая разрабатывает проект "Элементы преступления", в своей работе рассматривает такие положения, как элементы военных преступлений, включающие военные и вооруженные действия.
    Участвовать в работе Комиссии могут все государства, которые были приглашены на Римскую конференцию, включая тех, кто еще не подписал Статут.
    В качестве наблюдателей принимать участие могут все имеющие отношение к этим вопросам международные и региональные неправительственные организации, включая Международный Трибунал по Югославии и Руанде.

    Активистка за мир Кора Уэйс на конференции в Миннеаполисе.

    Активистка за мир Кора Уэйс, президент Гаагского Апелляционного Суда за мир, 2-ого ноября провела конференцию в Миннеаполисе, посвященную новой программе ее организации, которая направлена на делегитимизацию войны.
    Также она помогла организовать и провести конференцию, которая состоялась в Гааге в мае этого года и привлекла 10000 активистов за мир почти со всех стран. Тема конференции звучала как "Борьба за мир на повестке дня в Гааге и правосудие в 21 веке". Материалы этой конференции были разосланы главам всех государств, а также были рассмотрены на Генеральной Ассамблее ООН 17-ого ноября. Уэйс говорила о различных целях ее организации, начиная от запрета ядерного оружия, заканчивая учреждением международного уголовного суда (ICC) как института мирового обучения для детей.

    Заявление Венгрии о Международном Уголовном Суде на конференции Международного Красного Креста в Женеве.

    3 ноября Янос Херман, государственный секретарь общественной администрации Венгерского Министерства Иностранных Дел, посетил с однодневным визитом Женеву для того, чтобы присутствовать на 27-ой конференции Международного Красного Креста. Как глава делегации от Венгерского правительства, Херман заявил, что основные силы надо направить на международную защиту человеческих прав как основополагающую часть международного гуманитарного права. Также, говоря о ICC, он отметил, что необходимо обеспечить его полной поддержкой, в которой он нуждается, для расследования военных преступлений и дел, касающихся преступлений против человечества, совершенных в Югославии и Руанде.
    Находясь в Женеве, государственный секретарь встретился с Корнелио Соммаруга, представляющим Международный Комитет Красного Креста, который выразил свое глубочайшее уважение Венгрии за то, что она взяла на себя обязательство по восстановлению стабильности на Балканах.

    Руанда против Трибунала и Международного Уголовного Суда.

    8 ноября Руанда вынесла "вотум недоверия" ICTR, ссылаясь на "поведение и решения" судов. Генеральная Ассамблея ООН пересмотрела работу военных судов относительно Руанды и Югославии. Представитель Руанды Джозеф Мутабоба заявил, что с 1994 года их собственная судебная система вынесла более чем 20000 обвинительных приговоров, касающихся геноцида, и это огромное количество по сравнению с 48-мью приговорами, вынесенными ICTR. Мутабоба также заявил, что если бы два существующих военных суда показали себя как не эффективные, международному сообществу пришлось бы пересмотреть свое решение по созданию международного уголовного суда, который считался бы "неизменным вариантом временного провала и неизменным провалом ООН по отношению к Руанде".

    Обсуждение работы военных трибуналов на Генеральной Ассамблее с комментариями нескольких штатов.

    Выступая на Генеральной Ассамблее, президент военного суда Габриэль Кирк МакДональд сказал, что одним из фундаментальных вопросов, касающихся международного военного суда, является вопрос: кто же все-таки из всех обвиненных в Югославии должен быть привлечен к суду в Гааге? Он также заметил, что у двух военных судов по Югославии и по Руанде просто нет таких средств, чтобы отдать под суд всех, кто хоть как-то связан с военными преступлениями в этих странах. Представитель Руанды заметил, что с самого начала расследований Военный суд обвинил 48 человек, только пятерым из которых был вынесен приговор, в то время как их собственная судебная система рассмотрела 20 000 обвинительных актов, относящихся к геноциду. Из которых 17 847 человек признали себя виновными, 1 989 были осуждены и 5 760 были отпущены.
    Генеральная Ассамблея встретилась также для рассмотрения доклада Международного Уголовного Трибунала по Югославии и Руанде. Доклад охватывал период с 28 июля 1998 года по 31 июля 1999. В нем говорилось о том, что Трибунал стал в полной мере функционировать как международный уголовный суд, обеспечивая справедливые процессы для осужденных, с одновременной поддержкой высокого уровня защиты пострадавших и свидетелей. Согласно докладу за рассмотренный период было вынесено 3 судебных решения и 9 дел, по которым проходят 22 обвиняемых, находятся на стадии расследования. Представитель Норвегии Ганс Браттскар призвал все государства предпринять все необходимые шаги в законодательстве для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное сотрудничество с Международным военным судом. По его словам, конкретная поддержка должна быть выражена в финансовой помощи.

    Ратификация в Гане.

    Недавно в Центр развития международного права поступил факс от Сообщества бывших членов парламента (GAFFOMP) в Гане, информирующий о том, что парламент этой страны ратифицировал Римский Статут "утром во вторник 11 ноября". Это уже второе подобное сообщение о ратификации в Гане, но мы будем ждать официальной информации.
    Наши коллеги во Франции вновь подтвердили ожидания, что французский парламент завершит ратификацию в течение следующих двух месяцев.
    Это значит, что к концу1999 года будет уже шесть стран, ратифицировавших Римский Статут. В 2000 году мы ожидаем от 20 до 35 ратификаций, конечно только при том условии, что другие страны-единомышленники, международные и местные общественные организации продолжат свои действия.

    Великобританский ратификационный билль.

    Для Соединенного Королевства создание Международного Уголовного Суда является возможностью призвать к ответу преступников, совершающих геноцид, военные преступления и преступления против человечности в тех случаях, где национальная правовая система просто не в состоянии или не хочет помочь.
    Статут был подписан 89 странами, (Соединенное Королевство подписало его в ноябре 1998 года), и ратифицирован как уже сообщалось только четырьмя. Для того чтобы Международный Уголовный Суд начал функционировать, необходима ратификация Статута шестьюдесятью странами.
    Королева в одной из своих речей отметила, что "британское правительство рассматривает Международный Уголовный Суд как главное достижение в международном правосудии, которое гарантирует, что те, кто совершает самые страшные преступления, которые только известны человечеству, будут призваны к ответу".
    В связи с этим уже в эту парламентскую сессию будет внесен так называемый билль "О Международном Уголовном Суде" (International Criminal Court Bill), который уполномочит парламент ратифицировать Римский Статут.
    Если билль будет принят, обязательства Великобритании по отношению к Суду будут включать также арест и передачу подозреваемых (вопрос, который широко дискутировался в правовых спорах по поводу задержания бывшего чилийского диктатора генерала Августо Пиночета).
    Планируется также рассмотрение нового законопроекта "О предотвращении терроризма", который заменит уже существующее (временно) законодательство об анти-террористических мерах. В планах парламента создать "постоянное, действующее на всей территории Великобритании законодательство, которое станет эффективным орудием в борьбе против всех форм терроризма, с которыми пришлось столкнуться стране в последнее время".
    Законопроект будет содержать новую дефиницию терроризма, включающую такие его проявления, свойственные на данный момент только Великобритании, как нападения экстремистов защитников прав животных, международный терроризм и терроризм, связанный с Северной Ирландией. "Необходимо наличие адекватных полномочий для борьбы с такой деятельностью, - заявил недавно генерал Невил Неглер, - однако следует также включить в законопроект положения, которые вводили бы ответственность за подстрекательство к совершению террористических актов".

    Исследование Красного Креста по проблеме военных преступлений и судов.

    Международный Комитет Красного Креста совместно с Greenberg Research Inc. провели социологическое исследование в 17 странах мира, в 12 из которых проводились военные действия. Было опрошено около 20000 человек. Ниже приведены его результаты:
    Настолько ли важны правовые нормы, что если лицо нарушает их во время военных действий, оно обязательно должно быть наказано?
    59% - Да
    18% - Нет
    23% - затруднились ответить

    Те, кто ответил на предыдущий вопрос положительно, считают, что наказание для таких лиц должно быть следующим:
    76% - их надо привлечь к суду
    5% - достаточно широкой общественной огласки
    7% - их надо амнистировать
    5% - они должны быть "забыты после войны"
    4% - они должны быть "прощены после войны"
    3% - затруднились ответить

    Кто должен определять наказание?
    36% - Международный Уголовный Суд
    24% - национальное правительство
    19% - национальные суды
    7% - "сами войска"
    5% - национальные политические лидеры
    2% - само общество
    2% - иное
    4% - затруднились ответить

    Среди тех, кто считает, что Международный Уголовный Суд должен определять наказание, было:
    76% палестинцев
    61% жителей Боснии
    54% камбоджийцев
    52% нигерийцев

    Однако только:
    11% афганцев
    14% абхазцев
    16% грузин считают, что Международный Уголовный Суд будет адекватным.

    Отдельное исследование в странах, входящих в Совет Безопасности, показало, что МУС поддерживают:
    21% населения в России
    40% населения в США
    51% населения в Великобритании
    62% населения во Франции

К началу страницы